Сохранить в избранное

Экспресс-бюллетень законодательства Российской Федерации, Республики Казахстан, Украины и Республики Молдова за период с 16 по 31 декабря 2019 г.

Российская Федерация


16 декабря 2019 г. Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 429-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации», устанавливающий правовые гарантии для добросовестных приобретателей жилых помещений.

В частности, законом предусматривается, что суд отказывает в удовлетворении требования публично-правового образования об истребовании жилого помещения у добросовестного приобретателя, не являющегося публично-правовым образованием, во всех случаях, если после выбытия жилого помещения из владения истца истекло три года со дня внесения в государственный реестр записи о праве собственности первого добросовестного приобретателя жилого помещения. Добросовестный приобретатель жилого помещения, в удовлетворении иска к которому отказано судом, признается собственником жилого помещения с момента государственной регистрации его права собственности.

Федеральным законом от 16 декабря 2019 г. № 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции» уточняются положения законодательства Российской Федерации, касающиеся участия лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих в управлении некоммерческими организациями. В частности, предусматривается возможность участия этих лиц в управлении некоммерческими организациями.

Также предусматривается право государственного гражданского служащего участвовать на безвозмездной основе в управлении некоторыми коммерческими организациями в качестве члена коллегиального органа управления этих организаций в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. № 440-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде» предусматривает, что работодатели начиная с 1 января 2020 г. обязаны формировать в электронном виде сведения о трудовой деятельности каждого работника (в частности, сведения о месте работы, трудовой функции, переводах на другую постоянную работу и увольнении с указанием основания и причины) и представлять их в установленном порядке в информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации.

Работники могут получать переданные в Фонд сведения об их трудовой деятельности непосредственно в Фонде, в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг или с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

Также работник вправе получить сведения о своей трудовой деятельности непосредственно у работодателя по последнему месту работы (за период работы у этого работодателя) в удобной для работника форме (на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью).

Формирование сведений о трудовой деятельности лиц, впервые поступающих на работу после 31 декабря 2020 г., осуществляется в электронном виде, а трудовые книжки на указанных лиц не оформляются.

Федеральным законом предусматривается возможность продолжения ведения работодателями трудовых книжек тех работников, которые были приняты на работу до 31 декабря 2020 г., наряду с формированием в электронном виде сведений об их трудовой деятельности.

Работодатели обязаны до 30 июня 2020 г. включительно уведомить каждого работника в письменной форме об изменениях в трудовом законодательстве и о праве работника сделать выбор между продолжением ведения трудовой книжки или предоставлением ему сведений о трудовой деятельности в установленном порядке.

16 декабря 2019 г. Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 442-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», предусматривающий административную ответственность за неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной безопасности, промышленной безопасности или безопасности гидротехнических сооружений, соблюдением требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства или ввода его в эксплуатацию либо обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа.

Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. № 443-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» устанавливает административную ответственность за нарушение порядка деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) учрежденного им российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, в виде административного штрафа на граждан в размере десяти тысяч рублей (составляет 346,03 белорусского рубля с учетом курса Национального банка Республики Беларусь, установленного на 13 января 2020 г.); на должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей (составляет 1730,15 белорусского рубля); на юридических лиц – пятисот тысяч рублей (составляет 17 301,5 белорусского рубля).

27 декабря 2019 г. в Российской Федерации принят Федеральный закон № 463-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», в соответствии с которым минимальный размер оплаты труда с 1 января 2020 г. устанавливается в сумме 12 130 рублей (составляет 419,73 белорусского рубля) в месяц.

В 2109 году минимальный размер оплаты труда составлял 11 280 рублей (составляет 390,32 белорусского рубля) в месяц.

27 декабря 2019 г. Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 468-ФЗ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации», устанавливающий правовые, организационные, технологические и экономические основы в области виноградарства и виноделия, а также определяющий формы, условия и порядок осуществления государственной поддержки в данной области и устанавливающий соответствующие полномочия органов государственной власти и местного самоуправления.

Закон также определяет правовое положение лиц, осуществляющих деятельность в области виноградарства и виноделия, и технологические правила производства винодельческой продукции, разрешенные и запрещенные технологические приемы производства.

Кроме того, устанавливается порядок создания и деятельности саморегулируемых организаций виноградарей и виноделов.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности» устанавливает особенности правового регулирования отношений в сфере лицензирования отдельных видов деятельности в связи с переходом на реестровую модель предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности.

В частности, Федеральным законом предусматривается, что специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) подтверждается не документом на бумажном носителе, выданным лицензирующим органом, а записью в реестре лицензий.

Порядок формирования и ведения реестра лицензий, типовая форма выписки из реестра лицензий устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Также устанавливается, что выписка из реестра лицензий на бумажном носителе предоставляется за плату. Размер такой платы, порядок ее взимания, случаи и порядок возврата устанавливаются органом, определяющим государственную политику в сфере лицензирования. Выписка из реестра лицензий в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа, предоставляется без взимания платы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2019 г. № 1694 утверждены Правила определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации.

