Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 29.03.2024
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

6 июня 2001 г. № 32-З

О перевозке опасных грузов

Принят Палатой представителей 4 мая 2001 года
Одобрен Советом Республики 17 мая 2001 года

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 29 июня 2006 г. № 137-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 107, 2/1235);

Закон Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 162-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 122, 2/1259);

Закон Республики Беларусь от 9 июля 2007 г. № 247-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 170, 2/1344);

Закон Республики Беларусь от 26 декабря 2007 г. № 300-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 305, 2/1397);

Закон Республики Беларусь от 22 декабря 2011 г. № 326-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 1, 2/1878);

Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 62-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.07.2013, 2/2060) – новая редакция;

Закон Республики Беларусь от 10 декабря 2020 г. № 66-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 15.12.2020, 2/2785)

 

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения

Для целей настоящего Закона применяются следующие основные термины и их определения:

авария – событие, произошедшее с опасным грузом при его перевозке (взрыв, возгорание, утечка, просыпание) и повлекшее причинение вреда жизни или здоровью физического лица (физических лиц) либо причинение вреда имуществу или окружающей среде;

безопасность перевозки опасных грузов – состояние защищенности от возникновения аварий и инцидентов, обеспеченное комплексом организационных и технических мероприятий, установленных настоящим Законом, правилами по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов, иными актами законодательства в области перевозки опасных грузов;

инцидент – событие, произошедшее с опасным грузом при его перевозке (взрыв, возгорание, утечка, просыпание), не повлекшее причинения вреда жизни или здоровью физического лица (физических лиц) либо причинения вреда имуществу или окружающей среде;

классификация опасных грузов – отнесение опасного груза к классу, подклассу, категории и группе в зависимости от вида и степени опасности груза;

опасные грузы – вещества, материалы и изделия, обладающие свойствами, проявление которых при перевозке может послужить причиной взрыва и (или) пожара, привести к гибели, заболеванию, травмированию, отравлению, облучению или ожогам людей и (или) животных, а также вызвать повреждение транспортных средств, коммуникаций, сооружений, технических устройств и иного имущества и (или) нанести вред окружающей среде;

охрана опасных грузов – деятельность государственных органов и иных организаций по охране объектов перевозки опасных грузов от противоправных посягательств, в том числе по предотвращению незаконного доступа к ним;

перевозка опасных грузов – совокупность организационных и технологических операций по перемещению опасных грузов с использованием транспортных средств от места их отправления до места назначения, выполняемых на договорной основе или других законных основаниях, включая погрузку (налив), выгрузку (слив), остановки, стоянки и любое время нахождения опасных грузов в транспортных средствах, цистернах и контейнерах, требующееся в соответствии с условиями перевозки, а также промежуточное временное складирование опасных грузов в целях смены вида транспорта либо транспортного средства (перегрузка, перевалка);

перечень опасных грузов, допущенных к перевозке, – списки, алфавитные указатели и другие перечисления опасных грузов, определенные правилами по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов;

сопровождение опасных грузов – комплекс мероприятий по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов с использованием транспортных средств сопровождения, и (или) выделением сопровождающих лиц, и (или) обеспечением охраны;

транспортное средство – железнодорожное транспортное средство, механическое транспортное средство, прицеп или полуприцеп к нему, морское судно, судно внутреннего плавания, судно смешанного (река – море) плавания, маломерное судно, воздушное судно, используемые при перевозке опасных грузов.

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при перевозке опасных грузов, осуществляемой на территории Республики Беларусь.

Действие настоящего Закона не распространяется на технологические перевозки опасных грузов на территориях организаций, осуществляющих их производство, переработку, хранение, применение и (или) уничтожение, если такие перевозки осуществляются без выхода на автомобильные дороги общего пользования и железнодорожные пути общего пользования.

Статья 3. Правовое регулирование отношений в области перевозки опасных грузов

Отношения в области перевозки опасных грузов регулируются законодательством в области перевозки опасных грузов, а также международными договорами Республики Беларусь и иными международно-правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь.

Законодательство в области перевозки опасных грузов основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Гражданского кодекса Республики Беларусь, настоящего Закона, нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь и иных актов законодательства, регламентирующих перевозку опасных грузов, в том числе технических нормативных правовых актов.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Субъекты перевозки опасных грузов

Субъектами перевозки опасных грузов (далее – субъекты перевозки) являются:

потребители транспортных работ и услуг по перевозке опасных грузов (Республика Беларусь, административно-территориальные единицы Республики Беларусь, юридические лица, в том числе иностранные и международные юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, пользующиеся транспортными работами и услугами по перевозке опасных грузов) (далее – потребители транспортных работ и услуг);

производители транспортных работ и услуг по перевозке опасных грузов (Республика Беларусь, административно-территориальные единицы Республики Беларусь, юридические лица, в том числе иностранные и международные юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами, индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозку, сопровождение и (или) охрану опасных грузов) (далее – производители транспортных работ и услуг).

