Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 28.03.2024
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

19 июля 2010 г. № 170-З

О государственных секретах

Принят Палатой представителей 23 июня 2010 года
Одобрен Советом Республики 30 июня 2010 года

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2013 г. № 72-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 27.11.2013, 2/2070);

Закон Республики Беларусь от 23 октября 2014 г. № 196-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 25.10.2014, 2/2194);

Закон Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 124-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 25.07.2018, 2/2562);

Закон Республики Беларусь от 10 декабря 2020 г. № 65-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 15.12.2020, 2/2784);

Закон Республики Беларусь от 17 июля 2023 г. № 292-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.07.2023, 2/3012)

 

Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы отнесения сведений к государственным секретам, защиты государственных секретов, осуществления иной деятельности в сфере государственных секретов в целях обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

В настоящем Законе используются следующие основные термины и их определения:

государственные секреты (сведения, составляющие государственные секреты) – сведения, отнесенные в установленном порядке к государственным секретам, защищаемые государством в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства;

гриф секретности – реквизит, проставляемый на носителе государственных секретов и (или) сопроводительной документации к нему, свидетельствующий о степени секретности содержащихся на этом носителе государственных секретов;

допуск к государственным секретам – право гражданина Республики Беларусь, иностранного гражданина, лица без гражданства (далее, если не указано иное, – гражданин) или государственного органа, иной организации на осуществление деятельности с использованием государственных секретов;

доступ к государственным секретам – ознакомление гражданина с государственными секретами или осуществление им иной деятельности с использованием государственных секретов;

носитель государственных секретов – материальный объект, на котором государственные секреты содержатся в виде символов, образов, сигналов и (или) технических решений и процессов, позволяющих их распознать и идентифицировать;

работник – гражданин, назначенный (принятый) на государственную должность или должность служащего (профессию рабочего), предусмотренную штатным расписанием, штатом государственного органа, иной организации, осуществляющих деятельность с использованием государственных секретов (далее, если не указано иное, – должность);

средства защиты государственных секретов – технические, программные, криптографические и другие средства, используемые для защиты государственных секретов, а также средства контроля эффективности защиты государственных секретов;

средства шифрованной, других видов специальной связи – средства защиты государственных секретов и средства электросвязи, в которых они реализованы, используемые в системах шифрованной, других видов специальной связи;

степень секретности – показатель важности государственных секретов, определяющий меры и средства защиты государственных секретов;

техническая защита государственных секретов – деятельность, направленная на обеспечение защиты государственных секретов техническими мерами, за исключением технических мер защиты государственных секретов, применяемых в системах шифрованной, других видов специальной связи и при использовании криптографических средств защиты государственных секретов.

Статья 2. Правовое регулирование в сфере государственных секретов

Правовое регулирование в сфере государственных секретов осуществляется в соответствии с законодательством о государственных секретах и международными договорами Республики Беларусь о защите государственных секретов.

Законодательство о государственных секретах основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и других актов законодательства.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЕКРЕТОВ

Статья 3. Государственное регулирование и управление в сфере государственных секретов

Государственное регулирование и управление в сфере государственных секретов осуществляются Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, а также Межведомственной комиссией по защите государственных секретов при Совете Безопасности Республики Беларусь, уполномоченным государственным органом по защите государственных секретов, органами государственной безопасности, Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь.

Статья 4. Полномочия Президента Республики Беларусь

Президент Республики Беларусь в сфере государственных секретов:

определяет государственную политику;

утверждает государственные программы;

утверждает Положение о Межведомственной комиссии по защите государственных секретов при Совете Безопасности Республики Беларусь и ее состав;

создает, реорганизует и упраздняет уполномоченный государственный орган по защите государственных секретов;

утверждает перечень государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, перечень сведений, подлежащих отнесению к государственным секретам;

ведет переговоры и подписывает межгосударственные договоры Республики Беларусь о защите государственных секретов;

принимает решения о передаче государственных секретов иностранным государствам, международным организациям, межгосударственным образованиям, если иное не установлено настоящим Законом;

устанавливает порядок предоставления допуска к государственным секретам иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также гражданам Республики Беларусь, постоянно проживающим за пределами Республики Беларусь;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими законодательными актами.

Статья 5. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь

Совет Министров Республики Беларусь в сфере государственных секретов:

организует разработку проектов государственных программ, перечня государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, перечня сведений, подлежащих отнесению к государственным секретам, и представляет их на утверждение Президенту Республики Беларусь, принимает меры по выполнению государственных программ;

организует разработку проектов актов законодательства, международных договоров Республики Беларусь о защите государственных секретов, принимает в пределах своей компетенции акты законодательства;

заключает межправительственные договоры Республики Беларусь о защите государственных секретов, принимает меры по реализации международных договоров Республики Беларусь о защите государственных секретов;

утверждает положение об экспертных комиссиях в сфере государственных секретов, перечень особо режимных и режимных объектов, положение об особо режимных и режимных объектах, порядок создания и деятельности подразделений по защите государственных секретов;

принимает решения о создании межведомственных экспертных комиссий в сфере государственных секретов;

устанавливает порядок определения тяжести последствий, которые наступили или могут наступить, размера вреда, который причинен или может быть причинен в результате разглашения или утраты государственных секретов;

устанавливает порядок предоставления гражданам допуска к государственным секретам, если иное не установлено настоящим Законом;

устанавливает с учетом положений настоящего Закона порядок осуществления гражданами доступа к государственным секретам;

устанавливает с учетом положений настоящего Закона порядок отнесения сведений к государственным секретам, засекречивания, рассекречивания, а также защиты государственных секретов, за исключением технической защиты государственных секретов;

устанавливает с учетом положений настоящего Закона порядок передачи государственных секретов государственным органам и иным организациям;

устанавливает с учетом положений настоящего Закона порядок передачи государственных секретов иностранным государствам, международным организациям, межгосударственным образованиям;

устанавливает размеры компенсационных выплат гражданам на период действия временного ограничения их права на выезд из Республики Беларусь, если они осведомлены о государственной тайне, надбавок работникам на период доступа к государственным секретам в зависимости от степени секретности и работникам подразделений по защите государственных секретов за работу в этих подразделениях, а также порядок их выплат;

определяет порядок материально-технического и финансового обеспечения деятельности в сфере государственных секретов;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими законодательными актами.