Правила устанавливают порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, в том числе особенности применения методов определения таможенной стоимости товаров, предусмотренных статьями 39, 41, 42, 44 и 45 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

Согласно Правилам таможенная стоимость вывозимых товаров определяется в целях исчисления вывозных таможенных пошлин, базой для исчисления которых является таможенная стоимость вывозимых товаров. Таможенная стоимость вывозимых товаров не определяется и не заявляется, если в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации в отношении вывозимых товаров не возникает и не может возникнуть обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин, базой исчисления для которых является их таможенная стоимость.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2019 г. № 1733 внесены изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации, устанавливающие нормы времени управления транспортным средством и отдыха для водителей грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т и автобусов.

По общему правилу водитель должен находиться за рулем не более 9 часов в сутки, максимум через 4,5 часа за рулем должны предоставляться 45 минут отдыха.

Предусматривается также, что по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, водители обязаны предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, используемой совместно с тахографом, а также осуществлять по требованию этих должностных лиц вывод на печать информации из тахографа.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. № 1874 утверждены Правила ведения государственного реестра транспортных средств.

Правила определяют форму, порядок ведения государственного реестра транспортных средств (далее – государственный реестр) и перечень содержащихся в нем сведений, а также порядок доступа к сведениям, содержащимся в государственном реестре, и выдачи выписки из государственного реестра заинтересованным лицам и организациям (за исключением информации ограниченного доступа).

Согласно Правилам ведение государственного реестра осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации в электронной форме. Реестровые записи, а также вносимые в них изменения подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица, уполномоченного на внесение соответствующих сведений в государственный реестр.

Доступ к сведениям, содержащимся в государственном реестре (за исключением информации ограниченного доступа), предоставляется по запросу о выдаче выписки. В зависимости от состава запрашиваемой информации, а также субъекта, ее запрашивающего, выписка может содержать расширенный перечень сведений о транспортном средстве или сокращенный перечень сведений о транспортном средстве.

Выдача выписки может осуществляться по выбору заявителя на бумажном носителе или в форме электронного документа посредством использования сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», официальный сайт оператора государственного реестра, а также посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия и иных технических средств связи.

Выдача сокращенной выписки осуществляется по запросу любого лица, содержащему идентификационный номер транспортного средства, или идентификационный номер основного компонента транспортного средства (кузова, рамы, кабины), или номер шасси.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. № 1897 утверждено Положение о федеральном государственном контроле за соблюдением правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом.

Согласно Положению Федеральный государственный контроль осуществляется посредством организации и проведения проверок (плановых и внеплановых), мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, а также посредством систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований субъектами контроля.

Осуществление полномочий по федеральному государственному контролю, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, реализуется уполномоченными органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2019 г. № 1937 утверждены требования к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию.

Установлено, что некоторые требования не применяются до 1 января 2025 г. в отношении цирков и зоотеатров при осуществлении ими деятельности по использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию в сооружениях, являющихся объектами капитального строительства, введенных в эксплуатацию до даты вступления в силу постановления.

Требования предусматривают, в частности, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, использующие животных в культурно-зрелищных целях, обязаны обеспечить безопасность посетителей (зрителей) зоопарков (зоосадов, цирков, зоотеатров, дельфинариев, океанариумов), выставок и иных мероприятий с участием животных, не допуская контактов с животными, угрожающих здоровью и жизни людей, в том числе посредством размещения посетителей (зрителей) на безопасном расстоянии от животных, установления предохранительных барьеров (решетка, сетка и иные защитные ограждения) между посетителями (зрителями) и местом демонстрации животных (манежем, сценой и др.), информирования (устного или письменного) посетителей (зрителей) об опасности несанкционированных контактов с животными, а также запрета на привлечение посетителей (зрителей) к участию в выступлениях животных.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2019 г. № 1939 утверждены Правила государственной регистрации аттракционов.

Действие Правил распространяется на аттракционы, виды и типы которых предусмотрены техническим регламентом Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов» (TP ЕАЭС 038/2016), принятым Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2016 г. № 114.

Правила содержат также положения относительно возобновления регистрации, временной регистрации по месту пребывания ранее зарегистрированного аттракциона, приостановления, прекращения регистрации, выдачи дубликата свидетельства о государственной регистрации аттракциона, выдачи государственного регистрационного знака на аттракцион взамен утраченного или пришедшего в негодность, выдачи справки о совершенных регистрационных действиях в отношении аттракциона.

Предусмотрено, что за регистрацию аттракциона, ее возобновление, временную регистрацию по месту пребывания ранее зарегистрированного аттракциона, выдачу дубликата свидетельства о регистрации аттракциона, выдачу государственного регистрационного знака на аттракцион взамен утраченного или пришедшего в негодность и выдачу справки о совершенных регистрационных действиях в отношении аттракциона будет взиматься государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 1955 утверждены Правила обеспечения доступа к информации, содержащейся в системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, перечень сведений, которые в обязательном порядке должны в ней содержаться, а также перечень общедоступной информации.