Статья 5. Объекты перевозки опасных грузов

Объектами перевозки опасных грузов (далее – объекты перевозки) являются опасные грузы, транспортные средства, коммуникации, сооружения, технические устройства и иное имущество, используемые при перевозке опасных грузов.

Объекты перевозки являются потенциально опасными объектами.

ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ РАБОТ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

Статья 6. Государственное регулирование в области перевозки опасных грузов

Государственное регулирование в области перевозки опасных грузов осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством по чрезвычайным ситуациям и другими республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции.

Статья 7. Полномочия Президента Республики Беларусь в области перевозки опасных грузов

Президент Республики Беларусь в области перевозки опасных грузов:

определяет единую государственную политику;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 8. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области перевозки опасных грузов

Совет Министров Республики Беларусь в области перевозки опасных грузов:

обеспечивает проведение единой государственной политики;

устанавливает порядок регистрации, снятия с учета механических транспортных средств, прицепов или полуприцепов к ним, используемых при перевозке опасных грузов, в том числе принадлежащих Министерству обороны, Министерству внутренних дел, Комитету государственной безопасности, Государственному пограничному комитету, другим войскам и воинским формированиям, а также порядок внесения изменений в документы, связанные с регистрацией этих средств, прицепов или полуприцепов;

устанавливает порядок допуска механических транспортных средств, прицепов или полуприцепов к ним, в том числе принадлежащих Министерству обороны, Министерству внутренних дел, Комитету государственной безопасности, Государственному пограничному комитету, другим войскам и воинским формированиям, к перевозке опасных грузов;

устанавливает порядок выдачи свидетельств о подготовке работников субъектов перевозки, занятых перевозкой опасных грузов, их дубликатов;

устанавливает порядок выдачи разрешений на право проведения подготовки и переподготовки лиц, занятых перевозкой опасных грузов, их дубликатов;

осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законами и актами Президента Республики Беларусь.

Статья 9. Полномочия Министерства по чрезвычайным ситуациям и Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям в области перевозки опасных грузов

Министерство по чрезвычайным ситуациям в области перевозки опасных грузов:

реализует государственную политику и осуществляет государственное регулирование;

координирует деятельность других республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь;

обеспечивает осуществление государственного надзора за организацией работ по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов, за исключением надзора за потенциально опасными объектами, производствами и связанными с ними видами деятельности, имеющими специфику военного применения, перечень которых утверждается Советом Министров Республики Беларусь;

в пределах своей компетенции принимает своевременные меры по устранению причин и условий, приводящих к нарушению законодательства в области перевозки опасных грузов;

участвует в подготовке и осуществлении мероприятий по предупреждению возникновения аварий и инцидентов, а также по ликвидации их последствий;

в пределах своей компетенции разрабатывает и принимает нормативные правовые акты в области перевозки опасных грузов, в том числе технические нормативные правовые акты;

согласовывает проекты нормативных правовых актов в области перевозки опасных грузов, в том числе проекты технических нормативных правовых актов;

устанавливает порядок технического расследования причин аварий и инцидентов;

осуществляет координацию деятельности по разработке и реализации программ по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов;

разрабатывает и утверждает программы подготовки и переподготовки работников субъектов перевозки, занятых перевозкой опасных грузов, устанавливает порядок подготовки и переподготовки указанных работников;

устанавливает формы свидетельств о подготовке работников субъектов перевозки, занятых перевозкой опасных грузов;

запрашивает и получает безвозмездно от других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей информацию, необходимую для выполнения возложенных на него функций;

изучает, обобщает и распространяет передовой опыт зарубежных стран;

осуществляет международное сотрудничество;

осуществляет в установленном порядке сбор информации об угрозе возникновения или о возникновении аварий и инцидентов и обмен ею;

обеспечивает своевременное информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении аварий и инцидентов;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами.

Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям (далее – Госпромнадзор) в области перевозки опасных грузов осуществляет:

административные процедуры в соответствии с законодательством;

прием экзаменов у работников субъектов перевозки, занятых перевозкой опасных грузов, для выполнения перевозки опасных грузов после их подготовки или переподготовки в обучающих организациях в соответствии с требованиями правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов и выдачу свидетельств о подготовке работников субъектов перевозки, занятых перевозкой опасных грузов, их дубликатов, за исключением приема экзаменов и выдачи свидетельств, их дубликатов военнослужащим Вооруженных Сил Республики Беларусь, транспортных войск и органов пограничной службы;

регистрацию, снятие с учета механических транспортных средств, прицепов или полуприцепов к ним, используемых при перевозке опасных грузов, за исключением механических транспортных средств, прицепов или полуприцепов к ним, принадлежащих Министерству обороны, Министерству внутренних дел, Комитету государственной безопасности, Государственному пограничному комитету, другим войскам и воинским формированиям, а также внесение изменений в документы, связанные с регистрацией этих средств, прицепов или полуприцепов;

иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства.

