Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 06.05.2024
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

ИЗМЕНЕН ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ СДЕЛКИ И ВЫПОЛНЕНИЯ БАНКАМИ И НКФО ФУНКЦИЙ АГЕНТОВ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

ДУДКИН А.Б.,

советник ЗАО «БСБ Банк», старший преподаватель Института бизнеса БГУ

 

 

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 29 декабря 2018 г.

 

Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 19.12.2018 № 612 «О некоторых вопросах проведения валютных операций» (далее – Постановление № 612) внесены изменения и дополнения в Инструкцию о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденную постановлением Правления Национального банка от 16.04.2009 № 46 (далее – Инструкция).

 

Термины

 

Постановлением № 612 обновлены определения сведений, предоставляемых банку, и регистрируемой сделки, что обусловлено заменой разрешительного (на основании разрешений Нацбанка) порядка проведения ряда валютных операций, связанных с движением капитала, регистрационным. Так, теперь под регистрируемой сделкой понимается внешнеторговый договор, предусматривающий возмездную передачу товаров на общую стоимость с учетом приложений и дополнений к этому договору, определенную ч. 1 подп. 1.11 Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций», а также внешнеэкономический договор, предусматривающий проведение валютных операций, связанных с движением капитала.

 

Функции банков и документы для проведения контроля

 

Уточнена область контроля банков за соответствием порядка проведения клиентами валютных операций требованиям валютного законодательства (подп. 6.1 Инструкции).

Теперь банки осуществляют контроль за правомерностью проведения расчетов в иностранной валюте между резидентами (ранее – также за проведением расчетов в ценных бумагах в иностранной валюте и (или) платежных документах в иностранной валюте). Исключено требование для банков осуществлять контроль за правомерностью изменения валюты обязательств при проведении валютных операций.

Перечень документов, которые представляются клиентом и необходимы для осуществления банком функций агентов валютного контроля (при проведении валютных операций с использованием наличной иностранной валюты), дополнен договором либо иным документом, являющимся основанием для осуществления такой валютной операции (подп. 7.8 Инструкции).

В п. 8 Инструкции теперь устанавливается более понятный перечень документов, представляемых банку при необходимости для осуществления функции агента валютного контроля, а именно:

– разрешение Нацбанка, уведомление о валютной операции, если необходимость оформления разрешения либо уведомительный порядок предусмотрены актами валютного законодательства;

– документы, подтверждающие правопреемство в случае реорганизации резидента – отправителя денежных средств;

– договоры, связанные с уступкой права требования или переводом долга, или другие документы (дополнения к договору, уведомления, письма), связанные с переменой лиц в обязательстве либо содержащие указания платить третьему лицу;

– иные документы, необходимые банку для осуществления функций агентов валютного контроля.

Одновременно отменена градация указанных документов на группы для субъектов валютных операций, физлиц и иных документов.

 

Порядок регистрации сделки и обязанности банка

 

Детализирован порядок взаимодействия банка и клиента для регистрации валютной сделки (п. 10 Инструкции).

Сейчас для регистрации сделки резидент представляет в один из банков, в котором открыт счет, режим функционирования которого позволяет осуществлять расчеты в рамках внешнеэкономического (внешнеторгового) договора, заявление на регистрацию (перерегистрацию) сделки в двух экземплярах, оригинал или копию внешнеэкономического (внешнеторгового) договора (при электронном документообороте – внешнеэкономический (внешнеторговый) договор и заявление на регистрацию (перерегистрацию) сделки в виде электронного документа (сообщения, электронной копии). При этом один экземпляр заявления на бумажном носителе остается в банке.

Форма заявления установлена Инструкцией. Вместе с тем банку предоставлено право дополнить заявление на регистрацию (перерегистрацию) сделки иной необходимой информацией для осуществления им функций агента валютного контроля.

При регистрации (перерегистрации) сделки с использованием электронного документооборота банк направляет клиенту электронный документ (сообщение) с регистрационным номером сделки. В случае необходимости представления экспортером (импортером) внешнеторгового договора на бумажном носителе в таможенные органы отметка о регистрации (перерегистрации) сделки проставляется на договоре в порядке, предусмотренном Инструкцией.

Регистрация сделки по внешнеэкономическим договорам осуществляется банком в порядке, аналогичном для регистрации сделки по внешнеторговым договорам.

Теперь Инструкцией установлена обязанность резидента осуществить регистрацию сделки по внешнеэкономическому договору, предусматривающему проведение резидентом платежей, до их проведения, а сделки по внешнеэкономическому договору, предусматривающему поступление платежей от нерезидента, – до их поступления либо не позднее семи рабочих дней с даты поступления первого платежа. Также определено, что банки не вправе взимать плату за регистрацию (перерегистрацию) сделки.

Определенные изменения коснулись порядка оформления регистрационного номера сделки, присваиваемого банком (п. 11 Инструкции), а также порядка проставления банком отметок о регистрации (перерегистрации) сделки на дубликате или копии утерянного внешнеэкономического (внешнеторгового) договора (п. 14 Инструкции).