Установлено, что доступ к информации, содержащейся в информационной системе мониторинга, обеспечивается следующими способами:

  • в форме электронных документов в ответ на запрос участника информационной системы мониторинга, сформированный в письменной форме;
  • в информационной системе мониторинга в ответ на запрос участника информационной системы мониторинга, сформированный с использованием программных средств информационной системы мониторинга;
  • с применением единой системы межведомственного электронного взаимодействия;
  • в автоматизированном режиме с использованием программно- технических средств информационной системы мониторинга и информационных систем участников оборота товаров или государственных информационных систем;
  • путем размещения общедоступной информации, содержащейся в информационной системе мониторинга, на официальном сайте информационной системы мониторинга в сети Интернет.

Правилами также разграничены права доступа к информации для каждой категории участников системы мониторинга – для производителей и других участников оборота товаров, для потребителей товаров и для федеральных органов исполнительной власти.

27 декабря 2019 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации зарегистрирован проект федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации», предусматривающий внесение в Гражданский кодекс Российской Федерации изменений, направленных на совершенствование процедуры рассмотрения заявок на государственную регистрацию результатов интеллектуальной деятельности.

В частности, законопроектом вносятся изменения, предоставляющие возможность осуществления юридически значимых действий по государственной регистрации, выдаче патентов и свидетельств, а также иных действий, связанных с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности, федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент) непосредственно или через подведомственное ему учреждение.

Также законопроектом предусматривается совершенствование порядка проведения информационного поиска и экспертизы заявки на получение патента на изобретение или полезную модель.

Кроме того, предлагаемые изменения содержат положения, направленные на ограничение права заявителя на подачу заявок на изобретение, в отношении которых он освобождается от уплаты пошлины при представлении обязательства об уступке патента.

28 декабря 2019 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации зарегистрирован проект федерального закона «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», направленный на урегулирование отношений, возникающих при осуществлении депутатской деятельности без отрыва от основной деятельности депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований.

В частности, законопроектом предлагается установить продолжительность гарантируемого периода, в течение которого за депутатами, осуществляющими свои полномочия без отрыва от основной деятельности (на непостоянной основе), сохраняется место работы (должность) на период осуществления полномочий депутата, – не менее двух и не более шести рабочих дней в месяц.


Республика Казахстан


26 декабря 2019 г. Президент Республики Казахстан подписал Закон № 286-VI «Об обязательном социальном страховании», которым установлены правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования граждан и регулируются отношения, связанные с созданием дополнительной формы социального обеспечения участников системы обязательного социального страхования при наступлении случая социального риска.

Выделены следующие виды обязательного социального страхования:

  • на случай утраты трудоспособности;
  • на случай потери кормильца;
  • на случай потери работы;
  • на случай потери дохода в связи с беременностью и родами;
  • на случай потери дохода в связи с усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей);
  • на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года.

В соответствии с документом обязательному социальному страхованию подлежат:

  • работники, а также лица, имеющие иную оплачиваемую работу (избранные, назначенные или утвержденные);
  • индивидуальные предприниматели, в том числе главы крестьянских или фермерских хозяйств;
  • лица, занимающиеся частной практикой;
  • физические лица, являющиеся плательщиками единого совокупного платежа;
  • иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан и осуществляющие деятельность, приносящую доход на территории Республики Казахстан.

Социальные отчисления, подлежащие уплате плательщиками в фонд за участников системы обязательного социального страхования и (или) в свою пользу, устанавливаются в размере 3,5 процента от объекта исчисления социальных отчислений, с 1 января 2025 г. – 5 процентов от объекта исчисления социальных отчислений.

26 декабря 2019 г. принят Закон Республики Казахстан № 288-VI «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия», которым определены цели, задачи и правовые основы в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия.

Так, в перечень задач охраны и использования объектов историко-культурного наследия вошли:

  • выявление, учет, исследование и мониторинг состояния объектов историко-культурного наследия;
  • обеспечение государственного контроля в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия;
  • содействие международному сотрудничеству в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия;
  • обеспечение сохранности исторического, архитектурно-художественного облика объектов историко-культурного наследия при проведении археологических работ и научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры.

Закон Республики Казахстан от 2 июля 1992 г. № 1488-XII «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» признан утратившим силу.

27 декабря 2019 г. Президент Республики Казахстан подписал Закон № 293-VI «О статусе педагога».

Документом определен статус педагога, установлены права, социальные гарантии и ограничения, обязанности и ответственность педагога.

В частности, установлено, что при осуществлении педагогом профессиональной деятельности не допускаются:

  • привлечение его к видам работ, не связанным с профессиональными обязанностями, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан;
  • истребование у него отчетности либо информации, не предусмотренной законодательством Республики Казахстан в области образования;
  • проведение проверок, не предусмотренных законами Республики Казахстан;
  • возложение на него обязанности по приобретению товаров и услуг.