Статья 6. Полномочия Межведомственной комиссии по защите государственных секретов при Совете Безопасности Республики Беларусь

Межведомственная комиссия по защите государственных секретов при Совете Безопасности Республики Беларусь в сфере государственных секретов:

координирует деятельность государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам;

осуществляет подготовку предложений Президенту Республики Беларусь и Совету Безопасности Республики Беларусь о формировании государственной политики и совершенствовании защиты государственных секретов;

рассматривает проекты государственных программ, актов законодательства, международных договоров Республики Беларусь о защите государственных секретов;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Статья 7. Полномочия уполномоченного государственного органа по защите государственных секретов

Уполномоченный государственный орган по защите государственных секретов в сфере государственных секретов:

координирует деятельность государственных органов и иных организаций по защите государственных секретов;

разрабатывает предложения о формировании государственной политики и совершенствовании защиты государственных секретов;

осуществляет государственный контроль;

разрабатывает проекты государственных программ, актов законодательства, международных договоров Республики Беларусь о защите государственных секретов, принимает в пределах своей компетенции акты законодательства;

проводит проверочные мероприятия в государственных органах и иных организациях в связи с предоставлением им допуска к государственным секретам;

устанавливает порядок выдачи разрешений на осуществление деятельности с использованием государственных секретов, выдает, приостанавливает, возобновляет и аннулирует разрешения на осуществление деятельности с использованием государственных секретов государственным органам и иным организациям, за исключением государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам;

согласовывает перечни сведений, подлежащих засекречиванию, номенклатуры должностей работников, подлежащих допуску к государственным секретам;

согласовывает предоставление гражданам допуска к государственным секретам, а также осуществление доступа к государственным секретам граждан, являющихся представителями иностранных государств, международных организаций, межгосударственных образований;

создает экспертные комиссии в сфере государственных секретов для рассмотрения материалов о возможности передачи государственных секретов иностранным государствам, международным организациям, межгосударственным образованиям, выносит заключения о возможности передачи государственных секретов иностранным государствам, международным организациям, межгосударственным образованиям;

осуществляет государственную регистрацию информационных систем, содержащих государственные секреты;

организует повышение квалификации, подготовку и переподготовку руководителей, ответственных за обеспечение защиты государственных секретов, и других работников государственных органов и иных организаций, осуществляющих деятельность с использованием государственных секретов;

оказывает методическую и практическую помощь государственным органам и иным организациям, осуществляющим деятельность с использованием государственных секретов, по вопросам защиты государственных секретов;

определяет порядок аттестации руководителей, ответственных за обеспечение защиты государственных секретов, если иное не установлено настоящим Законом;

делегирует органам государственной безопасности в пределах их компетенции полномочия на проведение проверочных мероприятий в государственных органах и иных организациях, за исключением государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, в связи с предоставлением им допуска к государственным секретам, на выдачу, приостановление, возобновление и аннулирование разрешений на осуществление деятельности с использованием государственных секретов государственным органам и иным организациям, на согласование номенклатур должностей работников, подлежащих допуску к государственным секретам, на согласование предоставления гражданам допуска к государственным секретам;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства.

Статья 8. Полномочия органов государственной безопасности

Органы государственной безопасности в сфере государственных секретов:

координируют применение государственными органами и иными организациями средств шифрованной, других видов специальной связи, осуществляют контроль за их использованием;

координируют применение государственными органами и иными организациями криптографических средств защиты государственных секретов, осуществляют контроль за их использованием;

осуществляют в пределах своих полномочий контроль за защитой государственных секретов, в том числе контроль при использовании криптографических средств защиты государственных секретов;

осуществляют подтверждение соответствия средств шифрованной, других видов специальной связи и криптографических средств защиты государственных секретов требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации и выдают сертификаты соответствия;

определяют порядок технической защиты государственных секретов в своей деятельности, организуют такую техническую защиту и осуществляют за ней контроль;

определяют порядок применения технических мер защиты государственных секретов в системах шифрованной, других видов специальной связи, осуществляют контроль за применением таких мер;

разрабатывают проекты актов законодательства, в том числе технических нормативных правовых актов, принимают в пределах своей компетенции акты законодательства;

согласовывают создание, реорганизацию и ликвидацию государственными органами и иными организациями подразделений по защите государственных секретов, а также назначение на должности и освобождение от должностей руководителей этих подразделений;

проводят в пределах своей компетенции проверочные мероприятия в отношении граждан в связи с предоставлением им допуска к государственным секретам, осуществлением ими деятельности в сфере государственных секретов;

вносят предложения в государственные органы и иные организации, осуществляющие деятельность с использованием государственных секретов, о временном ограничении права граждан, осведомленных о государственной тайне, на выезд из Республики Беларусь;

вносят предписания в государственные органы и иные организации, осуществляющие деятельность с использованием государственных секретов, о прекращении допуска к государственным секретам граждан;

осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства.

Статья 9. Полномочия Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь

Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь в сфере государственных секретов:

определяет порядок технической защиты государственных секретов, если иное не определено настоящим Законом;

координирует техническую защиту государственных секретов в государственных органах и иных организациях, осуществляющих деятельность с использованием государственных секретов;

осуществляет контроль за технической защитой государственных секретов в государственных органах и иных организациях, осуществляющих деятельность с использованием государственных секретов, в порядке, установленном этим центром, если иное не определено Президентом Республики Беларусь и настоящим Законом;

разрабатывает проекты актов законодательства, в том числе технических нормативных правовых актов, принимает (издает) в пределах своей компетенции акты законодательства по вопросам технической защиты государственных секретов;

осуществляет подтверждение соответствия средств защиты государственных секретов требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, за исключением средств шифрованной, других видов специальной связи, криптографических средств защиты государственных секретов;

осуществляет методическое руководство повышением квалификации, подготовкой и переподготовкой руководителей, ответственных за обеспечение защиты государственных секретов, и других работников государственных органов и иных организаций, осуществляющих деятельность с использованием государственных секретов, по вопросам технической защиты государственных секретов, определяет порядок их аттестации;

осуществляет иные полномочия в соответствии с актами законодательства.

