07Окт 2019

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 23 июля 2019 г. № 231-З «Об изменении Законов по вопросам эффективного функционирования военной организации государства»

10 августа 2019 года вступает в силу Закон Республики Беларусь от 23 июля 2019 г. № 231-З «Об изменении законов по вопросам эффективного функционирования военной организации государства» (далее – Закон № 231-З), которым предусматривается ряд изменений, касающихся предоставления отсрочек от призыва на военную службу, службу в резерве, а также закрепляются меры по повышению мотивации граждан, проходящих срочную военную службу и службу в резерве.

Нормы Закона № 231-З направлены на совершенствование порядка призыва на военную службу в целях повышения эффективности функционирования военной организации государства и предусматривают корректировку следующих законодательных актов:

– Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс об образовании);

– законов Республики Беларусь:

– «О воинской обязанности и воинской службе» (далее – Закон о воинской службе);

– «О государственной службе в Республике Беларусь»;

– «Об органах внутренних дел Республики Беларусь»;

– «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь»;

– «Об органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь»;

– «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь»;

– «О Следственном комитете Республики Беларусь»;

– «О Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь».

Изменения в предоставлении отсрочек от призыва на военную службу и службу в резерве

Ключевыми нормами Закона № 231-З являются нормы, предусматривающие нововведения в порядок предоставления отсрочек от призыва на военную службу и службу в резерве.

Справочно:

Военная служба подразделяется на:

– военную службу по призыву;

– военную службу по контракту.

Под военной службой по призыву понимается обязательная военная служба граждан, признанных в установленном порядке годными к ее прохождению. Она подразделяется на:

– срочную военную службу;

– военную службу офицеров по призыву.

Военная служба по контракту отличается от военной службы по призыву тем, что граждане могут проходить ее добровольно на условиях заключенного контракта.

Служба в резерве представляет собой вид воинской службы, который заключается в обязательном исполнении гражданами, подлежащими призыву на срочную военную службу, воинской обязанности путем прохождения службы в воинских частях, иных организациях Вооруженных Сил или транспортных войсках Республики Беларусь на занятиях и учебных сборах в целях получения военно-учетной специальности без прекращения трудовой деятельности.

Статьей 32 Закона о воинской службе предусмотрено семь разновидностей отсрочек:

1) по состоянию здоровья;

2) для продолжения образования;

3) для прохождения интернатуры и сдачи квалификационного экзамена по специальности интернатуры;

4) по семейному положению;

5) для получения военно-технических специальностей;

6) в связи с осуществлением депутатских полномочий;

7) на основании указов Президента Республики Беларусь.

После вступления в силу Закона № 231-З все эти разновидности сохраняются. Изменения коснулись лишь порядка предоставления отсрочек для продолжения образования. Основным нововведением в этой части является закрепление принципа однократности при предоставлении таких отсрочек.

Так, в соответствии с изменениями, вносимыми в статью 32 Закона о воинской службе отсрочка от призыва на срочную военную службу, службу в резерве для продолжения образования с учетом принципа однократности предоставляется на период обучения следующим категория граждан:

– учащимся, получающим профессионально-техническое образование, среднее специальное образование в очной форме получения образования;

– студентам, получающим высшее образование I ступени в очной форме получения образования;

– гражданам, обучающимся в учреждениях образования в очной форме получения образования за границей, в том числе по направлениям республиканских органов государственного управления (государственных организаций) в рамках реализации государственных программ.

Примечание. Принцип однократности не распространяется на граждан, обучающихся за границей по направлениям республиканских органов государственного управления (государственных организаций) в рамках реализации государственных программ (часть четвертая статьи 32 Закона о воинской службе).

Такой категории граждан отсрочка по данному основанию будет предоставляться независимо от количества предоставленных ранее отсрочек для продолжения образования.

Помимо перечисленных категорий, отсрочка от призыва на срочную военную службу, службу в резерве сохраняется за учащимися, получающими общее среднее образование, на период их обучения.

Таким образом, Законом № 231-З существенно сокращены категории граждан, которым может быть предоставлена отсрочка от призыва на срочную военную службу, службу в резерве для продолжения образования.

С учетом данных нововведений соответствующие изменения вносятся также в порядок предоставления отсрочки гражданам, зачисленным в запас с присвоением воинского звания офицера.