Также не допускается привлечение педагогов государственных организаций среднего образования при осуществлении ими профессиональной деятельности к проведению мероприятий негосударственных организаций.

Педагогам предоставляются: жилище, в том числе служебное и (или) общежитие, в соответствии с законодательством Республики Казахстан; земельные участки под индивидуальное жилищное строительство в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан; оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск продолжительностью 56 календарных дней; пособие на оздоровление в размере не менее одного должностного оклада один раз в календарном году при предоставлении им очередного трудового отпуска и др.

Законом Республики Казахстан от 27 декабря 2019 г. № 294-VI предусмотрено внесение изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам статуса педагога, снижения нагрузки на ученика и учителя.

В частности, статья 409 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях дополнена следующими положениями:

  • при привлечении педагога к видам работ, не связанным с профессиональными обязанностями, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан; истребовании у педагога отчетности либо информации, не предусмотренной законодательством Республики Казахстан в области образования; проведении проверки, не предусмотренной законами Республики Казахстан; возложении на педагога обязанности по приобретению товаров и услуг; привлечении педагога государственной организации среднего образования при осуществлении им профессиональной деятельности к проведению мероприятий негосударственных организаций – выносится предупреждение (в случае повторного  совершения в течение года после наложения административного взыскания – налагается штраф на должностных лиц в размере двадцати месячных расчетных показателей, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере шестидесяти месячных расчетных показателей, на субъектов среднего предпринимательства – в размере восьмидесяти месячных расчетных показателей, на субъектов крупного предпринимательства – в размере ста двадцати месячных расчетных показателей);
  • при допуске к профессиональной деятельности педагога лиц, лишенных права осуществлять профессиональную деятельность педагога в соответствии со вступившим в законную силу приговором суда – налагается штраф в размере двадцати пяти месячных расчетных показателей;
  • при проявлении неуважения к педагогу при исполнении им своих должностных обязанностей, выраженное в нецензурной брани, непристойном поведении, оскорбительном приставании, демонстрации неприличных жестов (знаков), предметов, в том числе с использованием средств массовой информации или сетей телекоммуникаций, – налагается штраф на физических лиц в размере тридцати месячных расчетных показателей, на родителей или лиц, их заменяющих (при совершении правонарушения несовершеннолетними в возрасте от двенадцати до шестнадцати лет), в размере двадцати месячных расчетных показателей, а в случае повторных действий в течение года после наложения административного взыскания – налагается штраф на физических лиц в размере сорока месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до пяти суток, на родителей или лиц, их заменяющих, – штраф в размере тридцати месячных расчетных показателей.

Справочно. В соответствии с Законом Республики Казахстан от 4 декабря 2019 г. № 276-VI «О республиканском бюджете на 2020–2022 годы» с 1 января 2020 г. месячный расчетный показатель составляет 2651 тенге (составляет 14,86 белорусского рубля с учетом курса Национального банка Республики Беларусь, установленного на 13 января 2020 г.).

Законом Республики Казахстан от 30 декабря 2019 г. № 300-VI предусмотрено внесение изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях.

В частности, изменения направлены на: исключение отдельных административных правонарушений в связи с возможностью рассмотрения регулируемых ими отношений в гражданско-правовом или дисциплинарном порядке; снижение размеров штрафа административных правонарушений; замену существующих административных взысканий на менее репрессивные; расширение применения административного взыскания в виде предупреждения; передачу из подведомственности судов в государственные органы ряда административных правонарушений, по которым санкции налагаются исключительно в судебном порядке; поэтапное разграничение полномочий между судом и внесудебными инстанциями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, санкции которых предусматривают лишение разрешения, приостановление или запрещение деятельности или отдельных ее видов; поэтапный перевод производства по делам об административных правонарушениях в электронный формат и др.

Указом Президента Республики Казахстан от 18 декабря 2019 г. № 220 утверждены Положение о Совете по финансовой стабильности Республики Казахстан и его состав.

В соответствии с Положением Совет представляет собой консультативно-совещательный орган при Президенте Республики Казахстан, который осуществляет межведомственную координацию по вопросам обеспечения финансовой стабильности Республики Казахстан.

В функции Совета входят предварительное рассмотрение и предоставление рекомендаций по вопросам обеспечения финансовой стабильности, в том числе: меры реализации макропруденциальной политики, направленной на снижение системных рисков финансовой системы; меры по предотвращению возникновения финансового кризиса и минимизации его последствий; меры урегулирования неплатежеспособного банка, принудительная ликвидация которого несет системные риски финансовой системы, в том числе по государственному участию при его урегулировании; финансирование мер по оздоровлению банков второго уровня и др.

26 декабря 2019 г. Президент Республики Казахстан подписал Указ № 229 «О введении моратория на проведение проверок и профилактического контроля и надзора с посещением в Республике Казахстан».