ГЛАВА 3
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЕКРЕТОВ

Статья 10. Осуществление деятельности с использованием государственных секретов

Деятельность с использованием государственных секретов осуществляют государственные органы и иные организации, наделенные полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, другие государственные органы, иные организации и граждане.

Условием осуществления деятельности с использованием государственных секретов является наличие у государственных органов, иных организаций и граждан допуска к государственным секретам, предоставленного в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства.

Статья 11. Полномочия государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам

Государственные органы и иные организации, наделенные полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, в сфере государственных секретов:

относят в сфере своей деятельности сведения к государственным секретам, разрабатывают и утверждают перечни сведений, подлежащих засекречиванию;

организуют и осуществляют в сфере своей деятельности защиту государственных секретов;

вносят в Совет Министров Республики Беларусь предложения о формировании перечня сведений, подлежащих отнесению к государственным секретам, перечня особо режимных и режимных объектов, а также предложения о создании межведомственных экспертных комиссий в сфере государственных секретов;

передают государственные секреты другим государственным органам и иным организациям;

принимают решения о передаче служебной тайны иностранным государствам, международным организациям, межгосударственным образованиям при наличии международного договора Республики Беларусь о защите государственных секретов;

осуществляют контроль за защитой государственных секретов в подчиненных организациях, а также в государственных органах и иных организациях, которым в связи с проведением работ с использованием государственных секретов передаются ими государственные секреты;

согласовывают создание, реорганизацию и ликвидацию подразделений по защите государственных секретов в подчиненных организациях, а также в других государственных органах и иных организациях, которым в связи с проведением работ с использованием государственных секретов передаются ими государственные секреты;

создают, реорганизуют и ликвидируют подразделения по защите государственных секретов, обеспечивают их функционирование;

определяют руководителей, ответственных за обеспечение защиты государственных секретов;

создают условия для осуществления деятельности с использованием государственных секретов;

разрабатывают и утверждают номенклатуры должностей работников, подлежащих допуску к государственным секретам;

принимают в пределах своей компетенции решения о создании экспертных комиссий в сфере государственных секретов;

обеспечивают повышение квалификации, подготовку и переподготовку руководителей, ответственных за обеспечение защиты государственных секретов, и других работников, осуществляющих деятельность с использованием государственных секретов;

осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства.

Статья 12. Полномочия других государственных органов и иных организаций

Другие государственные органы и иные организации, осуществляющие деятельность с использованием государственных секретов, в сфере государственных секретов:

организуют и осуществляют защиту государственных секретов, находящихся в их пользовании;

осуществляют полномочия, предусмотренные абзацами седьмым–четырнадцатым статьи 11 настоящего Закона;

вносят в государственные органы и иные организации, наделенные полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, предложения о формировании перечня сведений, подлежащих отнесению к государственным секретам, перечней сведений, подлежащих засекречиванию, перечня особо режимных и режимных объектов, а также предложения о создании экспертных комиссий в сфере государственных секретов;

осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства.

Статья 13. Права и обязанности граждан

Граждане в сфере государственных секретов имеют право:

на осуществление деятельности с использованием государственных секретов с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Законом и другими актами законодательства о государственных секретах;

на получение компенсационных выплат на период действия временного ограничения их права на выезд из Республики Беларусь, если они осведомлены о государственной тайне;

ознакомиться с законодательством о государственных секретах в необходимом объеме;

осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Законом и другими актами законодательства.

Граждане обязаны выполнять требования, предусмотренные настоящим Законом и другими актами законодательства о государственных секретах.

ГЛАВА 4
СВЕДЕНИЯ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ОТНЕСЕНЫ ЛИБО НЕ МОГУТ БЫТЬ ОТНЕСЕНЫ К ГОСУДАРСТВЕННЫМ СЕКРЕТАМ

Статья 14. Сведения, которые могут быть отнесены к государственным секретам

К государственным секретам могут быть отнесены:

сведения в области политики:

о стратегии и тактике внешней политики, а также внешнеэкономической деятельности;

о подготовке, заключении, содержании, выполнении, приостановлении или прекращении действия международных договоров Республики Беларусь;

об экспорте и импорте вооружения и военной техники;

о содержании или объемах экономического сотрудничества с иностранными государствами в военное время;

сведения в области экономики и финансов:

о содержании планов подготовки экономики к отражению возможной военной агрессии;

о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники;

о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, об объемах выпуска и поставках вооружения и военной техники, военно-технического имущества;

об объемах финансирования из республиканского бюджета Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, правоохранительных и иных государственных органов, обеспечивающих национальную безопасность Республики Беларусь;

о технологии изготовления системы защиты, применяемой при производстве денежных знаков, бланков ценных бумаг и других документов с определенной степенью защиты, обеспечиваемых государством;

сведения в области науки и техники:

о содержании государственных и других программ, концепций по направлениям, определяющим национальную безопасность Республики Беларусь;

о проведении научно-исследовательских, опытно-технологических и опытно-конструкторских работ в интересах национальной безопасности Республики Беларусь;

сведения в военной области:

о планах строительства Вооруженных Сил Республики Беларусь, содержании основных направлений (программ) развития вооружения и военной техники;

о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения вооружения и военной техники;

о системе управления Вооруженными Силами Республики Беларусь;

о содержании стратегических или оперативных планов, планов территориальной обороны, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому развертыванию Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, их боевой, мобилизационной готовности и мобилизационных ресурсах;

о назначении, местонахождении, степени защищенности, системе охраны особо режимных и режимных объектов, пунктов управления государством в военное время или их проектировании, строительстве, эксплуатации, степени готовности;

сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:

об организации, тактике, силах, средствах, объектах, методах, планах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, в том числе по обеспечению собственной безопасности в органах, осуществляющих такую деятельность;

о финансировании мероприятий, проводимых органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;

о гражданах, оказывающих (оказывавших) на конфиденциальной основе содействие органам, осуществляющим разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность, а также о штатных негласных сотрудниках и сотрудниках этих органов, в том числе внедренных в организованные группы, выполняющих (выполнявших) специальные задания;

сведения в информационной и иных областях национальной безопасности Республики Беларусь:

о содержании, организации или результатах основных видов деятельности Совета Безопасности Республики Беларусь, государственных органов, обеспечивающих национальную безопасность Республики Беларусь;

об организации, силах, средствах и методах обеспечения безопасности охраняемых граждан и защиты охраняемых объектов;

о финансировании мероприятий, проводимых в целях обеспечения безопасности охраняемых граждан и защиты охраняемых объектов;

о системе, методах и средствах защиты государственных секретов, состоянии защиты государственных секретов;

о шифрах, системах шифрованной, других видов специальной связи;

иные сведения в области политики, экономики, финансов, науки, техники, в военной области, области разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности, информационной и иных областях национальной безопасности Республики Беларусь, которые включаются в перечень сведений, подлежащих отнесению к государственным секретам.

Статья 15. Сведения, которые не могут быть отнесены к государственным секретам

К государственным секретам не могут быть отнесены сведения:

являющиеся общедоступной информацией, доступ к которой, распространение и (или) предоставление которой не могут быть ограничены в соответствии с законодательными актами;

находящиеся в собственности иностранных государств, международных организаций, межгосударственных образований и переданные Республике Беларусь.

ГЛАВА 5
КАТЕГОРИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЕКРЕТОВ. СТЕПЕНИ СЕКРЕТНОСТИ. ГРИФЫ СЕКРЕТНОСТИ

Статья 16. Категории государственных секретов

Государственные секреты подразделяются на две категории: государственную тайну (сведения, составляющие государственную тайну) и служебную тайну (сведения, составляющие служебную тайну).

Государственная тайна – сведения, в результате разглашения или утраты которых могут наступить тяжкие последствия для национальной безопасности Республики Беларусь.

Служебная тайна – сведения, в результате разглашения или утраты которых может быть причинен существенный вред национальной безопасности Республики Беларусь.

Служебная тайна может являться составной частью государственной тайны, не раскрывая ее в целом.

Статья 17. Степени секретности

Для государственных секретов в зависимости от тяжести последствий, которые наступили или могут наступить, размера вреда, который причинен или может быть причинен в результате их разглашения или утраты, устанавливаются следующие степени секретности:

для государственной тайны – «Особой важности», «Совершенно секретно»;

для служебной тайны – «Секретно».

Статья 18. Грифы секретности

На носителях государственных секретов и (или) сопроводительной документации к ним в зависимости от степени секретности государственных секретов проставляются следующие грифы секретности:

на носителях государственной тайны и (или) сопроводительной документации к ним – «Особой важности», «Совершенно секретно»;

на носителях служебной тайны и (или) сопроводительной документации к ним – «Секретно».

ГЛАВА 6
ОТНЕСЕНИЕ СВЕДЕНИЙ К ГОСУДАРСТВЕННЫМ СЕКРЕТАМ. ЗАСЕКРЕЧИВАНИЕ. РАССЕКРЕЧИВАНИЕ

Статья 19. Отнесение сведений к государственным секретам

Отнесение сведений к государственным секретам осуществляется посредством определения сведений, которые подлежат защите в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства.

Отнесение сведений к государственным секретам осуществляется государственными органами и иными организациями, наделенными полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, с учетом перечня сведений, подлежащих отнесению к государственным секретам.

Государственные органы и иные организации, наделенные полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, в сфере своей деятельности разрабатывают и утверждают перечни сведений, подлежащих засекречиванию.

Сведения, полученные государственными органами и иными организациями, а также гражданами при осуществлении деятельности, не связанной с использованием государственных секретов, собственниками которых они являются, могут быть отнесены к государственным секретам после передачи их этими государственными органами и иными организациями, а также гражданами по договору государственному органу и иной организации, наделенным полномочием по отнесению сведений к государственным секретам. Договор о передаче таких сведений заключается в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь и должен содержать указание на условия передачи этих сведений.

До принятия решения об отнесении к государственным секретам сведений, указанных в части четвертой настоящей статьи, государственными органами и иными организациями, а также гражданами осуществляется их защита.

Статья 20. Определение и изменение степени секретности

Определение и изменение степени секретности осуществляются государственными органами и иными организациями, наделенными полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, в сфере своей деятельности.

Статья 21. Засекречивание

Засекречивание осуществляется на основании перечня сведений, подлежащих засекречиванию, посредством установления ограничений на распространение и (или) предоставление сведений и применения иных мер защиты в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства.

При засекречивании на носителе государственных секретов и (или) сопроводительной документации к нему проставляется гриф секретности.

Статья 22. Срок засекречивания, изменение срока засекречивания

Для государственных секретов, как правило, устанавливаются следующие сроки засекречивания:

для государственной тайны – до тридцати лет;

для служебной тайны – до десяти лет.

Срок засекречивания исчисляется с даты засекречивания.

Изменение срока засекречивания осуществляется на основании решений государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам.

Статья 23. Рассекречивание

Рассекречивание осуществляется посредством снятия ограничений на распространение и (или) предоставление государственных секретов и прекращения иных мер защиты.

Рассекречивание осуществляется на основании решений государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам.

При рассекречивании на носителях государственных секретов и (или) сопроводительной документации к ним аннулируется гриф секретности.

ГЛАВА 7
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЕКРЕТЫ. ВЛАДЕНИЕ, ПОЛЬЗОВАНИЕ И РАСПОРЯЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СЕКРЕТАМИ

Статья 24. Право собственности на государственные секреты

Государственные секреты являются собственностью Республики Беларусь.

