Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 27.04.2024
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

28 июня 2023 г. № 196

О Концепции правовой политики Республики Беларусь

В целях дальнейшего развития правовой системы с учетом обновленной Конституции Республики Беларусь, а также современных вызовов и задач, стоящих перед государством и обществом, постановляю:

1. Утвердить Концепцию правовой политики Республики Беларусь (прилагается).

2. Государственным органам, организациям и их должностным лицам:

осуществлять разработку проектов нормативных правовых актов, планов их подготовки, определение актуальных направлений правовых исследований с учетом положений настоящей Концепции;

при применении нормативных правовых актов всех уровней, а также при реализации иных задач и функций руководствоваться положениями данной Концепции.

3. Признать утратившими силу указы Президента Республики Беларусь (приложение).

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Указ Президента
Республики Беларусь
28.06.2023 № 196

КОНЦЕПЦИЯ
правовой политики Республики Беларусь

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Концепция правовой политики Республики Беларусь основывается на Конституции, иных законодательных актах, нормах международно-правовых актов, содержащих обязательства нашего государства, и представляет собой совокупность положений, которые:

закрепляют цель, принципы, субъекты формирования и реализации правовой политики;

определяют историко-культурные основы и идеологические императивы правовой политики;

отражают эволюционный путь развития и современное состояние правовой системы;

устанавливают общие подходы к формированию и осуществлению правовой политики;

определяют приоритетные направления развития законодательства.

В настоящей Концепции понимается под:

правовой политикой – научно обоснованная деятельность государства при участии граждан, общественных институтов по формированию и развитию всех элементов правовой системы;

правовой системой – совокупность нормотворчества и его результатов, правоприменительной практики, правосознания, правовой культуры, а также иных правовых институтов, процессов и явлений, обеспечивающих нормативно урегулированное развитие общественных отношений.

2. Целями настоящей Концепции являются обеспечение эффективного функционирования и дальнейшее совершенствование правовой системы в интересах белорусского государства, общества и граждан.

На достижение заявленных целей должны быть направлены усилия всех субъектов формирования и реализации правовой политики – государственных и общественных институтов в рамках выполнения возложенных на них задач и функций, а также граждан в ходе их повседневной деятельности.

3. Государственные органы, организации, их должностные лица при формировании и реализации правовой политики обязаны исходить из того, что единственным источником государственной власти и носителем суверенитета является белорусский народ.

4. Граждане участвуют в реализации правовой политики как непосредственно, так и через представительные и иные органы, институты гражданского общества в пределах и формах, определенных Конституцией и принятыми в ее развитие актами законодательства.

5. Правовая политика, являющаяся неотъемлемой частью государственной политики, осуществляется в соответствии с принципами унитарного демократического социального правового государства, установленными Конституцией, общепризнанными принципами международного права, иными принципами нормотворческой и правоприменительной деятельности, определенными в законодательных актах.

Основные принципы формирования и реализации правовой политики:

стабильность, эволюционный путь развития правовой системы на основе учета современных потребностей государства, общества и граждан;

опора на ценности и культурные традиции белорусского народа, исторические, геополитические, социально-экономические особенности государства;

оперативность, гибкость и адекватность правового регулирования общественных отношений;

целостность и системность правового регулирования, единство всех направлений правовой политики, а также согласованность проводимой правовой, экономической, социальной и других видов государственной политики.

ГЛАВА 2
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИМПЕРАТИВЫ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ

6. Беларусь возникла на политической карте мира около двенадцати столетий назад и прошла длительный, сложный процесс становления и развития.

Неотъемлемое право народа Беларуси на самоопределение, на поступательное, устойчивое, самостоятельное существование в виде суверенного государства реализовалось в различных исторических и полиэтнических формах государственности: Полоцкое княжество, Туровское княжество, Киевская Русь, Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское, Речь Посполитая, Российская империя, Союз Советских Социалистических Республик.

7. Территориальное расположение Беларуси в центре Европы – на пересечении не только важнейших торговых маршрутов, но и интересов ведущих государств, политических, экономических и военных блоков, различных конфессий, национальных и культурных групп – обусловило необходимость поиска собственного пути развития.

На протяжении всей своей истории стране неоднократно приходилось искать компромисс во взаимодействии между Востоком и Западом, отстаивать независимость, обеспечивать безопасность по периметру границ, оказывать помощь как целым государствам, так и отдельным группам населения. Данные процессы отразились на менталитете белорусов, характер которых всегда отличали толерантность, созидательность, непринятие агрессии и давления извне. Важно сохранить и приумножить эти лучшие качества белорусского народа.

8. Сегодня Республика Беларусь – это государство, построенное на прочном фундаменте общечеловеческих ценностей, стремящееся к мирному сосуществованию, конструктивному диалогу и взаимовыгодному сотрудничеству с другими государствами и регионами, что находит отражение в национальном праве.

9. Идеологическими императивами правовой политики на современном этапе являются:

государственный суверенитет и территориальная целостность;

национальная безопасность;

обеспечение прав и свобод человека и гражданина, гарантий их реализации;

социальная справедливость, баланс прав и обязанностей человека и гражданина, социальная ответственность каждого;

свобода и равенство;

патриотизм;

народовластие;

благосостояние;

устойчивое развитие.