Согласно документу с 1 января 2020 г. до 1 января 2023 г. центральным государственным и местными исполнительными органами будут прекращены проверки и профилактический контроль и надзор с посещением субъектов малого предпринимательства, в том числе субъектов микропредпринимательства. Исключение составят:

  • проверки, направленные на предотвращение или устранение нарушений, которые потенциально несут массовую угрозу жизни и здоровью населения, окружающей среде, законности и общественному порядку; прямую или непосредственную угрозу конституционному строю и национальной безопасности, а также проводимые по основаниям, предусмотренным Законом Республики Казахстан от 4 июля 2003 г. № 474-II «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций»;
  • проверки в случаях, когда для выявления причин возникновения фактов нарушения требований, установленных законодательством Республики Казахстан, недостаточно проведения одной внеплановой проверки по конкретному факту в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля и надзора и требуются контроль и надзор в отношении иных субъектов, связанных с данным конкретным фактом;
  • проверки и профилактический контроль с посещением, проводимые на основании обращений субъектов предпринимательства в отношении собственной деятельности, в том числе по заявлению на получение разрешения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 16 мая 2014 г. № 202-V «О разрешениях и уведомлениях»;
  • проверки по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан;
  • проверки органов прокуратуры по поручению Президента Республики Казахстан и Генерального Прокурора Республики Казахстан;
  • таможенные проверки;
  • встречные налоговые проверки;
  • тематические налоговые проверки по вопросам определения взаиморасчетов между налогоплательщиком и его дебиторами, постановки на регистрационный учет в налоговых органах, исполнения распоряжений о приостановлении расходных операций по кассе, вынесенных налоговым органом;
  • профилактический надзор с посещением в целях отбора и проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции для осуществления мониторинга безопасности продукции в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • проверки и профилактический контроль с посещением за соблюдением законодательства Республики Казахстан об аккредитации в области оценки соответствия;
  • недропользователи.

Действие Указа не распространяется на проверки и профилактический контроль и надзор с посещением субъектов малого предпринимательства, в том числе субъектов микропредпринимательства, начатых в 2019 году.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 декабря 2019 г. № 968 утверждены Государственная программа поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса – 2025 годы», а также план мероприятий по ее реализации.

Целями Программы являются обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства, а также поддержание действующих и создание новых постоянных рабочих мест.

Ожидается, что к 2025 году будут достигнуты следующие целевые индикаторы:

  • доведение доли МСП в ВВП не менее 33,8 %;
  • увеличение налоговых поступлений от участников Программы в 2 раза от уровня 2017 года;
  • создание участниками Программы новых 30 тыс. рабочих мест;
  • доведение доли обрабатывающей промышленности в структуре ВВП не менее 13,4 %;
  • доведение доли среднего предпринимательства в экономике не менее 13,7 %.

В рамках реализации Программы будет проводиться работа по следующим четырем направлениям:

1. поддержке бизнес-инициатив предпринимателей моногородов, малых городов и сельских населенных пунктов;

2. отраслевой поддержке предпринимателей/субъектов индустриально-инновационной деятельности, осуществляющих деятельность в приоритетных секторах экономики;

3. снижению валютных рисков предпринимателей;

4. предоставлению нефинансовых мер поддержки предпринимательства.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 декабря 2019 г. № 982 утверждены Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан на 2020–2025 годы, а также план мероприятий по ее реализации.

Целью Программы является обеспечение качественного и доступного здравоохранения.

Основными направлениями Программы являются:

  • выбор людей в пользу здоровья;
  • современная служба общественного здоровья;
  • всестороннее поддержание здоровья на уровне ПМСП;
  • развитие человеческого капитала;совершенствование оказания медицинской помощи;
  • создание единого цифрового пространства здравоохранения;
  • реализация ОСМС и поддержка добровольного медицинского страхования для достижения всеобщего охвата услугами здравоохранения;
  • улучшение инвестиционного климата в медицинской отрасли;
  • эффективное управление в здравоохранении.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2019 г. № 988 утверждены Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020–2025 годы, а также план мероприятий по ее реализации.

Основными направлениями Программы являются:

  • развитие кадрового потенциала системы образования и науки;
  • модернизация содержания образования всех уровней;
  • развитие инфраструктуры и цифровизация образования и науки;
  • трансформация системы управления и финансирования образования;
  • модернизация научно-исследовательской деятельности.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2019 г. № 997 утверждена Дорожная карта по внедрению системы выявления одаренных детей, проживающих в сельской местности, а также из малообеспеченных и многодетных семей и построению для каждого из них индивидуальной дорожной карты по поддержке и развитию способностей.