Статья 25. Владение, пользование и распоряжение государственными секретами

Государственные органы и иные организации, наделенные полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, в сфере своей деятельности осуществляют владение, пользование и распоряжение государственными секретами в соответствии с актами законодательства.

Другие государственные органы и иные организации, осуществляющие деятельность с использованием государственных секретов, реализуют право пользования государственными секретами, а также в пределах полномочий, предоставленных им государственными органами и иными организациями, наделенными полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, распоряжаются государственными секретами.

Статья 26. Передача государственных секретов государственным органам и иным организациям

Государственные секреты передаются государственным органам и иным организациям в целях осуществления ими своих полномочий либо в связи с проведением работ с использованием государственных секретов в объеме, необходимом для осуществления этих полномочий либо проведения таких работ.

Передача государственных секретов государственным органам и иным организациям осуществляется на основании решений государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам.

Статья 27. Передача государственных секретов иностранным государствам, международным организациям, межгосударственным образованиям

Передача государственных секретов иностранным государствам, международным организациям, межгосударственным образованиям осуществляется на основании решений Президента Республики Беларусь или руководителей государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, в пределах их компетенции с учетом заключения уполномоченного государственного органа по защите государственных секретов о возможности их передачи.

Решение о передаче государственных секретов иностранным государствам, международным организациям, межгосударственным образованиям принимается Президентом Республики Беларусь при наличии обязательства иностранного государства, международной организации, межгосударственного образования о защите государственных секретов.

Решение о передаче служебной тайны иностранным государствам, международным организациям, межгосударственным образованиям принимается руководителями государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, при наличии международного договора Республики Беларусь о защите государственных секретов.

ГЛАВА 8
ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЕКРЕТОВ

Статья 28. Организация защиты государственных секретов в государственных органах и иных организациях

Организация защиты государственных секретов в государственных органах и иных организациях возлагается на их руководителей.

Защита государственных секретов осуществляется посредством применения правовых, организационных, технических мер, в том числе посредством использования сертифицированных средств защиты государственных секретов, средств шифрованной, других видов специальной связи, и иных мер в соответствии с законодательством в целях предотвращения наступления тяжких последствий или причинения существенного вреда национальной безопасности Республики Беларусь.

В государственных органах и иных организациях, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, должны быть созданы подразделения по защите государственных секретов.

Другие государственные органы и иные организации по решению их руководителей создают подразделения по защите государственных секретов или заключают договор об оказании услуг по защите государственных секретов с государственным органом и иной организацией, имеющими подразделение по защите государственных секретов, по согласованию с государственным органом и иной организацией, которые передают им государственные секреты.

Государственные органы и иные организации в случае их реорганизации или ликвидации, а также прекращения деятельности с использованием государственных секретов обязаны в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства принять меры по защите находящихся у них государственных секретов.

Статья 29. Защита государственных секретов иностранных государств, международных организаций, межгосударственных образований

Защита государственных секретов иностранных государств, международных организаций, межгосударственных образований, переданных Республике Беларусь на основании международных договоров Республики Беларусь либо в связи с ее членством в этих международных организациях, межгосударственных образованиях, а также сведений, образовавшихся при их использовании, осуществляется в соответствии с настоящим Законом, другими актами законодательства, международными договорами Республики Беларусь о защите государственных секретов, с учетом требований иностранных государств, международных организаций, межгосударственных образований, передавших государственные секреты.

ГЛАВА 9
ДОПУСК К ГОСУДАРСТВЕННЫМ СЕКРЕТАМ. ДОСТУП К ГОСУДАРСТВЕННЫМ СЕКРЕТАМ

Статья 30. Условия предоставления допуска к государственным секретам государственным органам и иным организациям

Допуск к государственным секретам государственным органам и иным организациям предоставляется при соблюдении ими законодательства о государственных секретах, а также если:

в их структуре имеется подразделение по защите государственных секретов, состоящее из работников, количество и уровень квалификации которых достаточны для защиты государственных секретов, или ими заключен договор об оказании услуг по защите государственных секретов с государственным органом и иной организацией, имеющими подразделение по защите государственных секретов;

разработана и утверждена номенклатура должностей работников, подлежащих допуску к государственным секретам;

их руководители, ответственные за обеспечение защиты государственных секретов, имеют допуск к государственным секретам;

приняты иные меры защиты государственных секретов, предусмотренные законодательством о государственных секретах.

Статья 31. Допуск к государственным секретам государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам

Допуск к государственным секретам государственным органам и иным организациям, наделенным полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, предоставляется на основании включения их в перечень государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, утвержденный Президентом Республики Беларусь.

Государственные органы и иные организации, наделенные полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, осуществляют деятельность с использованием государственных секретов при наличии в их структуре подразделения по защите государственных секретов и выполнении условий, предусмотренных абзацами первым, третьим–пятым статьи 30 настоящего Закона. Информация о состоянии защиты государственных секретов в государственных органах и иных организациях, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, учитывается при проведении в соответствии с актами законодательства аттестации их руководителей.

Статья 32. Допуск к государственным секретам других государственных органов и иных организаций

Допуск к государственным секретам другим государственным органам и иным организациям предоставляется на основании разрешения на осуществление деятельности с использованием государственных секретов, выданного уполномоченным государственным органом по защите государственных секретов либо органом государственной безопасности в случае, предусмотренном абзацем пятнадцатым статьи 7 настоящего Закона, по результатам проверочных мероприятий.

Разрешение на осуществление деятельности с использованием государственных секретов выдается после выполнения другими государственными органами и иными организациями условий, предусмотренных статьей 30 настоящего Закона, и аттестации их руководителей, ответственных за обеспечение защиты государственных секретов.