10. Государственный суверенитет является ключевым и неотъемлемым свойством государства, которое выражается:

в реальном обладании государством верховенством и полнотой власти на всей его территории;

в самостоятельности определения и осуществления внутренней и внешней политики;

в правосубъектности на международной арене. Членство Республики Беларусь в международных организациях и (или) иных интеграционных объединениях осуществляется при обязательном сохранении государственного суверенитета.

Территория Республики Беларусь определяет пределы распространения суверенной государственной власти, является единой и неотчуждаемой.

Эффективной гарантией обеспечения государственного суверенитета и территориальной целостности является конституционный запрет на заключение международных договоров, которые противоречат Конституции.

11. Национальная безопасность представляет собой состояние защищенности национальных интересов государства от внутренних и внешних угроз, характеризующееся в том числе:

правом народа самостоятельно определять свои судьбу и путь развития;

целостностью государства, внутренней стабильностью и надлежащей охраной общественного порядка;

возможностью государства выступать полноправным участником международных отношений.

Юридической основой консолидации усилий государства, общества и граждан по защите национальных интересов являются положения Конституции и Концепции национальной безопасности Республики Беларусь.

12. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина, гарантий их реализации является основной задачей деятельности белорусского государства, которое:

ответственно перед гражданином за создание политических, экономических, социально-культурных, духовных и иных условий для свободного и достойного развития личности;

исходит из того, что ограничение прав и свобод человека и гражданина допускается исключительно законом в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

13. Социальная справедливость выступает одним из основных условий реализации прав и свобод человека и гражданина и выражается:

в соответствии между трудом и вознаграждением, правонарушением и применяемыми мерами ответственности за его совершение;

в максимальном сближении интересов государства, общества и его граждан, их взаимной ответственности;

в гарантированности того, что никто на территории государства не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону.

Баланс прав и обязанностей человека и гражданина обеспечивает социальный консенсус, устойчивость социальных связей и гармоничное, эволюционное развитие государства, общества и отдельной личности. Государство в лице уполномоченных органов и должностных лиц, принимая (издавая) нормативные правовые акты, определяет содержание прав и обязанностей. Оптимальная регламентация прав и обязанностей содействует активизации человеческого потенциала.

Социальная ответственность предполагает активность и инициативу каждого, является побудительным мотивом для выполнения юридических обязанностей.

14. Свобода – это основополагающее неотъемлемое право человека на выбор варианта поведения, не влекущего за собой ущемления охраняемых законом интересов, прав и свобод других лиц. Равенство выражается в том, что государство устанавливает общие для всех граждан нормы поведения, одинаковые для каждого способы приобретения и осуществления прав и выполнения обязанностей.

15. Патриотизм – способность ставить государственные интересы выше личных, стремление сохранять и развивать свою страну, ее традиции, культуру, готовность гражданина защищать интересы государства, его конституционный строй и территориальную целостность. Патриотизм тесно связан с национально-государственным самосознанием и самоуважением народа, что находит проявление через:

защиту Родины как священного долга каждого гражданина Республики Беларусь;

сохранение исторического прошлого страны и в первую очередь – исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны;

воспитание у подрастающего поколения гордости за свою страну, за исторические свершения белорусского народа;

трудовые, спортивные, культурные и иные победы наших граждан во славу Беларуси и ее народа.

16. Народовластие представляет собой способ реализации народом политической власти, которая включает процесс формирования единой воли народа и ее практического осуществления на основе идеологии белорусского государства. Оно реализуется как в непосредственной, так и в представительной форме с учетом многообразия политических институтов и мнений.

Основными инструментами народовластия являются:

Всебелорусское народное собрание как высший представительный орган народовластия, обеспечивающий преемственность поколений и гражданское согласие;

выборы Президента, депутатов Палаты представителей Национального собрания и других лиц, избираемых на государственные должности народом Беларуси;

республиканские и местные референдумы, на которых решаются важнейшие государственные и общественные вопросы;

местное самоуправление, осуществляемое гражданами через местные Советы депутатов, органы территориального общественного самоуправления, местные собрания и иные организационно-правовые формы принятия решений.

17. Благосостояние следует рассматривать с точки зрения:

проведения эффективной социальной политики и обеспечения населения необходимыми для жизни и полноценного развития материальными, социальными, духовными и другими благами;

создания ценностей за счет посильного вклада каждого индивида в развитие государства и общества, их справедливого распределения;

минимизации социального иждивенчества, стимулирования занятости и вовлечения трудоспособного населения в экономическую деятельность.

18. Достижение целей устойчивого развития, включая обеспечение экологического благополучия граждан, является одним из приоритетных направлений современной государственной политики и выражается:

в повышении стандартов жизни населения и создании условий для реализации личностного потенциала каждого отдельного гражданина;

в сохранении окружающей среды для нынешних и будущих поколений;

в снижении доли энергоемких и постепенном развитии экологически чистых производств, в том числе использующих потенциал возобновляемых источников энергии;

в принятии управленческих решений на всех уровнях власти с учетом необходимости достижения в совокупности экономического, социального и экологического эффекта от реализации таких решений в перспективе.