Отсрочкой для продолжения образования такие лица смогут воспользоваться лишь в случае, если они обучаются в учреждениях образования в очной форме получения образования за границей по направлениям республиканских органов государственного управления (государственных организаций) в рамках реализации государственных программ.

Учитывая, что заложенные Законом № 231-З подходы существенно изменяют объем прав граждан, представляет интерес мнение Конституционного Суда по данному вопросу.

Так, с точки зрения Конституционного Суда, отраженной в его решении от 10.07.2019 № P-1188/2019 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам эффективного функционирования военной организации государства», при закреплении новых подходов в отношении предоставления отсрочек для продолжения образования законодатель исходил из необходимости достижения разумного и справедливого баланса между двумя целями:

с одной стороны – это подготовка высококвалифицированных кадров для потребностей общества и государства;

с другой – обеспечение национальной безопасности и обороноспособности страны, укомплектования Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований личным составом, необходимым для эффективного решения задач по защите Отечества.

Предусмотренная Законом № 231-З система отсрочек от призыва на военную службу в зависимости от получения образования разного вида и уровня рассматривается Конституционным Судом в качестве законодательно закрепляемой гарантии как конституционного права на образование, так и порядка реализации конституционного долга по защите Республики Беларусь определенными категориями граждан.

Предоставление отсрочки для продолжения образования, по мнению Конституционного Суда, не означает освобождения от военной службы по призыву, а в отношении лиц, которые подлежат призыву, не нарушает их конституционное право на образование, поскольку не посягает на само существо данного права и не приводит к утрате его основного содержания.

Статьей 10 Закона № 231-З предусматривается, что отсрочка от призыва на срочную военную службу, службу в резерве для продолжения образования, предоставленная гражданам в соответствии со статьей 32 Закона о воинской службе до вступления в силу Закона № 231-З, действует до утраты оснований для ее предоставления. Это означает, что все отсрочки для продолжения образования, предоставленные до 10 августа 2019 года, будут сохраняться до утраты оснований, по которым они предоставлены.

В то же время частью второй статьи 10 Закона № 231-З устанавливается, что граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на срочную военную службу, службу в резерве для продолжения образования до вступления в силу Закона № 231-З в связи с получением профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, обучением за границей, права на повторную отсрочку от призыва на срочную военную службу, службу в резерве для продолжения образования не имеют.

Примечание. Данное требование не распространяется на граждан, обучающихся за границей по направлениям республиканских органов государственного управления (государственных организаций) в рамках реализации государственных программ.

Последствия уклонения граждан от призыва на военную службу, службу в резерве

Изменениями, вносимыми Законом № 231-З в статью 34 Закона о воинской службе, предусматривается, что в случае, если гражданин, не достигший 27-летнего возраста, уклоняется от призыва на военную службу, службу в резерве или не исполняет обязанности по воинскому учету, в результате чего невозможно оповестить его о необходимости явки на мероприятия по призыву, в отношении такого гражданина при достижении им 27-летнего возраста может быть принято решение о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

В отношении граждан, не состоящих в запасе, решение о признании их не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, принимается районной (городской) призывной комиссией, а в отношении граждан, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, – военным комиссаром (статья 34 Закона о воинской службе).

Обратите внимание!

Решение призывной комиссии (военного комиссара) о признании не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, не принимается в отношении граждан, достигших 27-летнего возраста на дату вступления в силу Закона № 231-З, то есть на 10 августа 2019 г (статья 11 Закона № 231-З).

Такие решения могут быть обжалованы в порядке, установленном частью восьмой статьи 36 и частью четвертой статьи 371 Закона о воинской службе.

Так, решение районной (городской) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в соответствующую областную (Минскую городскую) призывную комиссию или в суд. Сделать это можно в недельный срок со дня принятия такого решения и объявления его гражданину. В случае же, если гражданин не присутствовал на заседании призывной комиссии, он сможет обжаловать такое решение в недельный срок со дня получения им под роспись в военном комиссариате (обособленном подразделении) копии этого решения. Подача гражданином жалобы приостанавливает выполнение решения районной (городской) призывной комиссии до вынесения решения областной (Минской городской) призывной комиссией или вступления в законную силу решения суда.