Статья 33. Условия предоставления гражданам допуска к государственным секретам

Допуск к государственным секретам гражданам предоставляется, если:

граждане ознакомлены с законодательными актами, устанавливающими ответственность за нарушение законодательства о государственных секретах, а также с временным ограничением прав граждан, предусмотренным статьей 41 настоящего Закона;

имеется письменное согласие граждан на проведение в отношении их проверочных мероприятий в связи с предоставлением им допуска к государственным секретам;

гражданами представлены их персональные данные;

имеется согласование уполномоченным государственным органом по защите государственных секретов либо органом государственной безопасности в случае, предусмотренном абзацем пятнадцатым статьи 7 настоящего Закона, предоставления гражданам допуска к государственным секретам;

проведены проверочные мероприятия в отношении граждан в связи с предоставлением им допуска к государственным секретам;

граждане, получившие от иностранных государств документы, предоставляющие права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью, передали их на время работы (службы) в кадровую службу соответствующего государственного органа или иной организации.

Обязанность граждан, которым для исполнения их обязанностей по месту работы (службы) необходим допуск к государственным секретам, соблюдать требования законодательства о государственных секретах указывается в трудовом договоре (контракте).

Допуск к государственным секретам гражданам Республики Беларусь, указанным в статье 35 настоящего Закона, предоставляется без согласования с уполномоченным государственным органом по защите государственных секретов и проведения в отношении их проверочных мероприятий в связи с предоставлением им допуска к государственным секретам.

Допуск к государственным секретам гражданам Республики Беларусь, являющимся штатными негласными сотрудниками органов, осуществляющих разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность, предоставляется без согласования с уполномоченным государственным органом по защите государственных секретов.

Гражданам, достигшим шестнадцатилетнего возраста, но не достигшим восемнадцатилетнего возраста, предоставляется допуск к служебной тайне.

Проверочные мероприятия в отношении граждан в связи с предоставлением им допуска к государственным секретам проводятся органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность, в пределах их компетенции.

Положения частей первой–шестой настоящей статьи не распространяются на:

участников уголовного, гражданского, хозяйственного или административного процесса (их представителей), которым допуск к государственным секретам предоставляется в период их участия в процессе;

граждан, оказывающих на конфиденциальной основе содействие органам, осуществляющим разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность, которым допуск к государственным секретам предоставляется в период оказания ими содействия на конфиденциальной основе;

граждан, привлекаемых органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность, к участию в оперативно-розыскном мероприятии, которым допуск к государственным секретам предоставляется в период привлечения их к участию в оперативно-розыскном мероприятии;

военнообязанных, призываемых на военные или специальные сборы, военную службу по мобилизации, которым допуск к служебной тайне предоставляется в период воинской службы.

Решение о предоставлении допуска к государственным секретам гражданам, указанным в абзацах втором–четвертом части седьмой настоящей статьи, считается принятым с момента отобрания у таких граждан подписки о необходимости соблюдения ими требований законодательства о государственных секретах и о предупреждении их об ответственности за разглашение сведений, составляющих государственные секреты.

Решение о предоставлении допуска к государственным секретам гражданам, указанным в абзаце пятом части седьмой настоящей статьи, считается принятым с даты назначения таких граждан на воинские должности, включенные в номенклатуры должностей работников, подлежащих допуску к государственным секретам.

Статья 34. Допуск к государственным секретам граждан

Допуск к государственным секретам предоставляется:

гражданам Республики Беларусь, постоянно проживающим в Республике Беларусь, являющимся работниками государственных органов и иных организаций, осуществляющих деятельность с использованием государственных секретов, – на основании решений руководителей государственных органов и иных организаций, принимаемых ими с учетом обязанностей, исполняемых работниками по месту работы (службы);

гражданам Республики Беларусь, постоянно проживающим в Республике Беларусь, не являющимся работниками государственных органов и иных организаций, осуществляющих деятельность с использованием государственных секретов, – на основании решений руководителей государственных органов и иных организаций о привлечении их к проведению работ с использованием государственных секретов;

гражданам Республики Беларусь, указанным в статье 35 настоящего Закона, – на основании решений об избрании (назначении) их на соответствующие должности;

участникам уголовного, гражданского, хозяйственного, административного процесса, не имеющим допуска к государственным секретам, – на основании решений органов, ведущих соответственно уголовный, гражданский, хозяйственный или административный процесс;

иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также гражданам Республики Беларусь, постоянно проживающим за пределами Республики Беларусь (за исключением граждан, являющихся представителями иностранных государств, международных организаций, межгосударственных образований, участвующих в реализации заключенных договоров (контрактов), предусматривающих использование государственных секретов), – на основании решений об использовании в интересах Республики Беларусь их профессиональных навыков и квалификации, принимаемых с учетом заключения уполномоченного государственного органа по защите государственных секретов о предоставлении им допуска к государственным секретам;

гражданам, оказывающим на конфиденциальной основе содействие органам, осуществляющим разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность, гражданам Республики Беларусь, являющимся штатными негласными сотрудниками этих органов, а также гражданам, привлекаемым указанными органами к участию в оперативно-розыскном мероприятии, – на основании решений, принимаемых органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность.

Решение о предоставлении гражданам допуска к государственным секретам принимается в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства.

Назначение (прием) гражданина на должность, связанную с необходимостью доступа к государственным секретам, без предоставления ему допуска к государственным секретам не допускается.

Статья 35. Допуск к государственным секретам граждан Республики Беларусь в связи с их избранием (назначением) на должность

Допуск к государственным секретам в связи с избранием (назначением) на должность предоставляется:

Президенту Республики Беларусь – с момента вступления его в должность;

Премьер-министру Республики Беларусь – с даты назначения его на должность;

должностным лицам, избранным (назначенным) на высшие государственные должности, и их заместителям, руководителям государственных органов и иных организаций, подчиненных Президенту Республики Беларусь, руководителям республиканских органов государственного управления и иных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, председателям областных и Минского городского исполнительных комитетов, Руководителю Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, а также помощникам Президента Республики Беларусь и лицам, приравненным к ним, – с даты избрания (назначения) их на должность, если иное не установлено настоящей статьей;

депутатам Палаты представителей, членам Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатам местных Советов депутатов – с начала срока осуществления их полномочий;

судьям – с даты назначения (избрания) их на должность.