Статья 10. Полномочия Министерства транспорта и коммуникаций в области перевозки опасных грузов

Министерство транспорта и коммуникаций в области перевозки опасных грузов:

в пределах своей компетенции реализует государственную политику и осуществляет государственное регулирование в организациях, подчиненных Министерству транспорта и коммуникаций;

в пределах своей компетенции принимает своевременные меры по устранению причин и условий, приводящих к нарушению законодательства в области перевозки опасных грузов;

обеспечивает проведение мероприятий по предупреждению нарушений в области безопасной перевозки опасных грузов автомобильным, железнодорожным, воздушным и внутренним водным транспортом;

обеспечивает проведение государственного технического осмотра, допуск механических транспортных средств, прицепов или полуприцепов к ним к перевозке опасных грузов, за исключением механических транспортных средств, прицепов или полуприцепов к ним, принадлежащих Министерству обороны, Министерству внутренних дел, Комитету государственной безопасности, Государственному пограничному комитету, другим войскам и воинским формированиям;

в пределах своей компетенции разрабатывает и принимает нормативные правовые акты, содержащие требования по безопасной перевозке опасных грузов, в том числе технические нормативные правовые акты;

согласовывает проекты нормативных правовых актов, содержащие требования по безопасной перевозке опасных грузов, в том числе проекты технических нормативных правовых актов;

осуществляет в установленном порядке сбор информации об угрозе возникновения или о возникновении аварий и инцидентов и обмен ею;

обеспечивает своевременное информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении аварий и инцидентов;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства.

Статья 11. Полномочия Министерства обороны в области перевозки опасных грузов

Министерство обороны в области перевозки опасных грузов:

в пределах своей компетенции реализует государственную политику и осуществляет государственное регулирование в Вооруженных Силах Республики Беларусь и транспортных войсках;

осуществляет управление деятельностью подчиненных (входящих в состав, систему) субъектов перевозки, в том числе обеспечивает соблюдение законодательства в области перевозки опасных грузов при перевозке опасных грузов транспортными средствами, принадлежащими Министерству обороны;

в пределах своей компетенции принимает своевременные меры по устранению причин и условий, приводящих к нарушению законодательства в области перевозки опасных грузов;

осуществляет административные процедуры в соответствии с законодательством;

обеспечивает сопровождение и охрану опасных грузов, принадлежащих Министерству обороны, при их перевозке;

обеспечивает проведение государственного технического осмотра, ремонт, допуск принадлежащих Министерству обороны механических транспортных средств, прицепов или полуприцепов к ним к перевозке опасных грузов, а также ремонт, допуск к эксплуатации и обслуживание принадлежащих данному Министерству коммуникаций, сооружений и технических устройств, используемых при перевозке опасных грузов;

осуществляет техническое расследование причин аварий и инцидентов, произошедших при перевозке опасных грузов транспортными средствами, принадлежащими Министерству обороны;

обеспечивает регистрацию, снятие с учета принадлежащих Министерству обороны механических транспортных средств, прицепов или полуприцепов к ним, используемых при перевозке опасных грузов, а также внесение изменений в документы, связанные с регистрацией этих средств, прицепов или полуприцепов;

осуществляет прием экзаменов у военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь и транспортных войск после их подготовки или переподготовки в обучающих организациях в соответствии с требованиями правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов и выдачу свидетельств о подготовке водителей механических транспортных средств для выполнения перевозки опасных грузов, их дубликатов;

осуществляет в установленном порядке сбор информации об угрозе возникновения или о возникновении аварий и инцидентов и обмен ею;

обеспечивает своевременное информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении аварий и инцидентов;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 12. Полномочия Министерства внутренних дел и Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел в области перевозки опасных грузов

Министерство внутренних дел в области перевозки опасных грузов:

в пределах своей компетенции реализует государственную политику и осуществляет государственное регулирование в органах внутренних дел и внутренних войсках Министерства внутренних дел;

осуществляет управление деятельностью подчиненных (входящих в состав, систему) субъектов перевозки, в том числе обеспечивает соблюдение законодательства в области перевозки опасных грузов при перевозке опасных грузов транспортными средствами, принадлежащими Министерству внутренних дел;

в пределах своей компетенции принимает своевременные меры по устранению причин и условий, приводящих к нарушению законодательства в области перевозки опасных грузов;

осуществляет техническое расследование причин аварий и инцидентов, произошедших при перевозке опасных грузов транспортными средствами, принадлежащими Министерству внутренних дел;

обеспечивает проведение государственного технического осмотра, допуск принадлежащих Министерству внутренних дел механических транспортных средств, прицепов или полуприцепов к ним к перевозке опасных грузов;

обеспечивает регистрацию, снятие с учета принадлежащих Министерству внутренних дел механических транспортных средств, прицепов или полуприцепов к ним, используемых при перевозке опасных грузов, а также внесение изменений в документы, связанные с регистрацией этих средств, прицепов или полуприцепов;

осуществляет в установленном порядке сбор информации об угрозе возникновения или о возникновении аварий и инцидентов и обмен ею;

обеспечивает своевременное информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении аварий и инцидентов;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами.