В перечень мероприятий по реализации Дорожной карты вошли:

  • системное участие в детских технопарках детей, проживающих в сельской местности, из многодетных и малообеспеченных семей (проектная деятельность, семинары, хакатоны для программистов, тьюторские курсы в системе дополнительного образования);
  • проведение летних предметных смен для одаренных учащихся, проживающих в сельской местности, из многодетных и малообеспеченных семей;
  • организация психологическими службами школ, центрами тренингов по личностному росту детей, проживающих в сельской местности, из многодетных и малообеспеченных семей;
  • поощрение 100 лучших педагогов, подготовивших призеров республиканских и международных олимпиад и конкурсов, спортивных соревнований из числа учащихся сельских школ, из многодетных и малообеспеченных семей;
  • присуждение образовательных грантов местных исполнительных органов для одаренных детей, проживающих в сельской местности, из многодетных и малообеспеченных семей для обучения в высших учебных заведениях и др.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2019 г. № 1033 утвержден План законопроектных работ Правительства Республики Казахстан на 2020 год.

В План включено 17 законопроектов, среди которых: «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам воинской службы и жилищных отношений сотрудников специальных государственных органов и военнослужащих», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам визуальной информации», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социальной защиты отдельных категорий граждан», «О растительном мире», «О ветеранах» и др.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2019 г. № 1050 утверждены Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2020–2025 годы, а также план мероприятий по ее реализации.

Основными направлениями индустриально-инновационной политики определены:

  • дальнейшее создание системных условий для устойчивого развития конкурентных преимуществ в обрабатывающей промышленности, направленные на проведение проактивной торговой политики, развитие рыночной и инновационной среды, системы трансфера технологий, качественной промышленной и цифровой инфраструктуры, человеческого капитала, центров компетенций, испытательной и сертификационной инфраструктуры;
  • фокусированное стимулирование эффективных предприятий, способных к устойчивой конкуренции на внешних рынках;
  • повышение эффективности системы стимулирования индустриально-инновационной деятельности путем более точной настройки процессов координации, финансирования и мониторинга.

Украина


Закон Украины от 18 декабря 2019 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно расширения возможностей самопредставительства в суде органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, других юридических лиц независимо от порядка их создания» установил, что юридическое лицо независимо от порядка его создания может участвовать в рассмотрении дела в судебных органах через своего руководителя, члена исполнительного органа или иное лицо, уполномоченное действовать от его имени (самопредставительство юридического лица), либо через представителя.

Также предусматривается, что государство, территориальная община могут участвовать в рассмотрении дела через соответствующий орган государственной власти, орган местного самоуправления в соответствии с его компетенцией, от имени которого действует руководитель или другое уполномоченное лицо (самопредставительство органа государственной власти), либо через представителя.

Указом Президента Украины от 19 декабря 2019 г. № 909/2019 «О Совете развития общин и территорий» создан Совет развития общин и территорий как консультативно-совещательный орган при Президенте Украины и утверждено Положение о нем. Областным государственным администрациям и Киевской городской государственной администрации поручено образовать в установленном порядке советы развития общин и территорий в качестве консультативно-совещательных органов, возглавляемых председателями соответствующих местных государственных администраций.

Согласно Положению Совет развития общин и территорий возглавляется Президентом Украины, а его исполнительным секретарем является один из заместителей Руководителя Офиса Президента Украины, к ведению которого отнесены вопросы региональной политики.

В состав Совета по должности входят Глава Верховной Рады Украины, Премьер-министр Украины, Руководитель Офиса Президента Украины, Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины, заместители Руководителя Офиса Президента Украины, к ведению которых отнесены вопросы экономической, внутренней и гуманитарной политики, Представитель Президента Украины в Верховной Раде, Представитель Президента Украины в Кабинете Министров, Руководитель Государственного управления делами, директор Национального института стратегических исследований, Министр развития общин и территорий, Министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства, Министр инфраструктуры, Министр финансов, главы областных, Киевской городской государственных администраций, Постоянный Представитель Президента Украины в Автономной Республике Крым, главы областных советов, городские главы городов – областных центров, руководители всеукраинских ассоциаций органов местного самоуправления.

В число основных задача Совета, в частности, входят:

  • изучение и мониторинг общественно-политических и социально-экономических процессов, происходящих в государстве на региональном уровне, выработки согласованной позиции относительно приоритетов государственной региональной политики и механизмов обеспечения устойчивого развития территориальных общин и регионов;
  • проведение консультаций по актуальным вопросам развития территориальных общин, обеспечение сбалансированного социально-экономического развития административно-территориальных единиц, повышение их инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности;
  • обсуждение проектов нормативно-правовых актов в сфере региональной политики, проектов государственных целевых программ экономического, научно-технического, социального, национально-культурного развития и охраны окружающей среды с целью учета в таких проектах интересов территориальных общин.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 18 декабря 2019 г. № 1051 «О реализации экспериментального проекта по применению электронных студенческих (ученических) билетов» утвержден Порядок применения электронных студенческих (ученических) билетов учреждения высшего и (или) профессионального (профессионально-технического) образования на период проведения эксперимента в течении 2020–2021 годов.

Министерству цифровой трансформации и Министерству образования и науки поручено в течение двух месяцев со дня вступления в силу постановления обеспечить техническую возможность формирования электронных студенческих (ученических) билетов средствами Единого государственного веб-портала электронных услуг с помощью мобильного приложения Единого государственного веб-портала электронных услуг.