Статья 36. Формы допуска к государственным секретам

В зависимости от степени секретности устанавливаются три формы допуска к государственным секретам:

форма № 1 – форма допуска к государственной тайне, имеющей степень секретности «Особой важности»;

форма № 2 – форма допуска к государственной тайне, имеющей степень секретности «Совершенно секретно»;

форма № 3 – форма допуска к служебной тайне, имеющей степень секретности «Секретно».

Статья 37. Основания для отказа в предоставлении гражданам допуска к государственным секретам

Основаниями для отказа в предоставлении гражданину допуска к государственным секретам являются:

невыполнение условий предоставления допуска к государственным секретам;

признание судом гражданина недееспособным;

наличие у гражданина заболевания, входящего в определенный Советом Министров Республики Беларусь перечень заболеваний, препятствующих исполнению служебных обязанностей на государственной гражданской службе и работе с государственными секретами.

В предоставлении гражданину допуска к государственным секретам может быть отказано при:

возбуждении в отношении этого гражданина уголовного дела либо привлечении его в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу, возбужденному в отношении других граждан, либо по факту совершения преступления;

наличии в уголовном, гражданском, хозяйственном или административном процессе дела, связанного с нарушением этим гражданином законодательства о государственных секретах;

наличии у гражданина неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления;

оформлении гражданином документов для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь;

представлении гражданином заведомо ложных его персональных данных.

Отказ в предоставлении гражданину допуска к государственным секретам, а равно отказ гражданина от предоставления ему такого допуска являются препятствием для продолжения работы (службы) по занимаемой должности гражданином, которому для исполнения его обязанностей по месту работы (службы) необходим допуск к государственным секретам, в связи с чем трудовой договор (контракт) с ним может быть прекращен по основаниям, предусмотренным законодательными актами.

Решение об отказе в предоставлении гражданам допуска к государственным секретам принимается в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства и может быть обжаловано в вышестоящий государственный орган (вышестоящую организацию) и (или) в суд.

Статья 38. Прекращение допуска к государственным секретам граждан

Допуск к государственным секретам граждан прекращается в случае:

прекращения трудовых договоров (контрактов) между гражданами и государственными органами и иными организациями, осуществляющими деятельность с использованием государственных секретов;

завершения участия граждан в проведении работ с использованием государственных секретов либо прекращения проведения таких работ;

прекращения полномочий граждан Республики Беларусь, указанных в статье 35 настоящего Закона;

завершения участия в уголовном, гражданском, хозяйственном или административном процессе граждан, которым допуск к государственным секретам был предоставлен по решению органа, ведущего уголовный, гражданский, хозяйственный или административный процесс;

завершения использования в интересах Республики Беларусь профессиональных навыков и квалификации граждан;

завершения оказания гражданами на конфиденциальной основе содействия органам, осуществляющим разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность, либо исполнения гражданами Республики Беларусь обязанностей штатных негласных сотрудников этих органов или привлечения граждан указанными органами к участию в оперативно-розыскном мероприятии;

исключения из обязанностей, исполняемых гражданами по месту работы (службы) либо в ходе проведения работ с использованием государственных секретов, осуществления деятельности с использованием государственных секретов;

возникновения (выявления) оснований, предусмотренных частью первой статьи 37 настоящего Закона;

внесения органом государственной безопасности в государственные органы и иные организации, осуществляющие деятельность с использованием государственных секретов, предписаний о прекращении допуска к государственным секретам граждан;

истечения срока действия допуска к государственным секретам граждан;

получения гражданами от иностранных государств документов, предоставляющих права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью.

Допуск к государственным секретам гражданина может быть прекращен в случае:

однократного нарушения гражданином требований законодательства о государственных секретах, если это нарушение повлекло разглашение или утрату государственных секретов;

возникновения (выявления) оснований, предусмотренных частью второй статьи 37 настоящего Закона.

Прекращение допуска к государственным секретам гражданина, которому для исполнения его обязанностей по месту работы (службы) необходим такой допуск, в случаях, предусмотренных частями первой и второй статьи 37 настоящего Закона, абзацами десятым и двенадцатым части первой и абзацем вторым части второй настоящей статьи, является препятствием для продолжения им работы (службы) по занимаемой должности, в связи с чем трудовой договор (контракт) с ним может быть прекращен по основаниям, предусмотренным законодательными актами.

Прекращение допуска к государственным секретам граждан не освобождает их от соблюдения законодательства о государственных секретах, в том числе от возможного временного ограничения их права на выезд из Республики Беларусь, если они осведомлены о государственной тайне.

Решение о прекращении допуска к государственным секретам гражданина принимается в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства и может быть обжаловано в вышестоящий государственный орган (вышестоящую организацию) и (или) в суд.

Статья 39. Доступ к государственным секретам граждан

Доступ к государственным секретам осуществляется гражданами на основании предоставленного им допуска к государственным секретам после их ознакомления в необходимом объеме с законодательством о государственных секретах.

Руководители государственных органов и иных организаций, осуществляющих деятельность с использованием государственных секретов, создают условия для осуществления гражданами доступа к государственным секретам, при которых граждане будут иметь доступ только к тем государственным секретам и в таком объеме, которые необходимы им для исполнения их обязанностей.

Доступ к государственным секретам, имеющим степени секретности «Особой важности», «Совершенно секретно» и «Секретно», осуществляется при наличии допуска к государственным секретам формы № 1.

Доступ к государственным секретам, имеющим степени секретности «Совершенно секретно» и «Секретно», осуществляется при наличии допуска к государственным секретам формы № 2.

Доступ к государственным секретам, имеющим степень секретности «Секретно», осуществляется при наличии допуска к государственным секретам формы № 3.