19. Все перечисленные идеологические императивы находят свое непосредственное отражение и развитие в правовой системе, на их основе формируется законодательство, выстраивается эффективная правоприменительная практика и осуществляется правовое просвещение.

ГЛАВА 3
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

20. Правовая система Республики Беларусь сформирована на традициях семьи континентального права, передовых подходах иных правовых систем с учетом опыта формирования белорусской государственности.

Ее характерными чертами являются:

конституционная идентичность;

верховенство Конституции в системе законодательства и при формировании наднационального права, в том числе в рамках интеграционных процессов, ее прямое действие на всей территории государства;

наличие эффективных государственных институтов, защищающих интересы как всего белорусского народа, так и отдельных граждан.

21. Ключевым элементом правовой системы является система законодательства. Она прошла сложный путь развития, включающий:

периоды постепенной отмены действия нормативных правовых актов Белорусской Советской Социалистической Республики, принятия Конституции суверенной Беларуси, формирования на ее основе кодексов, законов, других нормативных правовых актов;

внесение корректировок в нормативные правовые акты, наполнение их новым содержанием, соответствующим развивающимся общественным отношениям;

этапы планомерного научно обоснованного совершенствования законодательства, признание утратившими силу не востребованных обществом и неактуальных документов, принятие принципиально новых нормативных правовых актов.

22. В результате в стране сформирована иерархичная, сбалансированная и относительно компактная система законодательства, которая сегодня включает Конституцию, 26 кодексов и более 4000 праворегулирующих законов и нормативных правовых актов Президента.

23. Во многих случаях Беларусь выступала новатором в части развития законодательства. Страна в числе первых на постсоветском пространстве приняла в 2000 году так называемый закон о законах – Закон «О нормативных правовых актах», а в 2018 году его обновленную версию.

Систематизировано законодательство о контрольной (надзорной) деятельности, консолидированы административные процедуры, целостное регулирование которых в других государствах отсутствует.

Беларусь одна из первых в мире стала на путь развития цифровой экономики, легализовав в 2017 году использование технологий блокчейн и обращение криптовалюты.

В 2021 году приняты новые кодексы по вопросам административной ответственности. В этих актах одновременно усилена правовая защита интересов государства и общества, реализованы предупредительная и воспитательная функции административно-деликтного и процессуального законов, в том числе закреплена возможность применения предупреждения, не являющегося мерой административной ответственности.

Комплекс правовых мер по сохранению исторической памяти и пресечению фальсификации истории закреплен в 2021–2022 годах в законах «О недопущении реабилитации нацизма» и «О геноциде белорусского народа».

24. Фундаментом и важнейшим ориентиром дальнейшего развития как системы законодательства, так и всей правовой системы выступают принятые по итогам республиканского референдума 27 февраля 2022 г. изменения и дополнения Конституции.

Положения обновленного Основного Закона:

усиливают гарантии государственного суверенитета и защиты конституционного строя;

укрепляют фундамент народовластия и систему органов государственной власти;

повышают роль законов в жизни государства, общества и граждан;

предусматривают сохранение исторической памяти, традиций и ценностей белорусского народа, укрепление патриотизма и национального правосознания белорусских граждан;

обеспечивают защиту традиционной семьи как союза женщины и мужчины;

устанавливают гарантии всестороннего развития молодежи и обязательства государства создать необходимые условия для ее свободного и эффективного участия в общественной жизни;

придают импульс развитию атомной энергетики в мирных целях, внедрению инноваций в различные сферы жизни, защите персональных данных, охране окружающей среды.

25. Институциональную основу правовой системы составляют законодательные, исполнительные, судебные органы государственной власти, преемственность и взаимодействие которых обеспечиваются Президентом как Главой государства и гарантом Конституции. Всебелорусское народное собрание как высший представительный орган народовластия принимает основные стратегические и программные документы страны, обеспечивающие незыблемость конституционного строя и гражданское согласие.

26. Национальная правовая система имеет ряд характерных тенденций формирования и развития. Выделяются следующие:

26.1. положительные тенденции:

относительная стабильность законодательства, направленность на сокращение и оптимизацию нормативного массива, его дальнейшую систематизацию;

сохранение преемственности в нормотворчестве и правореализации;

научно обоснованное, а также отражающее запросы государства, общества, личности планирование подготовки проектов законодательных актов;

перераспределение полномочий между государственными органами, нацеленное на повышение ответственности всех ветвей и уровней власти, обеспечение оперативности принятия управленческих решений;

последовательный переход к цифровому формату нормотворчества, внедрение цифровых технологий в правореализационную деятельность;

создание необходимых условий для эффективной правовой коммуникации гражданина и государства, доступность законодательства, открытость и публичность распространения правовой информации;

гарантированные государством полнота и достоверность правовой информации, содержащейся в государственных информационно-правовых ресурсах;

сохранение социальной направленности законодательства, которое обеспечивает реализацию жизненно важных базовых прав граждан на труд, образование, жилище, охрану здоровья, предусматривает поддержку социально уязвимых категорий граждан, а также защищает традиционные ценности – семью как основную ячейку общества, материнство, отцовство и детство;

ориентированность гражданского законодательства на усиление диспозитивных начал в правовом регулировании имущественных и личных неимущественных отношений;