Государственная автомобильная инспекция Министерства внутренних дел в области перевозки опасных грузов:

осуществляет контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения;

осуществляет иные функции, установленные законодательством.

Статья 13. Полномочия Комитета государственной безопасности в области перевозки опасных грузов

Комитет государственной безопасности в области перевозки опасных грузов:

в пределах своей компетенции реализует государственную политику и осуществляет государственное регулирование в органах государственной безопасности;

осуществляет управление деятельностью подчиненных (входящих в состав, систему) субъектов перевозки, в том числе обеспечивает соблюдение законодательства в области перевозки опасных грузов при перевозке опасных грузов транспортными средствами, принадлежащими Комитету государственной безопасности;

в пределах своей компетенции принимает своевременные меры по устранению причин и условий, приводящих к нарушению законодательства в области перевозки опасных грузов;

обеспечивает проведение государственного технического осмотра, допуск принадлежащих Комитету государственной безопасности механических транспортных средств, прицепов или полуприцепов к ним к перевозке опасных грузов;

обеспечивает регистрацию, снятие с учета принадлежащих Комитету государственной безопасности механических транспортных средств, прицепов или полуприцепов к ним, используемых при перевозке опасных грузов, а также внесение изменений в документы, связанные с регистрацией этих средств, прицепов или полуприцепов;

осуществляет техническое расследование причин аварий и инцидентов, произошедших при перевозке опасных грузов транспортными средствами, принадлежащими Комитету государственной безопасности;

осуществляет в установленном порядке сбор информации об угрозе возникновения или о возникновении аварий и инцидентов и обмен ею;

обеспечивает своевременное информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении аварий и инцидентов;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 14. Полномочия Государственного пограничного комитета в области перевозки опасных грузов

Государственный пограничный комитет в области перевозки опасных грузов:

в пределах своей компетенции реализует государственную политику и осуществляет государственное регулирование в органах пограничной службы;

осуществляет управление деятельностью подчиненных (входящих в состав, систему) субъектов перевозки, в том числе обеспечивает соблюдение законодательства в области перевозки опасных грузов при перевозке опасных грузов транспортными средствами, принадлежащими Государственному пограничному комитету;

в пределах своей компетенции принимает своевременные меры по устранению причин и условий, приводящих к нарушению законодательства в области перевозки опасных грузов;

обеспечивает сопровождение и охрану опасных грузов, принадлежащих Государственному пограничному комитету, при их перевозке;

обеспечивает проведение государственного технического осмотра, допуск принадлежащих Государственному пограничному комитету механических транспортных средств, прицепов или полуприцепов к ним к перевозке опасных грузов;

осуществляет техническое расследование причин аварий и инцидентов, произошедших при перевозке опасных грузов транспортными средствами, принадлежащими Государственному пограничному комитету;

обеспечивает регистрацию, снятие с учета принадлежащих Государственному пограничному комитету механических транспортных средств, прицепов или полуприцепов к ним, используемых при перевозке опасных грузов, а также внесение изменений в документы, связанные с регистрацией этих средств, прицепов или полуприцепов;

осуществляет прием экзаменов у военнослужащих органов пограничной службы после их подготовки или переподготовки в обучающих организациях в соответствии с требованиями правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов и выдачу свидетельств о подготовке водителей механических транспортных средств для выполнения перевозки опасных грузов, их дубликатов;

осуществляет в установленном порядке сбор информации об угрозе возникновения или о возникновении аварий и инцидентов и обмен ею;

обеспечивает своевременное информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении аварий и инцидентов;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 15. Полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в области перевозки опасных грузов

Местные исполнительные и распорядительные органы в области перевозки опасных грузов:

обеспечивают в пределах своей компетенции выполнение требований законодательства в области перевозки опасных грузов на территории соответствующих административно-территориальных единиц;

в пределах своей компетенции принимают своевременные меры по устранению причин и условий, приводящих к нарушению законодательства в области перевозки опасных грузов;

осуществляют в установленном порядке сбор информации об угрозе возникновения или о возникновении аварий и инцидентов и обмен ею;

обеспечивают своевременное информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении аварий и инцидентов;

принимают участие в техническом расследовании причин аварий и инцидентов, произошедших на территории соответствующих административно-территориальных единиц;

осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства.

Статья 16. Государственный надзор за организацией работ по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов

Государственный надзор за организацией работ по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов осуществляется в целях предотвращения, выявления и пресечения нарушения законодательства в области перевозки опасных грузов.