Решение областной (Минской городской) призывной комиссии по жалобе гражданина может быть обжаловано в суд. Такое обжалование также осуществляется в недельный срок. Подача жалобы в суд приостанавливает выполнение решения областной (Минской городской) призывной комиссии до вступления в законную силу решения суда (часть восьмая статьи 37 Закона о воинской службе).

Решения военного комиссара могут быть обжалованы гражданами в суд в недельный срок со дня их объявления. При этом выполнение решений военного комиссара не приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.

Предполагается, что соответствующая запись (отметка) о вынесении решения о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, будет вноситься в военный билет.

Справочно:

Положение о военном билете, а также форма военного билета утверждены приказом Министерства обороны Республики Беларусь от 22.12.2003 № 49.

Наличие такого решения будет иметь ряд определенных последствий для гражданина, в отношении которого оно вынесено.

Во-первых, таким гражданам будет отказано в принятии их на государственную службу. Соответствующие нормы закрепляются в статье 33 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь».

С учетом данного ограничения граждане, в отношении которых будет вынесено решение о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, не смогут занимать государственные должности в:

– Палате представителей и Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь и их секретариатах;

– Правительстве Республики Беларусь и его Аппарате;

– судах и их аппаратах;

– Администрации Президента Республики Беларусь, Государственном секретариате Совета Безопасности Республики Беларусь, Управлении делами Президента Республики Беларусь, Службе безопасности Президента Республики Беларусь, иных государственных органах, непосредственно обеспечивающих деятельность Президента Республики Беларусь;

– органах Комитета государственного контроля;

– органах прокуратуры;

– Национальном банке;

– Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов и ее аппарате;

– министерствах, иных республиканских органах государственного управления, их территориальных подразделениях;

– дипломатических представительствах, консульских учреждениях и миссиях Республики Беларусь;

– местных Советах депутатов и их аппаратах, исполнительных и распорядительных органах и их аппаратах;

– таможенных органах;

– иных государственных органах.

Во-вторых, они не будут приняты на службу в:

– органы внутренних дел;

– органы финансовых расследований;

– органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям;

– Следственный комитет;

– Государственный комитет судебных экспертиз.

Соответствующие требования закрепляются в законах Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» (статья 31), «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь» (статья 19), «Об органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь» (статья 23), «О Следственном комитете Республики Беларусь» (статья 15), «О Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь» (статья 15).

В-третьих, такие граждане не смогут поступить на военную службу по контракту. В соответствии с частью восьмой статьи 42 Закона о воинской службе наличие такого решения будет являться основанием для отказа в заключении контракта о прохождении военной службы по контракту.

Кроме того, гражданину, который надлежаще оповещен о необходимости явки на мероприятия по призыву на военную службу, службу в резерве и не является на эти мероприятия или не исполняет обязанности по воинскому учету, вследствие чего стало невозможным его оповещение о необходимости явки на мероприятия по призыву, может быть временно ограничено право на выезд из Республики Беларусь. Такое ограничение будет действовать до явки этого гражданина на мероприятия по призыву на военную службу, службу в резерве (абзац девятый статьи 7 Закона Республики Беларусь «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь»).

Справочно:

Под надлежащим оповещением понимается оповещение граждан, подлежащих призыву на военную службу, службу в резерве, не получивших повесток или направлений органа, осуществляющего воинский учет, о необходимости их явки на мероприятия по призыву на военную службу, службу в резерве, путем направления заказного письма по месту их жительства с уведомлением о его вручении (часть вторая статьи 39 Закона о воинской службе).

При этом, сообщение об изменении места жительства является обязанностью гражданина (абзац пятый части первой статьи 18 Закона о воинской службе).

Полномочием на вынесение решений о временном ограничении права таких граждан на выезд из Республики Беларусь наделены военные комиссариаты (обособленные подразделения военных комиссариатов) (абзац одиннадцатый статьи 8 Закон Республики Беларусь «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь»).

Обратите внимание!

Решение о временном ограничении права гражданина на выезд из Республики Беларусь может быть обжаловано в вышестоящий государственный орган (вышестоящему должностному лицу) и (или) в суд (часть первая статьи 23 Закона Республики Беларусь «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь»).