взвешенный подход к заимствованию институтов иностранного права, внедрению новых и трансформации традиционных правовых институтов;

высокая степень кодификации законодательства и продолжение работы в данном направлении;

умеренная либерализация правового регулирования экономических отношений, обеспечивающая баланс государственных и частных интересов, устранение излишних барьеров при осуществлении экономической деятельности;

профилактическая и предупредительная направленность административно-деликтного законодательства, дифференцированный подход к различным категориям правонарушений с учетом характера и степени их общественной вредности;

усиление уголовно-правовой защиты отношений в области общественной безопасности, порядка осуществления власти и управления при одновременном наличии широкого спектра возможностей для индивидуализации наказания, мер уголовно-правового воздействия, альтернативных осуждению и наказанию;

26.2. тенденции, подлежащие устранению:

недостаточная экспертная проработка правовых инициатив, внесение частых корректировок в отдельные нормативные правовые акты, сложность и неоднозначность изложения правовых норм;

избыточность правового регулирования, сохранение проблемы множества актов законодательства по одному вопросу, в том числе из-за попыток разрешения юридических коллизий не путем изменения действующего законодательства, а путем издания нового нормативного правового акта, значительное и не всегда обоснованное количество отсылочных норм;

не всегда оперативное реагирование государственных органов на изменение общественных отношений как внутри страны, так и за ее пределами, их недостаточная активность в принятии самостоятельных правовых решений, отсутствие должного планирования при реализации заключительных положений законодательных актов;

недостаточные гибкость и адаптивность правоприменительной практики в условиях внешнеполитических и внешнеэкономических вызовов и угроз;

неготовность правоприменителей к работе с принципами права, правовыми нормами высокой степени обобщенности, запрос на чрезмерную детализацию нормативных правовых актов, наличие фактов искажения смысла нормативных правовых актов или их отдельных норм субъектами правоприменительной деятельности;

недостаточная эффективность использования механизмов официального толкования и разъяснения применения нормативных правовых актов;

установление уголовной и административной ответственности при наличии возможности противодействия противоправному поведению иными средствами, в том числе профилактического и регулирующего характера;

недостаточность уровня развития правового воспитания и просвещения населения, системы профилактики противоправного поведения субъектов правовых отношений.

27. Все субъекты правовой политики при реализации настоящей Концепции обязаны работать над усилением положительных тенденций правовой системы и устранением тенденций, указанных в подпункте 26.2 пункта 26 настоящей Концепции.

ГЛАВА 4
ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ

28. Принятые конституционные поправки заложили основу для переформатирования и усиления работы всего государственного аппарата с сохранением ключевых полномочий Президента, обеспечивающих устойчивость белорусской государственности, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, повышения роли Парламента как органа законодательной власти и выполнения Всебелорусским народным собранием консолидирующей функции.

29. Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, олицетворяет единство народа и в рамках реализации конституционных полномочий:

определяет стратегические ориентиры правовой политики государства, которые находят свое выражение в посланиях Президента белорусскому народу и Национальному собранию;

утверждает основные направления правовой политики, ее цели, приоритетные задачи и гарантирует их реализацию, в том числе посредством участия в законотворческом процессе, издания указов и распоряжений.

Обеспечение реализации Главой государства полномочий в области правовой политики и контроль за неукоснительным выполнением его поручений возлагаются на Администрацию Президента Республики Беларусь.

30. Всебелорусское народное собрание обеспечивает реализацию стратегических ориентиров правовой политики, утверждая основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину, концепцию национальной безопасности, программу социально-экономического развития Республики Беларусь, реализуя право законодательной инициативы. Его решения являются обязательными для исполнения и могут отменять правовые акты и решения государственных органов и должностных лиц, противоречащие интересам национальной безопасности, за исключением актов судебных органов.

31. Парламент формирует правовую политику посредством:

реализации конституционных полномочий субъекта права законодательной инициативы с учетом запросов государства, общества и граждан;

отражения в принимаемых законах реальных потребностей государства и общества, обеспечения на основе законов политической стабильности и слаженной работы всех ветвей власти. Последствия любых новшеств и изменений в законодательстве должны быть всегда проанализированы и просчитаны;

доведения до населения смысла и содержания законов, необходимости и обоснованности их принятия, в том числе в ходе встреч с гражданами в трудовых коллективах и депутатских округах, иной работы в регионах.

32. Правительство участвует в формировании и реализации правовой политики путем:

разработки законопроектов и внесения их в Парламент, подготовки проектов иных законодательных актов и представления их Президенту;

обеспечения исполнения Конституции, решений Всебелорусского народного собрания, законов и актов Главы государства;

самостоятельного принятия нормативных правовых актов;

обеспечения непротиворечивости нормативных правовых актов в системе республиканских органов государственного управления и согласованности практики их применения;

проведения разъяснительной работы с населением в отношении содержания нормативных правовых актов.

33. Местные органы управления и самоуправления принимают участие в реализации правовой политики посредством:

утверждения и реализации программ социально-экономического развития административно-территориальных единиц;

принятия иных решений местного значения с учетом как запросов населения соответствующих регионов, так и общегосударственных интересов;

информирования населения об основных новациях нормативных правовых актов как в ходе личных встреч представителей местных органов власти с населением, так и при помощи средств массовой информации.