Доступ к государственным секретам осуществляется:

гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими в Республике Беларусь, – в период исполнения ими обязанностей по месту работы (службы) либо в связи с привлечением их к проведению работ с использованием государственных секретов;

гражданами Республики Беларусь, указанными в статье 35 настоящего Закона, – в период осуществления ими полномочий в связи с избранием (назначением) их на соответствующие должности;

участниками уголовного, гражданского, хозяйственного или административного процесса (их представителями) – в период их участия в процессе в соответствии с процессуальным законодательством;

иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими за пределами Республики Беларусь (за исключением граждан, являющихся представителями иностранных государств, международных организаций, межгосударственных образований, участвующих в реализации заключенных договоров (контрактов), предусматривающих использование государственных секретов), – в период использования в интересах Республики Беларусь их профессиональных навыков и квалификации;

гражданами, являющимися представителями иностранных государств, международных организаций, межгосударственных образований, участвующими в реализации заключенных договоров (контрактов), предусматривающих использование государственных секретов, при наличии международных договоров Республики Беларусь о защите государственных секретов и по согласованию с уполномоченным государственным органом по защите государственных секретов – в период их участия в реализации заключенных договоров (контрактов), предусматривающих использование государственных секретов;

гражданами, оказывающими на конфиденциальной основе содействие органам, осуществляющим разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность, гражданами Республики Беларусь, являющимися штатными негласными сотрудниками этих органов, а также гражданами, привлекаемыми указанными органами к участию в оперативно-розыскном мероприятии, – в период оказания ими содействия на конфиденциальной основе этим органам или исполнения обязанностей штатных негласных сотрудников этих органов либо привлечения их указанными органами к участию в оперативно-розыскном мероприятии.

Орган, ведущий уголовный, гражданский, хозяйственный или административный процесс, в тридцатидневный срок со дня вынесения соответствующего постановления, решения, приговора, определения по делу, в материалах которого содержатся сведения, составляющие государственные секреты, письменно уведомляет государственный орган, иную организацию, предоставившие государственные секреты, о гражданах, ознакомившихся с государственными секретами, в том числе об их процессуальном положении, фамилии, собственном имени, отчестве (если таковое имеется), дате и месте рождения, гражданстве, месте жительства, работы (службы, учебы), а также о наименовании, грифе секретности, датах регистрации и регистрационных индексах носителей государственных секретов, с которыми ознакомились эти граждане. В случае применения к участнику уголовного процесса меры по обеспечению безопасности в виде неразглашения сведений о личности в уведомлении указываются измененные анкетные данные. В отношении присутствующих в зале судебного заседания судьи, народных заседателей, секретаря судебного заседания, прокурора, защитника, эксперта, сотрудников органов внутренних дел, входящих в состав конвоя, в уведомлении указываются фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место работы (службы) и занимаемая должность.

ГЛАВА 10
ЗАЩИТА ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРАЖДАН В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЕКРЕТОВ

Статья 40. Защита прав и законных интересов государственных органов, иных организаций и граждан в сфере государственных секретов

Защита прав и законных интересов государственных органов, иных организаций и граждан в сфере государственных секретов осуществляется в соответствии с настоящим Законом и другими законодательными актами.

Вред, причиненный в результате нарушения законодательства о государственных секретах, подлежит возмещению в порядке, установленном актами законодательства.

Статья 41. Временное ограничение прав граждан

Граждане временно ограничиваются в праве на неприкосновенность частной жизни в период проведения в отношении их проверочных мероприятий в связи с предоставлением им допуска к государственным секретам.

Граждане, осведомленные о государственной тайне, могут быть временно ограничены в праве на выезд из Республики Беларусь в соответствии с законодательными актами.

Граждане, которым предоставлен допуск к государственным секретам, не вправе получать от иностранных государств документы, предоставляющие права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью, а равно пользоваться такими льготами и преимуществами, если иное не вытекает из международных договоров Республики Беларусь.

Статья 42. Предоставление компенсационных выплат и установление надбавок

Гражданам на период действия временного ограничения их права на выезд из Республики Беларусь, если они осведомлены о государственной тайне, предоставляются компенсационные выплаты.

Работникам устанавливаются надбавки на период доступа к государственным секретам в зависимости от степени секретности.

Работникам подразделений по защите государственных секретов дополнительно к установленным частью второй настоящей статьи надбавкам устанавливаются надбавки за работу в этих подразделениях.

ГЛАВА 11
НАДЗОР, КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЕКРЕТОВ. ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЕКРЕТОВ

Статья 43. Надзор за исполнением законодательства о государственных секретах

Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства о государственных секретах осуществляют Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры в пределах предоставленных им полномочий.

Статья 44. Государственный контроль в сфере государственных секретов

Государственный контроль в сфере государственных секретов осуществляется уполномоченным государственным органом по защите государственных секретов в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

Статья 45. Контроль за защитой государственных секретов

Контроль за защитой государственных секретов в пределах полномочий осуществляется органами государственной безопасности, государственными органами и иными организациями, наделенными полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, другими государственными органами и иными организациями, осуществляющими деятельность с использованием государственных секретов, в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.

Статья 46. Ответственность в сфере государственных секретов

Нарушение законодательства о государственных секретах влечет ответственность, установленную законодательными актами.

Ответственность за организацию защиты государственных секретов в государственных органах и иных организациях, осуществляющих деятельность с использованием государственных секретов, возлагается на их руководителей.

Статья 47. Финансирование мероприятий по защите государственных секретов

Финансирование мероприятий по защите государственных секретов осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных актами законодательства.

ГЛАВА 12
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 48. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и отдельных положений законов Республики Беларусь

Признать утратившими силу:

Закон Республики Беларусь от 29 ноября 1994 года «О государственных секретах» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1995 г., № 3, ст. 5);

Закон Республики Беларусь от 4 января 2003 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных секретах» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 8, 2/921);

статью 10 Закона Республики Беларусь от 29 июня 2006 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 107, 2/1235);

статью 11 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2006 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам технического нормирования, стандартизации и оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 122, 2/1259);

Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 29 ноября 1994 года «О порядке введения в действие Закона Республики Беларусь «О государственных секретах» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1995 г., № 3, ст. 6).

Статья 49. Меры по реализации положений настоящего Закона

Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок:

подготовить и внести в установленном порядке предложения по приведению законодательных актов Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить приведение республиканскими органами государственного управления, подчиненными Правительству Республики Беларусь, их нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом;

принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.

Статья 50. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования, за исключением настоящей статьи и статьи 49, которые вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Закона.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.