Государственный надзор за организацией работ по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов осуществляется в порядке, установленном законодательством о контрольной (надзорной) деятельности:

Госпромнадзором, областными, Минским городским управлениями Госпромнадзора – в форме проверок в сфере организации работ по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов, в форме мероприятий технического (технологического, поверочного) характера в сфере осмотра объектов перевозки на предмет их технического состояния, оснащения, оформления документации, соблюдения маршрута следования, а также в иных формах государственного надзора, предусмотренных законодательством о контрольной (надзорной) деятельности;

Министерством обороны – в форме проверок в сфере надзора за потенциально опасными объектами, производствами и связанными с ними видами деятельности, имеющими специфику военного применения, перечень которых утверждается Советом Министров Республики Беларусь, а также в иных формах государственного надзора, предусмотренных законодательством о контрольной (надзорной) деятельности.

Государственный надзор за организацией работ по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов, осуществляемой на объектах перевозки, принадлежащих Министерству внутренних дел, Комитету государственной безопасности, Государственному пограничному комитету, другим войскам и воинским формированиям, не осуществляется.

Статья 161. Управление деятельностью подчиненных (входящих в состав, систему) субъектов перевозки

Управление деятельностью подчиненных (входящих в состав, систему) субъектов перевозки осуществляется соответственно Министерством обороны, Министерством внутренних дел, Комитетом государственной безопасности, Государственным пограничным комитетом, другими войсками и воинскими формированиями в пределах их компетенции и в установленном ими порядке.

Управление деятельностью подчиненных (входящих в состав, систему) субъектов перевозки осуществляется посредством регулирования их деятельности и реализации полномочий собственника с анализом эффективности выполнения функций и задач, возложенных на них законодательством в области перевозки опасных грузов, выработкой предложений по ее повышению и обеспечению соблюдения законодательства в области перевозки опасных грузов при перевозке опасных грузов транспортными средствами, принадлежащими Министерству обороны, Министерству внутренних дел, Комитету государственной безопасности, Государственному пограничному комитету, другим войскам и воинским формированиям.

ГЛАВА 3
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

Статья 17. Правила по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов

Правила по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов являются техническими нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для соблюдения требования в области перевозки опасных грузов, в том числе перечни опасных грузов, допущенных к перевозке.

Правила по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов разрабатываются и утверждаются Министерством по чрезвычайным ситуациям, за исключением случая, предусмотренного частью третьей настоящей статьи.

Правила по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов в отношении объектов перевозки, включенных в утвержденный Советом Министров Республики Беларусь перечень потенциально опасных объектов, производств и связанных с ними видов деятельности, имеющих специфику военного применения, разрабатываются и утверждаются Министерством обороны.

Статья 18. Допуск опасных грузов к перевозке

К перевозке определенным видом транспорта допускаются опасные грузы, включенные в перечни опасных грузов, допущенных к перевозке соответствующим видом транспорта.

Потребители транспортных работ и услуг обязаны предоставить опасные грузы к перевозке в соответствии с требованиями настоящего Закона, иных актов законодательства в области перевозки опасных грузов, в том числе в соответствии с обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов.

К перевозочным документам на опасные грузы потребитель транспортных работ и услуг обязан приложить сопроводительные документы, предусмотренные актами законодательства в области перевозки опасных грузов, в том числе обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов.

Перевозочные и сопроводительные документы оформляются на белорусском и (или) русском языках, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.

Статья 19. Права производителей транспортных работ и услуг в области перевозки опасных грузов

Производители транспортных работ и услуг в области перевозки опасных грузов имеют право:

устанавливать тарифы на работы и услуги в области перевозки, сопровождения и (или) охраны опасных грузов в соответствии с законодательством;

требовать от потребителей транспортных работ и услуг возмещения причиненных им убытков в соответствии с законодательством и (или) заключенными договорами;

отказать в перевозке опасных грузов при обнаружении нарушений потребителем транспортных работ и услуг требований настоящего Закона, иных актов законодательства в области перевозки опасных грузов, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, и (или) условий заключенного договора.

Законодательством могут быть предусмотрены и иные права производителей транспортных работ и услуг в области перевозки опасных грузов.

Статья 20. Обязанности производителей транспортных работ и услуг в области перевозки опасных грузов

Производители транспортных работ и услуг в области перевозки опасных грузов обязаны:

осуществлять перевозку, сопровождение и (или) охрану опасных грузов в порядке, установленном актами законодательства в области перевозки опасных грузов, в том числе обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов, а также заключенными договорами;

своевременно проводить в установленном порядке анализ технического состояния, техническое диагностирование, испытания, освидетельствование принадлежащих им транспортных средств, коммуникаций, сооружений и технических устройств, используемых при перевозке опасных грузов;

обеспечивать соответствие объектов перевозки требованиям правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов, иных актов законодательства в области перевозки опасных грузов, в том числе обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов;

представлять по требованию органов, указанных в части второй статьи 16 настоящего Закона, при проведении проверок в соответствии с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности достоверную информацию о принадлежащих им транспортных средствах, используемых при перевозке опасных грузов, а также об иных объектах перевозки;

приостанавливать деятельность по перевозке опасных грузов по требованию (предписанию) органов, указанных в части второй статьи 16 настоящего Закона, при проведении проверок и мониторингов в соответствии с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности, в случае аварий и инцидентов, а также в случае обнаружения обстоятельств, влияющих на безопасность перевозки опасных грузов;