34. Конституционный Суд как орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в ходе реализации правовой политики призван:

защищать конституционный строй Республики Беларусь;

защищать права и свободы граждан, в том числе посредством рассмотрения конституционных жалоб на нарушение их прав и свобод законом, примененным в конкретном деле;

обеспечивать верховенство Конституции, утверждение законности в нормотворческой деятельности и правоприменительной практике.

Суды общей юрисдикции, реализуя правовую политику, также обязаны защищать конституционный строй Республики Беларусь, права и свободы участников правовых отношений, государственные и общественные интересы, обеспечивать правильное применение законодательства при осуществлении правосудия, способствовать укреплению законности и правопорядка, профилактике и предупреждению правонарушений.

35. Правоохранительные органы, включая органы прокуратуры, реализуют правовую политику посредством обеспечения:

законности и правопорядка на основе принципа справедливости;

защиты государства, общества и граждан от противоправных посягательств;

оперативного выявления правонарушений и привлечения виновных лиц к ответственности, восстановления нарушенных прав и законных интересов;

профилактики и предупреждения правонарушений, участия в правовом просвещении.

36. Государственным органам и организациям, их должностным лицам при осуществлении правовой политики следует:

использовать механизмы перспективного и среднесрочного планирования подготовки проектов нормативных правовых актов;

осуществлять в обязательном порядке прогнозирование последствий принятия (издания) нормативных правовых актов, включая оценку их регулирующего воздействия на экономику. Обязательной также должна быть прогнозная оценка совершенствования национального законодательства, основанная на критериях национальной безопасности и учета национальных интересов, при принятии страной на себя международных обязательств;

совершенствовать подходы к подготовке проектов нормативных правовых актов. Правовые предписания следует составлять лаконично, простым и ясным языком, исключая разное толкование. Термины необходимо формулировать по возможности с использованием общепринятых слов и словосочетаний;

использовать механизмы публичного обсуждения важнейших проектов нормативных правовых актов, мониторинга действующего законодательства и правоприменительной практики как источника прогностической информации для принятия эффективных нормотворческих решений;

принимать меры по развитию национального законодательства с учетом обязательств Республики Беларусь как члена Союзного государства, иных межгосударственных образований;

взвешенно подходить к использованию зарубежного опыта регулирования общественных отношений, заимствование не должно быть автоматическим. Необходимо всесторонне оценивать и анализировать опыт правового регулирования и практики его применения в иностранных государствах и предлагать к внедрению нововведения только при условии, если они отвечают государственным и общественным интересам, учитывают национальные традиции;

применять институты «аналогии закона» и «аналогии права» при отсутствии норм или правовых актов, регулирующих общественные отношения. При неясности или неточности предписаний нормативных правовых актов суды, другие государственные органы (организации) и их должностные лица должны принимать решения в пользу граждан и субъектов хозяйствования;

использовать официальную правовую информацию, содержащуюся в государственных информационно-правовых ресурсах и официальных изданиях;

развивать теорию и практику официального толкования и разъяснения применения нормативных правовых актов, обеспечивать максимальную доступность гражданам и юридическим лицам соответствующих документов;

принимать меры по повышению юридической грамотности населения и его правовому просвещению, в том числе путем проведения встреч с гражданами и трудовыми коллективами по наиболее актуальным вопросам.

37. Граждане участвуют в реализации правовой политики посредством:

осуществления права законодательной инициативы;

обсуждения проектов нормативных правовых актов, а также внесения предложений по совершенствованию действующего законодательства;

участия в политических партиях и других общественных объединениях, выбора своих представителей в государственные органы.

Правовая активность граждан и консолидация гражданского общества призваны способствовать укреплению национального согласия, предупреждению любых форм экстремизма, формированию непотребительского отношения к государству, высокого уровня правосознания, в том числе конституционного, правовой культуры, профилактике правового нигилизма.

38. Правовые воспитание и просвещение как направления развития и формы реализации правовой политики нацелены на формирование и повышение уровня правового сознания и правовой культуры граждан в качестве условия совершенствования национальной правовой системы. Они выступают проводниками идеологических императивов правовой политики Республики Беларусь и призваны повышать уровень правового доверия граждан.

Правовое воспитание граждан в духе приверженности идеалам демократического социального правового государства является залогом законности и прочного правопорядка в стране.

Субъекты правового просвещения обязаны принимать все необходимые меры для формирования и повышения уровня правового сознания и правовой культуры граждан. В деятельности по правовым воспитанию и просвещению в полной мере должен быть задействован потенциал современных информационных технологий, играющих существенную роль в распространении в обществе, в особенности среди детей и молодежи, знаний о праве.

39. В сфере юридического образования необходимо создать и апробировать на практике систему прогнозирования и планирования потребности в юридических кадрах. Подготовка таких кадров должна осуществляться с учетом положений настоящей Концепции.

Базовыми требованиями, предъявляемыми к юридическому образованию, выступают:

обеспечение сочетания в образовательном процессе глубокой теоретической подготовки и практикоориентированности. Необходимо усилить требования к качеству подготовки обучающихся, педагогам, а также к содержанию образовательных программ;

формирование у будущих юристов гражданственности, корпоративной культуры и ответственности за результаты профессиональной деятельности.