Электронный студенческий (ученический) билет представляет собой воссозданный на электронном носителе в специальном цифровом формате студенческий (ученический) билет вместе с уникальным электронным идентификатором (QR-кодом), который обеспечивает автоматическую проверку в Реестре студенческих (ученических) билетов Единой государственной электронной базы по вопросам образования.

Процедура заказа, формирования, предъявления и проверки электронных студенческих (ученических) билетов является бесплатной и проводится по желанию заинтересованного учащегося.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 18 декабря 2019 г. № 1053 утверждено Положение о Государственной социальной службе Украины.

В соответствии с Положением Государственная социальная служба Украины является центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику по вопросам государственного контроля за соблюдением требований законодательства при предоставлении социальной поддержки и по вопросам защиты прав детей, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Министра социальной политики.

Глава Государственной социальной службе назначается на должность и освобождается от должности Кабинетом Министров Украины согласно законодательству о государственной службе.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 24 декабря 2019 г. № 1109 утверждены на 2020 год:

  • объемы квот товаров, экспорт которых подлежит лицензированию;
  • перечень товаров (озоноразрушающих веществ), экспорт и импорт которых подлежит лицензированию;
  • перечень товаров, которые могут содержать озоноразрушающие вещества, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию;
  • перечень товаров, экспорт которых подлежит лицензированию.

Министерству развития экономики, торговли и сельского хозяйства поручено обеспечить лицензирование экспорта и импорта указанных товаров, а также вносить на единый государственный информационный веб-портал «Единое окно для международной торговли» сведения о выданных лицензиях на экспорт (импорт) товаров в форме электронного документа в день выдачи таких лицензий.

17 декабря 2019 г. Верховной Радой Украины зарегистрирован проект Закона Украины № 2613 «О саморегулировании хозяйственной и профессиональной деятельности», который призван регулировать общественные отношения, возникающие в связи с приобретением некоммерческими организациями статуса саморегулируемых организаций, установить порядок приобретения и прекращения их статуса и определить общие принципы их деятельности.

Законопроект определяет, что саморегулируемая организация является негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей субъектов хозяйствования или субъектов профессиональной деятельности для саморегулирования в рамках осуществляемой ими хозяйственной или профессиональной деятельности.

Законопроектом также устанавливаются:

  • общие принципы саморегулирования хозяйственной и профессиональной деятельности;
  • правовая и организационная основы приобретения и прекращения статуса саморегулируемых организаций, критерии, которым должна отвечать такая организация;
  • добровольность членства субъектов хозяйственной или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации;
  • особенности осуществления контроля саморегулируемой организации за соблюдением ее членами устава, правил саморегулируемой организации и ответственность за их нарушение;
  • основы государственного регулирования и государственного контроля в сфере саморегулирования хозяйственной и профессиональной деятельности;
  • гарантии независимости и защиты прав саморегулируемых организаций.

20 декабря 2019 г. Верховной Радой Украины зарегистрирован проект Закона Украины № 2655 «Об облачных услугах», направленный на регулирование правовых отношений, связанных с обработкой и защитой данных при использовании технологии облачных вычислений и предоставлении облачных услуг.

Законопроект определяет особенности использования облачных услуг органами государственной власти и призван способствовать эффективному взаимодействию государства и общества, созданию дополнительных предпосылок для дальнейшего развития информационного общества, формированию и использованию национальных электронных информационных ресурсов.


Республика Молдова


19 декабря 2019 г. Президентом Республики Молдова подписан Закон № 173 «О бюджете государственного социального страхования на 2020 год».

В частности, документом определены следующие виды социальных выплат некоторым категориям населения, финансирование которых осуществляется за счет средств государственного бюджета через Национальную кассу социального страхования:

  • пособие по уходу, сопровождению и надзору, предоставляемое лицам, осуществляющим уход, сопровождение и надзор на дому за ребенком с тяжелыми ограничениями возможностей в возрасте до 18 лет, лицам с тяжелыми ограничениями возможностей с детства, незрячим лицам с тяжелыми ограничениями возможностей и лицам с тяжелыми ограничениями возможностей, прикованным к постели, из числа лиц, ставших лицами с ограниченными возможностями вследствие участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
  • государственное пособие за особые заслуги перед государством;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста двух лет для незастрахованных лиц;
  • путевки на санаторно-курортное лечение, компенсации и материальная помощь гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, сотрудникам подразделений особого риска, заболевшим лучевой болезнью или которым установлена степень ограничения возможностей;
  • пособие на погребение для незастрахованных лиц;
  • пожизненное пособие спортсменам высокого класса и тренерам спортсменов высокого класса;
  • социальная помощь в холодный период года и др.