выполнять требования (предписания) органов, указанных в части второй статьи 16 настоящего Закона, об устранении нарушений (запрещении перевозки опасных грузов, эксплуатации иных объектов перевозки), вынесенные в пределах их компетенции в соответствии с законодательством;

разрабатывать и осуществлять мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации аварий и инцидентов, а также по ликвидации их последствий;

своевременно информировать в установленном порядке об авариях и инцидентах органы, указанные в части второй статьи 16 настоящего Закона, в соответствии с их компетенцией, а также местные исполнительные и распорядительные органы, на территории которых произошли аварии и инциденты, и оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварий и инцидентов;

принимать технические меры по созданию и развертыванию инженерных систем контроля, наблюдения и поддержки действий при возможных авариях, систем оповещения и связи, средств и систем защиты, а также обеспечивать отработку практических навыков, связанных с действиями при авариях;

принимать меры по защите жизни и здоровья населения, окружающей среды от вредных воздействий перевозимых опасных грузов, в том числе при возникновении аварий и инцидентов;

обеспечивать безопасность работников и военнослужащих, осуществляющих деятельность в области перевозки опасных грузов, предупреждать этих работников и военнослужащих о степени опасности выполняемых работ и обеспечивать их средствами индивидуальной защиты, а при необходимости – средствами связи;

допускать к работе по перевозке опасных грузов лиц, отвечающих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к выполнению указанной работы;

использовать транспортные средства, иные объекты перевозки в соответствии с требованиями, установленными актами законодательства в области перевозки опасных грузов, в том числе в соответствии с обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов;

разрабатывать планы (программы) по замене транспортных средств, используемых при перевозке опасных грузов, отработавших нормативный срок службы;

принимать участие в техническом расследовании причин аварий и инцидентов.

Законодательством могут быть предусмотрены и иные обязанности производителей транспортных работ и услуг в области перевозки опасных грузов.

Статья 21. Права потребителей транспортных работ и услуг в области перевозки опасных грузов

Потребители транспортных работ и услуг в области перевозки опасных грузов имеют право:

выбирать производителей транспортных работ и услуг;

отказаться от транспортных работ и услуг при нарушении производителем транспортных работ и услуг требований настоящего Закона, иных актов законодательства в области перевозки опасных грузов, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, и (или) условий заключенных договоров;

требовать от производителей транспортных работ и услуг возмещения причиненных ими убытков в порядке и размерах, установленных актами законодательства и (или) заключенными договорами.

Законодательством могут быть предусмотрены и иные права потребителей транспортных работ и услуг в области перевозки опасных грузов.

Статья 22. Обязанности потребителей транспортных работ и услуг в области перевозки опасных грузов

Потребители транспортных работ и услуг в области перевозки опасных грузов обязаны:

соблюдать требования настоящего Закона, иных актов законодательства в области перевозки опасных грузов, в том числе обязательные для соблюдения требования технических нормативных правовых актов, а также условия заключенных договоров;

классифицировать опасные грузы при их изготовлении и (или) отправлении;

при отправлении опасного груза представлять достоверную информацию об опасном грузе, включая письменные инструкции о порядке действий при аварии и инциденте (аварийную карточку);

обеспечивать соответствие тары, упаковки, контейнеров и иного имущества, принадлежащего потребителю транспортных работ и услуг, используемого при перевозке опасных грузов, требованиям, установленным актами законодательства в области перевозки опасных грузов, в том числе обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов;

своевременно проводить в установленном порядке анализ технического состояния, техническое диагностирование, испытания, освидетельствование принадлежащих им транспортных средств, коммуникаций, сооружений и технических устройств, используемых при перевозке опасных грузов;

обеспечивать соответствие объектов перевозки требованиям правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов, иных актов законодательства в области перевозки опасных грузов, в том числе обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов;

выполнять требования (предписания) органов, указанных в части второй статьи 16 настоящего Закона, об устранении нарушений (запрещении перевозки опасных грузов, эксплуатации иных объектов перевозки), вынесенные в пределах их компетенции в соответствии с законодательством;

разрабатывать и осуществлять мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации аварий и инцидентов, а также по ликвидации последствий аварий и инцидентов, произошедших на территории потребителя транспортных работ и услуг;

принимать участие в техническом расследовании причин аварий и инцидентов;

допускать к работе по перевозке опасных грузов лиц, отвечающих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к выполнению указанной работы;

обеспечивать безопасность работников и военнослужащих, осуществляющих деятельность в области перевозки опасных грузов, предупреждать этих работников и военнослужащих о степени опасности выполняемых работ и обеспечивать их средствами индивидуальной защиты, а при необходимости – средствами связи;

своевременно информировать в установленном порядке об авариях и инцидентах органы, указанные в части второй статьи 16 настоящего Закона, в соответствии с их компетенцией, а также местные исполнительные и распорядительные органы, на территории которых произошли аварии и инциденты, и оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварий и инцидентов.