Практикоориентированность подготовки юристов должна обеспечиваться привлечением обучающихся и преподавателей учреждений образования к проведению правового мониторинга, направленного на оценку эффективности норм законодательства, выявление и анализ недостатков правового регулирования общественных отношений, их причин, а также последствий, которые возникли в процессе применения нормативного правового акта, выработку предложений о совершенствовании законодательства и практики правоприменения, мерах по надлежащей реализации нормативных правовых актов.

Необходимо оптимизировать количество тем, разделов, учебных предметов, учебных дисциплин, направленных на формирование у обучающихся компетенций в области нормотворческой деятельности, с обеспечением образовательного процесса качественными учебно-методическими материалами. Следует разрабатывать и внедрять новые учебные дисциплины правового цикла с учетом динамики развития общественных отношений, в том числе в сферах информационных технологий, робототехники, биотехнологий, современных технологий в энергетической области, нанотехнологий и других.

Во всех учреждениях высшего и среднего специального образования необходимо сохранить изучение дисциплины «Основы права», а также в зависимости от профиля образования предусмотреть изучение иных правовых дисциплин, что позволит повысить уровень юридической грамотности обучающихся. С учетом заявленных требований и запросов практики следует на системной основе осуществлять пересмотр и обновление положений Концепции развития юридического образования в Республике Беларусь.

40. Повышение эффективности правовой политики должно сопровождаться усилением роли правовой науки:

в научном обеспечении нормотворческого процесса, осуществлении мониторинга принятых актов и практики их применения;

в выработке доктринальных основ правового регулирования общественных отношений.

Разработка и актуализация приоритетных направлений научно-правовых исследований, включая диссертационные исследования в области права, должны осуществляться Национальным центром законодательства и правовых исследований с привлечением представителей учреждений высшего образования и общественных объединений профильной юридической направленности.

ГЛАВА 5
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

41. В сферах конституционного законодательства и законодательства о государственном управлении необходимо:

41.1. обеспечивать реализацию конституционных норм, раскрывать в полной мере регулятивный потенциал Конституции как Основного Закона государства;

41.2. осуществлять толкование конституционных норм и положений законов, принятых в их развитие, на основе модели конституционной идентичности, опирающейся на социально-культурные ценности белорусского общества;

41.3. обеспечивать реализацию конституционных требований о сохранении и упрочении суверенитета государства, незыблемости конституционного строя, преемственности поколений, гражданском согласии;

41.4. формировать благоприятные правовые условия для интенсификации сотрудничества региональных интеграций – ЕАЭС, СНГ, ОДКБ, а также для более плотного взаимодействия с ШОС и БРИКС;

41.5. укреплять поступательно, без революционных преобразований систему государственных органов посредством уточнения их правового статуса и функций, в том числе в целях исключения дублирующих полномочий, а также оптимизации форм взаимодействия в условиях модернизации системы сдержек и противовесов;

41.6. обеспечивать конституционно-правовую эффективность деятельности Всебелорусского народного собрания, в том числе через его решения;

41.7. совершенствовать с учетом современных задач законодательство в сфере государственного управления, в том числе посредством:

повышения самостоятельности Совета Министров, подчиненных ему республиканских органов государственного управления и других организаций в решении социально-экономических задач. При этом данные меры должны реализовываться под персональную ответственность руководителей соответствующих органов;

оперативной адаптации структуры и форм деятельности Совета Министров, подчиненных ему республиканских органов государственного управления и других организаций к быстро меняющимся условиям;

41.8. расширять полномочия местных органов власти в решении вопросов местного значения и обеспечивать их практическую реализацию, в том числе за счет дополнительных финансовых возможностей;

41.9. обеспечивать снижение административной нагрузки на субъекты хозяйствования, граждан посредством оптимизации административных процедур, их перевода в электронную форму;

41.10. внедрять передовые информационные технологии и осуществлять цифровизацию государственного управления, включая нормотворческую деятельность, что позволит повысить оперативность и прозрачность принятия решений;

41.11. совершенствовать правовые основы информатизации в управлении;

41.12. продолжать широкое внедрение в работу государственных органов (иных организаций) при взаимодействии с субъектами хозяйствования, гражданами принципа «одно окно»;

41.13. своевременно актуализировать законодательство и совершенствовать практику обработки персональных данных.

42. В сферах законодательства об обороне и национальной безопасности предстоит:

42.1. усилить правовыми средствами обеспечение различных сфер национальной безопасности (экономической, военной, экологической и иных). Важно, чтобы законодательство позволяло не только оперативно реагировать на любые вызовы и угрозы, но и профилактировать, предупреждать возможные риски;

42.2. повысить защиту информационного суверенитета страны, разрабатывать наднациональные стандарты и правила в области информационной безопасности с акцентом на продвижение национальных правовых интересов;

42.3. унифицировать правовое регулирование порядка прохождения государственной службы в военизированных организациях.