Законом Республики Молдова от 20 декабря 2019 г. № 192 «Об авиационной безопасности» устанавливается нормативная база защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

Действие документа распространяется на органы и структуры с компетенциями в области авиационной безопасности; на аэропорты и части аэропортов, расположенные на территории Республики Молдова, кроме тех, которые используются исключительно в военных целях; эксплуатантов воздушных судов, предоставляющих услуги в аэропортах; на эксплуатантов воздушных судов, зарегистрированных в Республике Молдова; субъектов авиации, применяющих стандарты авиационной безопасности, функционирующих в местах, расположенных внутри или за пределами зон, принадлежащих аэропортам, и др.

В частности, в целях обеспечения и осуществления мониторинга соблюдения нормативной базы авиационной безопасности создается Национальный комитет авиационной безопасности, который обеспечивает принятие решений и процедурную поддержку в отношении мер, принимаемых органами и структурами с компетенциями в области авиационной безопасности по предотвращению актов незаконного вмешательства. Он созывается один раз в 6 месяцев или по мере необходимости.

В целях координации деятельности всех органов и структур с компетенциями в области безопасности гражданской авиации, разработки и реализации мер и процедур по обеспечению авиационной безопасности в аэропортах Республики Молдова действуют аэропортовые комиссии по авиационной безопасности.

Решения аэропортовой комиссии по авиационной безопасности являются обязательными для исполнения физическими и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в соответствующем аэропорту.

Аэропортовые комиссии по авиационной безопасности ежегодно представляют административному органу по внедрению и реализации политики в области гражданской авиации информацию о состоянии авиационной безопасности в аэропортах, мерах и процедурах авиационной безопасности, принятых и запланированных в целях повышения уровня авиационной безопасности.

Также Законом определены меры авиационной безопасности, запрашиваемые другими государствами, обязанности и полномочия командира воздушного судна, базовые стандарты безопасности гражданской авиации и др.

17 декабря 2019 г. Правительство Республики Молдова приняло постановление № 643, которым утверждено Положение об организации и функционировании Национального агентства по регулированию в области электронных коммуникаций и информационных технологий.

Положение регулирует миссию, сферы деятельности, функции и права Национального агентства по регулированию в области электронных коммуникаций и информационных технологий, а также порядок организации его деятельности.

Агентство является центральным органом публичной власти по регулированию рынка услуг в областях электронных коммуникаций, почтовой связи и информационных технологий, сотрудничает с центральными и местными органами публичного управления, а также с международными органами, обеспечивает в пределах технических возможностей равные условия доступа к сетям электронных коммуникаций и сопутствующей инфраструктуре для всех пользователей, а также гарантирует свободный доступ к передаче информации через сети электронных коммуникаций общего пользования независимо от вида их собственности. Также агентством регулируются тарифы и цены, применяемые в сетях и к услугам электронных коммуникаций; разрабатывается и утверждается положение об администрировании домена высшего уровня .md; осуществляется государственный контроль соблюдения законодательства об охране здоровья и безопасности труда на рабочем месте работодателями производственных предприятий и предприятий по оказанию услуг в области электронных коммуникаций и др.

Постановлением Правительства Республики Молдова от 27 декабря 2019 г. № 676 утверждена Программа статистических работ на 2020 год, разработанная для обеспечения потребностей министерств, других центральных административных органов, органов местного публичного управления, академических и исследовательских учреждений, организаций гражданского общества, средств массовой информации, международных организаций, а также других пользователей в своевременной, понятной и сопоставимой на международном уровне статистической информации об экономическом, социальном и демографическом положении.

Документ включает в себя перечень статистических работ и обследований, которые будут выполнены Национальным бюро статистики и другими учреждениями, ответственными за производство официальной статистической и административной информации, необходимой для ее разработки, а также уровень разработки, сферу охвата, периодичность, способ и сроки распространения информации.

(с) Национальный центр правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!




Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Продажа вещи в состоянии «как есть»: особенности и нюансы
Бондюк Павел Иванович, юрист

1. Введение. 

В п. 1 ст. 469 ГК указано, что продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.

В практике можно встретить договоры, связанные с продажей (поставкой) вещей (товаров), в которых тщательным образом предусмотрены требования к качеству. Это делается для того, чтобы обе стороны четко понимали, какое качество у вещи (товара) должно быть в момент ее передачи приобретателю.

Тем не менее иногда можно встретить в договоре формулировку, что вещь (товар) продается в состоянии «как есть». Эта формулировка обычно используется в контексте более подробных исключений из качества вещи (товара).

Однако могут возникнуть споры относительно того, что подпадает под исключение в этой формулировке, а что нет, например, переходит ли в таком случае риск качества на покупателя.

В этой статье будут рассмотрены значение и объем формулировки «как есть», а также возможности использования ее в договорах.

Читать подробнее
Календарь событий
26 апреля 2024 г.
Полящук Наталья Анатольевна
Вебинар "Предупреждение и противодействие коррупции в организации"
Подробнее
24 апреля 2024 г.
Амельченя Юлия Александровна, Бакиновская Ольга Александровна
Вебинар "Особенности организации и проведения закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств"
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.