Законодательством могут быть предусмотрены и иные обязанности потребителей транспортных работ и услуг в области перевозки опасных грузов.

Статья 23. Сопровождение и (или) охрана опасных грузов при их перевозке

Сопровождение и (или) охрана опасных грузов при их перевозке производятся в случаях и порядке, предусмотренных правилами по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов, иными актами законодательства.

Взрывчатые вещества, перевозимые по территории Республики Беларусь, за исключением пиротехнических изделий и веществ, определенных актами законодательства, подлежат обязательному сопровождению и (или) охране в установленном законодательством порядке.

Обязательное сопровождение и (или) охрана в соответствии с частью второй настоящей статьи осуществляются подразделениями Департамента охраны Министерства внутренних дел, военизированной охраной государственного объединения «Белорусская железная дорога» Министерства транспорта и коммуникаций (при перемещении железнодорожным транспортом), воинскими формированиями и военизированными организациями, организациями, обладающими правом создания военизированной охраны.

Статья 24. Отказ в перевозке опасных грузов

Потребителю транспортных работ и услуг может быть отказано в перевозке опасных грузов в случаях, если:

опасный груз не включен в перечень опасных грузов, допущенных к перевозке соответствующим видом транспорта;

не представлена достоверная информация об опасном грузе;

тара, упаковка, контейнеры и иное имущество, используемые при перевозке опасных грузов, не соответствуют требованиям, установленным актами законодательства в области перевозки опасных грузов, в том числе обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов;

в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Статья 25. Подготовка и переподготовка работников субъектов перевозки и военнослужащих, занятых перевозкой опасных грузов

Работники субъектов перевозки и военнослужащие, занятые перевозкой опасных грузов, должны проходить подготовку и переподготовку в области перевозки опасных грузов в случаях, предусмотренных правилами по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов.

Порядок подготовки и переподготовки работников субъектов перевозки, занятых перевозкой опасных грузов, устанавливается Министерством по чрезвычайным ситуациям.

Подготовку и переподготовку работников субъектов перевозки, занятых перевозкой опасных грузов, проводят обучающие организации, имеющие разрешение на право проведения подготовки и переподготовки лиц, занятых перевозкой опасных грузов, выданное Госпромнадзором в соответствии с законодательством об административных процедурах, за исключением случая, предусмотренного частью четвертой настоящей статьи.

Подготовку и переподготовку работников субъектов перевозки, занятых перевозкой опасных грузов, принадлежащих Вооруженным Силам Республики Беларусь и транспортным войскам, проводят обучающие организации, имеющие разрешение на право проведения подготовки и переподготовки лиц, занятых перевозкой опасных грузов, выданное главной военной инспекцией Вооруженных Сил Республики Беларусь в соответствии с законодательством об административных процедурах.

Порядок подготовки и переподготовки военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь, транспортных войск и органов пограничной службы, занятых перевозкой опасных грузов, устанавливается соответственно Министерством обороны, Государственным пограничным комитетом по согласованию с Министерством по чрезвычайным ситуациям.

Статья 26. Требования к водителям механических транспортных средств, выполняющим перевозку опасных грузов

К управлению механическими транспортными средствами (за исключением тракторов), используемыми при перевозке опасных грузов, допускаются водители механических транспортных средств:

не моложе двадцати одного года, имеющие стаж управления механическими транспортными средствами, прицепами или полуприцепами к ним категорий «B», «C», «B» и «C», составами транспортных средств категорий «BE» и «CE» не менее трех лет, при наличии свидетельства о подготовке водителя механического транспортного средства для выполнения перевозки опасных грузов;

являющиеся военнослужащими, проходящими срочную военную службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях, государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, в порядке, установленном соответственно Министерством обороны, Министерством внутренних дел, Комитетом государственной безопасности, Государственным пограничным комитетом, другими государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, по согласованию с Министерством по чрезвычайным ситуациям.

Водители механических транспортных средств, выполняющие перевозки опасных грузов, должны проходить обязательные предрейсовое медицинское обследование и медицинское переосвидетельствование в порядке, установленном Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством внутренних дел и Министерством транспорта и коммуникаций.

Обязательное медицинское переосвидетельствование водителей механических транспортных средств, выполняющих перевозки опасных грузов, проводится через каждые три года, а достигших пятидесятилетнего возраста – ежегодно.

Статья 27. Охранные зоны при перевозке опасных грузов

На территориях, прилегающих к местам складирования, погрузки (налива), выгрузки (слива) опасных грузов, остановки, стоянки перевозящих их транспортных средств, при необходимости могут устанавливаться охранные зоны.

Порядок установления размеров и границ охранных зон, а также режим ведения хозяйственной и иной деятельности в них определяются правилами по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов.

ГЛАВА 4
ТЕХНИЧЕСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН АВАРИЙ И ИНЦИДЕНТОВ, ЛОКАЛИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ. УЧЕТ АВАРИЙ И ИНЦИДЕНТОВ

Статья 28. Техническое расследование причин аварий и инцидентов

По каждому факту возникновения аварий и инцидентов проводится техническое расследование их причин.