43. В сферах уголовного и административно-деликтного законодательства, законодательства о правоохранительной деятельности следует:

43.1. системно пересмотреть кодексы по вопросам уголовной ответственности, в том числе на предмет:

обеспечения сбалансированности норм Общей и Особенной частей Уголовного кодекса, положений о преступлениях и наказаниях;

оптимизации уголовного процесса, в том числе путем его цифровизации, совершенствования прокурорского надзора при сохранении процессуальной самостоятельности следователя;

43.2. обеспечивать в дальнейшем стабильность уголовного законодательства. Изменения должны вноситься на системной основе при наличии всесторонней прогнозной оценки и криминологического обоснования;

43.3. расширять на практике применение наказаний, альтернативных лишению свободы, и иных мер уголовно-правового воздействия за преступления, не представляющие большой общественной опасности, и менее тяжкие преступления, включая принудительные меры воспитательного характера в отношении несовершеннолетних;

43.4. повышать эффективность законодательства о борьбе с коррупцией и его реализации, в том числе путем:

обеспечения его приоритетной направленности на выявление и пресечение фактов системной коррупции, придания упреждающего характера принимаемым мерам. При этом не должно быть излишней зарегулированности, когда руководители организаций не могут реализовать право на разумный экономический риск;

дифференциации антикоррупционных ограничений и требований, предъявляемых к различным категориям должностных лиц, в зависимости от степени коррупционного риска, обусловленной их служебным положением, выполняемыми функциями, работой в государственном либо частном секторе;

воздействия на причины и условия, способствующие коррупции, в том числе через повышение открытости деятельности государственных органов, прозрачности принимаемых решений, развития форм и методов общественного контроля в сфере противодействия коррупции;

43.5. развивать систему мониторинга общественной безопасности, расширять использование средств фото- и видеозаписи для фиксации административных правонарушений, внедрять в работу правоохранительных органов научно обоснованные методы оценки криминогенной обстановки.

44. В сферах законодательства о судоустройстве, судопроизводстве, адвокатуре, нотариате и медиации необходимо:

44.1. обеспечивать независимость, доступность, эффективность правосудия;

44.2. осуществлять дальнейшую цифровизацию судопроизводства, а также развивать его ускоренные и упрощенные формы. При этом необходимо, чтобы данные меры основывались на принципе разумной достаточности и не привели к снижению уровня процессуальных гарантий вынесения законных и обоснованных судебных постановлений;

44.3. повышать эффективность исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов. В приоритете должны быть защита интересов взыскателей и стимулирование добровольного исполнения;

44.4. осуществлять совершенствование правового регулирования адвокатуры и нотариата на основе трех ключевых элементов – качества, доступности и социальной направленности, определять возможность совершения адвокатской деятельности и нотариальных действий удаленно, принимать дальнейшие меры по цифровизации указанных видов деятельности;

44.5. расширять применение медиации, иных альтернативных способов урегулирования споров в целях снижения нагрузки на судебную систему, самостоятельной выработки гражданами и субъектами хозяйствования взаимоприемлемых решений, повышения правовой культуры и этики делового оборота.

45. В сферах гражданского, экономического (хозяйственного) законодательства предстоит:

45.1. совершенствовать нормативные правовые акты с учетом современных экономических потребностей государства, общества и граждан при сохранении устоявшихся эффективно действующих институтов;

45.2. реализовывать принцип социальной ответственности бизнеса перед государством, обществом и гражданами;

45.3. развивать организационно-правовые формы предпринимательской и иной экономической (хозяйственной) деятельности с учетом характера и видов такой деятельности, активно стимулировать переход к организованному ведению бизнеса;

45.4. урегулировать вопросы обращения цифрового имущества и цифровых имущественных прав, применения искусственного интеллекта, робототехники, киберфизических систем, беспилотного транспорта;

45.5. совершенствовать законодательство в сфере промышленности и сельского хозяйства в целях удовлетворения потребностей населения в качественной и доступной продукции, развития импортозамещающих технологий и производств, а также наращивания экспортного потенциала;

45.6. стимулировать развитие строительной отрасли, в том числе посредством:

систематизации законодательства в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, преодоления излишней регуляторной нагрузки на отрасль, в том числе за счет внедрения дифференцированных подходов и альтернативных механизмов с учетом специфики объектов строительства и круга его участников, при безусловном обеспечении безопасности строительства, соблюдении его нормативных сроков;

разработки, корректировки и внедрения строительных норм и строительных правил, а также стимулирования применения строительных правил как инструмента «мягкого» регулирования в строительстве;

участия в разработке технических регламентов ЕАЭС на строительные материалы и изделия, соответствующие современным достижениям науки, техники и технологий;

45.7. провести кодификацию инвестиционного законодательства, а также систематизацию (кодификацию) национального законодательства в сфере интеллектуальной собственности;

45.8. развивать на постоянной основе правовое регулирование жилищных отношений, в том числе посредством:

расширения возможностей граждан для самостоятельного решения жилищного вопроса;

повышения эффективности использования государственного жилищного фонда, в том числе путем закрепления приоритета первоочередного обеспечения арендным жильем работников бюджетной сферы, а также передачи в собственность арендного жилья отдельным категориям граждан;

совершенствования порядка управления общим имуществом совместного домовладения, а также обеспечения надлежащей эксплуатации жилищного фонда, включая установление акцентов на ответственность каждого собственника за принадлежащее ему имущество.