В п. 15 Инструкции, регламентирующем процедуры перерегистрации сделки, добавлено, что перерегистрация сделки по внешнеэкономическим договорам не осуществляется (в отличие от внешнеторговых договоров).

 

Исполнение банками функций агентов валютного контроля

 

Пунктом 16 Инструкции определено, что, кроме перечня документов, установленных Инструкцией, банк обязан потребовать от клиента представления документов, необходимых для осуществления банком функций агентов валютного контроля, установленных ЛНПА банка.

В п. 17 более широко раскрыт перечень оснований, позволяющих банку не требовать от клиентов представления документов (сведений) по валютным операциям, предусмотренных Инструкцией. Так, документы не требуются:

1) при представлении физлицами, ИП, юрлицами в банк платежной инструкции на осуществление банковского перевода в иностранной валюте и белорусских рублях посредством систем дистанционного банковского обслуживания, в том числе с использованием банковских платежных карточек, платежных терминалов (платежных терминалов самообслуживания), предназначенных для совершения операций при использовании банковских платежных карточек (за исключением переводов по валютным операциям, проводимым на основании разрешений Нацбанка либо в уведомительном порядке, а также по внешнеэкономическим (внешнеторговым) договорам, подлежащим регистрации в соответствии с валютным законодательством) – редакция обновлена;

2) по новым основаниям при:

– перечислении (возврате) иностранной валюты в (с) депозит(а) нотариуса, суда, органа принудительного исполнения или органа уголовного преследования, если использование иностранной валюты в отношениях между должником и кредитором предусмотрено законодательством;

– изъятии, аресте, конфискации, обращении в доход государства иным способом иностранной валюты с последующим внесением на счет в банке;

– снятии (возврате) иностранной валюты при проведении оперативно-розыскных мероприятий и досудебного производства уполномоченными в соответствии с законодательными актами государственными органами и должностными лицами.

Пункт 17 Инструкции также дополнен нормами, более детально регламентирующими участие физлиц в проведении валютных операций.

Так, при внесении в установленном порядке физлицом-резидентом, не выступающим при проведении валютных операций в качестве ИП, наличной иностранной валюты на счет иного физлица, при проведении безналичных переводов в иностранной валюте между физлицами физлицо-плательщик представляет банку информацию о валютной операции, раскрывающую предмет операции (предоставление (возврат) займа, дарение и др.) либо подтверждающую соответствие валютной операции между физлицами требованиям валютного законодательства. Данная информация указывается физлицом-плательщиком либо работником банка со слов физлица-плательщика в поле «Назначение платежа» платежной инструкции, приходного кассового ордера и заверяется подписью физлица-плательщика. Документы, подтверждающие заключение данных сделок, в банк не представляются.

Физлицо, совершающее операции, указанные выше, от имени иного физлица на основании доверенности представляет в банк документ, удостоверяющий личность, а также доверенность.

При осуществлении физлицами безналичных переводов в иностранной валюте с использованием банковских платежных карточек банк-эмитент вправе определить в договоре об использовании банковской платежной карточки случаи, в которых в соответствии с валютным законодательством разрешается использование иностранной валюты между физлицами на территории Республики Беларусь.

Обновлена редакция п. 20 Инструкции, регламентирующего формы предоставления клиентом сведений (информации) банку для осуществления отдельных функций агента валютного контроля. Так, при поступлении на счета клиентов денежных средств по валютной операции или направлении денежных средств клиентами (без их зачисления на свои счета) на оплату обязательств перед банком, за исключением случаев, предусмотренных в п. 17 Инструкции, клиент представляет в банк в срок не позднее 7 рабочих дней со дня зачисления денежных средств документы (сведения), необходимые для осуществления банком функций агента валютного контроля. При этом банк вправе установить форму представляемых клиентом сведений ЛНПА с учетом требований валютного законодательства.

Резидент обязан уведомить банк, в котором была зарегистрирована (перерегистрирована) сделка, о завершении всех операций по внешнеэкономическому (внешнеторговому) договору (с учетом его продления). Информация о завершении всех операций по внешнеэкономическому (внешнеторговому) договору представляется резидентом в банк в произвольной форме не позднее 30 календарных дней со дня установления резидентом факта полного завершения всех операций по внешнеэкономическому (внешнеторговому) договору (с учетом его продления). При этом данная информация может содержаться в сведениях о поступивших денежных средствах в виде записи «Все операции по внешнеэкономическому (внешнеторговому) договору (с учетом его продления) завершены». Ответственность за несвоевременность представления информации о завершении всех операций по договору и ее недостоверность возлагается на резидента.

При регистрации и перерегистрации сделки по одному внешнеторговому договору в разных банках резидент представляет информацию о завершении всех операций по внешнеторговому договору в банки, осуществлявшие регистрацию и перерегистрацию сделки по этому договору. При ликвидации (реорганизации) банка, регистрировавшего (перерегистрировавшего) сделку, информация о завершении всех операций по внешнеэкономическому (внешнеторговому) договору представляется в банк, обслуживающий счет резидента.

В заключение остается добавить, что в новой редакции изложены формы заявления на регистрацию (перерегистрацию) сделки (приложение 1 к Инструкции)

Постановление № 612 вступает в силу 1 марта 2019 г.

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.