Порядок технического расследования причин аварий и инцидентов устанавливается Министерством по чрезвычайным ситуациям по согласованию с заинтересованными республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь.

К техническому расследованию причин аварий и инцидентов могут привлекаться экспертные организации и специалисты научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций.

Техническое расследование причин инцидентов проводится комиссией потребителя транспортных работ и услуг в случае инцидента, произошедшего на его территории, или производителя транспортных работ и услуг в случае инцидента, произошедшего при перевозке по дорогам (путям) общего пользования.

В состав комиссии по техническому расследованию причин инцидентов включаются представители Госпромнадзора, субъектов перевозки, а также иные лица по решению комиссии.

Техническое расследование причин инцидентов, произошедших при перевозке опасных грузов транспортными средствами, принадлежащими Министерству обороны, Министерству внутренних дел, Комитету государственной безопасности, Государственному пограничному комитету, другим войскам и воинским формированиям, проводится комиссией, возглавляемой представителем соответствующего органа.

Техническое расследование причин аварий при перевозке опасных грузов проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем Госпромнадзора, за исключением случая, предусмотренного частью восьмой настоящей статьи.

Техническое расследование причин аварий, произошедших при перевозке опасных грузов транспортными средствами, принадлежащими Министерству обороны, Министерству внутренних дел, Комитету государственной безопасности, Государственному пограничному комитету, другим войскам и воинским формированиям, проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем соответствующего органа.

В состав специальной комиссии по техническому расследованию причин аварий включаются представители:

местного исполнительного и распорядительного органа и (или) органа местного самоуправления, на территории которых произошла авария;

субъектов перевозки;

соответствующих территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды;

Госпромнадзора при расследовании причин аварий, произошедших при перевозке опасных грузов по дорогам (путям) общего пользования транспортными средствами, принадлежащими Министерству обороны, Министерству внутренних дел, Комитету государственной безопасности, Государственному пограничному комитету, другим войскам и воинским формированиям;

иные лица по решению специальной комиссии.

Работники субъектов перевозки и военнослужащие Вооруженных Сил Республики Беларусь, транспортных войск, органов государственной безопасности, органов пограничной службы, других войск и воинских формирований, занятые перевозкой опасных грузов, обязаны представлять в специальную комиссию по техническому расследованию причин аварии информацию, необходимую указанной комиссии для осуществления своих полномочий.

Результаты проведения технического расследования причин аварии заносятся в акт, в котором указываются:

причины и обстоятельства аварии;

размер причиненного вреда;

допущенные нарушения требований законодательства в области перевозки опасных грузов, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов;

субъекты перевозки, по вине которых произошла авария;

работники субъектов перевозки и военнослужащие Вооруженных Сил Республики Беларусь, транспортных войск, органов государственной безопасности, органов пограничной службы, других войск и воинских формирований, занятые перевозкой опасных грузов, допустившие нарушения требований законодательства в области перевозки опасных грузов, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов;

меры по локализации и ликвидации последствий аварии;

мероприятия, которые должны быть проведены по результатам технического расследования причин аварии;

предложения по предупреждению аварий;

иные сведения об аварии по решению специальной комиссии.

Финансирование расходов на техническое расследование причин аварий и инцидентов осуществляется субъектами перевозки, по вине которых произошли аварии и инциденты.

Статья 29. Локализация и ликвидация последствий аварий и инцидентов

Локализация и ликвидация последствий аварий и инцидентов осуществляются в соответствии с актами законодательства в области перевозки опасных грузов, в том числе в соответствии с обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов, силами и средствами субъектов перевозки и специализированных формирований, создаваемых в соответствии с актами законодательства.

Опасные грузы, пришедшие в негодность в результате аварий и инцидентов, подлежат сбору и ликвидации в соответствии с актами законодательства.

Статья 30. Учет аварий и инцидентов

Субъекты перевозки обязаны учитывать все произошедшие аварии и инциденты и направлять сведения о выполнении мероприятий по их устранению в Госпромнадзор, республиканские органы государственного управления в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Министерством по чрезвычайным ситуациям.

Госпромнадзор, республиканские органы государственного управления на основании сведений, представляемых в соответствии с частью первой настоящей статьи, осуществляют учет (сбор, накопление) и анализ данных об авариях и инцидентах, определяют меры по их предупреждению.

ГЛАВА 5
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ. ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА

Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства в области перевозки опасных грузов

Лица, виновные в нарушении законодательства в области перевозки опасных грузов, несут ответственность в соответствии с актами законодательства.

Статья 32. Возмещение вреда, причиненного нарушением законодательства в области перевозки опасных грузов

Юридические и физические лица обязаны в порядке, установленном законодательством, возместить вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу третьих лиц и окружающей среде вследствие нарушения ими законодательства в области перевозки опасных грузов.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.