46. В сферах налогового, банковского и финансового законодательства необходимо:

46.1. принимать меры, направленные на обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение качества управления государственными финансами;

46.2. оптимизировать механизмы исчисления и уплаты налогов, иных обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, в том числе путем:

уменьшения затрат, приходящихся на администрирование налогов как со стороны государства, так и со стороны плательщиков, продолжения работы по упрощению налоговой отчетности;

максимального сближения бухгалтерского учета с налоговым учетом;

46.3. обеспечивать стабильность финансовой сферы, защиту интересов потребителей банковских, страховых и иных финансовых услуг, включая применение риск-ориентированного подхода в банковском и финансовом секторах;

46.4. развивать правовое регулирование альтернативных банковскому кредитованию источников финансирования в виде:

инструментов фондового рынка;

инструментов финансирования, предоставляемых некредитными финансовыми организациями (лизинговыми, микрофинансовыми и другими);

инвестиционных фондов;

фондов венчурного финансирования;

иных источников финансирования.

47. В сферах законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов следует:

47.1. провести кодификацию законодательства в области охраны окружающей среды;

47.2. урегулировать вопросы продвижения экологических инноваций, формирования рынка экосистемных услуг;

47.3. на основе правоприменительной практики совершенствовать законодательство об охране и использовании земель, в том числе посредством:

стимулирования вовлечения земельных участков в гражданский оборот;

поддержания баланса публичных и частных интересов при использовании земель, усиления защиты прав землепользователей, устранения необоснованных ограничений их прав;

обеспечения устойчивого использования земель и их охраны;

47.4. совершенствовать законодательную базу, предусматривающую механизмы охраны климата, в том числе путем сокращения выбросов парниковых газов, внедрения системы поддержки новых технологий.

48. В рамках законодательства, регулирующего социальную сферу, необходимо:

48.1. сместить акценты правового регулирования от покровительства государства к установлению партнерских отношений между государством, обществом и гражданами. Следует выстраивать взаимовыгодное сотрудничество, повышать ответственность каждого гражданина за свою жизнь, здоровье и благополучие;

48.2. укрепить роль труда как основы жизнедеятельности человека, его самореализации и гармоничного развития, в том числе посредством:

совершенствования правового механизма, регулирующего обеспечение эффективной занятости, развития нестандартных и гибких форм занятости;

усиления социальных гарантий работающих;

повышения стимулирующей роли заработной платы за счет установления справедливого вознаграждения за труд и увеличения минимальной заработной платы с учетом роста средней заработной платы по республике;

внедрения дополнительных механизмов, направленных на эффективное управление процессами движения рабочей силы;

48.3. обеспечить дальнейшее развитие социального партнерства как формы взаимодействия государства, нанимателей и работников в социально-трудовой сфере;

48.4. повысить эффективность социальной защиты населения путем:

создания правовых механизмов, ориентирующих граждан на продолжительную активную трудовую деятельность с уплатой взносов на социальное (пенсионное) страхование как действенного механизма формирования достаточного уровня пенсии в посттрудовой период;

развития программ добровольного страхования дополнительной накопительной пенсии (корпоративные пенсии от работодателя, дополнительные индивидуальные накопительные пенсии граждан);

адаптации пенсионного законодательства с учетом складывающейся демографической ситуации;

усиления адресности государственной поддержки семей с детьми;

48.5. совершенствовать законодательство о социальном обслуживании, в том числе в части усиления защиты социально уязвимых категорий граждан;

48.6. кодифицировать нормативные правовые акты о здравоохранении, что позволит упорядочить законодательство в соответствующей сфере, обеспечить его согласованность, компактность и удобство в применении;

48.7. создать правовые механизмы стимулирования профессиональной переориентации путем реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых (переподготовка, повышение квалификации и иное);

48.8. развивать правовые средства:

сохранения культурных, исторических ценностей и их популяризации как внутри страны (через систему образования, развитие внутреннего туризма), так и за рубежом;

поддержки и развития современного белорусского искусства, творчества, способных конкурировать с иностранным культурным продуктом;

реализации государственной молодежной политики, совершенствования системы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания молодого поколения;

48.9. установить правовые механизмы, стимулирующие развитие детско-юношеского спорта, совершенствование системы подготовки спортивного резерва в целях повышения результативности выступлений белорусских спортсменов на международных соревнованиях.

49. Развитие законодательства о научной, научно-технической и инновационной деятельности необходимо осуществлять в целях создания правовых условий для поддержки экспортоориентированных и импортозамещающих разработок, формирования и развития новых бизнес-моделей молодежной занятости в инновационной сфере, включая поддержку молодежных стартапов.

 

 

Приложение

к Указу Президента
Республики Беларусь
28.06.2023 № 196

ПЕРЕЧЕНЬ
утративших силу указов Президента Республики Беларусь

1. Указ Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2002 г. № 205 «О Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь».

2. Указ Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2010 г. № 672 «Об утверждении Концепции совершенствования системы мер уголовной ответственности и порядка их исполнения».

3. Подпункт 1.69 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 621 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам Следственного комитета Республики Беларусь».

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.