Освобождение от возмещения государству затрат на подготовку выпускников

Законом № 231-З вносятся изменения в Кодекс об образовании.

В частности, статья 88 Кодекса об образовании дополняется нормами, согласно которым выпускники, добровольно поступившие на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования Республики Беларусь освобождаются от возмещения в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на их подготовку.

Данный подход будет действовать в отношении тех выпускников, которым место работы предоставлено путем распределения, направленных на работу в соответствии с договором о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета, договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего). При этом правом на освобождение от возмещения затрат смогут воспользоваться лишь те выпускники, срок службы по контракту которых будет составлять не менее срока обязательной работы.

До принятия Закона № 231-З от возмещения затрат государства на подготовку освобождались только те выпускники, которые призывались на военную службу по призыву, т.е. в обязательном порядке. Это право за данной категорией выпускников сохраняется и после принятия Закона № 231-З. При этом у выпускников, подготовка которых осуществлялась за счет государственных средств, появится возможность дополнительного выбора: отработать положенный срок по распределению (направлению) либо отслужить такой же срок на военной службе по контракту. И в том, и в другом случае выпускники будут освобождены от возмещения государству затрат на их подготовку.

Следует отметить, что вопрос об освобождении выпускников учреждений высшего и иного образования от возмещения средств, затраченных государством на их подготовку при добровольном поступлении таких выпускников на военную службу, был предметом рассмотрения Конституционного Суда еще в 2012 году.

В своем решении от 14.11.2012 № Р-778/2012 Конституционный Суд пришел к выводу о необходимости применения одинаковых подходов ко всем гражданам, поступающим на военную службу, отметив при этом, что различие оснований поступления на военную службу (по обязательному призыву или добровольно на условиях заключенного контракта) не должно влечь разные последствия неисполнения обязанности выпускников отработать установленный срок, поскольку в любом из этих случаев выпускники приступают к единой по своей правовой природе военной службе – исполнению конституционной обязанности и священного долга по защите Республики Беларусь. С учетом данного вывода Конституционный Суд посчитал необходимым закрепить на законодательном уровне право выпускников на освобождение от возмещения средств, затраченных государством на их подготовку, при добровольном поступлении на военную службу по контракту.

Таким образом, дополнения, внесенные Законом № 231-З в статью 88 Кодекса об образовании, можно рассматривать в качестве норм, направленных на реализацию решения Конституционного Суда от 14.11.2012 № Р-778/2012.

Иные изменения в Закон о воинской службе

Изменениями, вносимыми в статью 12 Закона о воинской службе, военные комиссариаты (обособленные подразделения) наделяются полномочиями на получение персональных данных граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете призывников и военнообязанных. Предусматривается, что получение персональных данных будет осуществляться на безвозмездной основе посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы и (или) иным способом.

Справочно:

Общегосударственная автоматизированная информационная система представляет собой государственную информационную систему, предназначенную для интеграции государственных информационных ресурсов, осуществления административных процедур в электронном виде и иных электронных услуг посредством Единого портала электронных услуг (portal.gov.by).

При этом для сбора, обработки и предоставления персональных данных указанных граждан не потребуется их письменного согласия. В то же время работа с персональными данными должна будет осуществляться с соблюдением требований законодательства Республики Беларусь о защите информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено. Важной также является норма, предусматривающая, что получение персональных данных может осуществляться лишь для целей воинского учета.

Отдельные изменения также вносятся в порядок обжалования решений районной (городской) призывной комиссии и решений областной (Минской городской) призывной комиссии по жалобе гражданина.

Так, в части восьмой статьи 36 и в части восьмой статьи 37 Закона о воинской службе устанавливается срок обжалования решений указанных призывных комиссий в случае отсутствия гражданина на заседании призывной комиссии. В этом случае гражданину предоставляется для обжалования недельный срок со дня получения им в военном комиссариате (обособленном подразделении) копии соответствующего решения, выдаваемой гражданину под роспись.

Закон № 231-З официально опубликован на Интернет-портале Республики Беларусь 30 июля 2019 г. и вступает в силу 10 августа 2019 г.

Рузова И.В., главный советник отдела конституционного права управления конституционного и международного права Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 18 августа 2019 г.




Пожалуйста, поверните свое устройство в горизонтальное положение.
Заказать
звонок