Сохранить в избранное

Новые подходы в определении крупной сделки

Сафаревич Д.З.

Юридические лица Республики Беларусь, являющиеся хозяйственными обществами, в деловом обороте активно совершают различного рода сделки. При совершении сделок хозяйственные общества должны учитывать императивные требования Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее – Закон). В связи с вступлением с 28.04.2021 в силу Закона Республики Беларусь от 05.01.2021 № 95-З «Об изменении законов по вопросам хозяйственных обществ» (далее – Закон № 95-З) обращаем внимание на изменившийся подход в определении крупной сделки.

Рассмотрим подробнее в материале.

Понятие крупной сделки

Согласно ст. 58 Закона крупной сделкой хозяйственного общества является сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, влекущих приобретение, отчуждение или возможность отчуждения хозяйственным обществом прямо либо косвенно денежных средств и (или) иного имущества, стоимость которого составляет двадцать и более процентов балансовой стоимости активов этого общества, определенной на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения о совершении такой сделки (стоимости активов). Уставом хозяйственного общества могут быть определены и иные сделки, на принятие решения о совершении которых распространяется порядок принятия решения о совершении крупной сделки.

Таким образом, как видим крупной сделкой может являться одиночная сделка (договор поставки, кредитный договор), а может являться и несколько взаимосвязанных сделок (например, несколько кредитных договоров).

Если сделка хозяйственного общества является крупной сделкой, то это влечет определенные правовые последствия для такого общества: особый порядок принятия решения о совершении сделки, ее изменения, особые требования к решению. При игнорировании данных требований крупная сделка является оспоримой и может быть признана судом недействительной по иску участников хозяйственного общества, самого хозяйственного общества, а также членов совета директоров (наблюдательного совета), коллегиального исполнительного органа.

Как было до вступления в силу Закона № 95-З

В рамках крупности сделки понятие «взаимосвязанные сделки» в Законе отсутствует. Поэтому мы обращаемся к статье 57 Закона, в которой данное понятие раскрывается применительно к сделкам, в совершении которых имеется заинтересованность аффилированных лиц хозяйственного общества.

В соответствии с п. 10 Методических рекомендаций о некоторых вопросах рассмотрения дел о признании недействительной сделки, в совершении которой имеется заинтересованность аффилированного лица хозяйственного общества, утвержденных постановлением Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 31.10.2012 № 26, при оценке экономическим судом характера оспоренных сделок на предмет наличия либо отсутствия оснований для отнесения их к взаимосвязанным о наличии этого критерия, кроме однородности нескольких сделок (совершение сделок с одним и тем же имуществом или с разным имуществом, но предполагающим его использование в процессе одного и того же производственного цикла), могут свидетельствовать следующие факторы: нарушение этими сделками единого технологического цикла деятельности хозяйственного общества; в результате совершения нескольких сделок (в том числе с разными лицами) имущество хозяйственного общества перешло в обладание одному лицу или к группе взаимосвязанных лиц; заключение нескольких сделок привело к прекращению деятельности хозяйственного общества, отчужденное имущество которого по таким сделкам представляло собой единый производственный комплекс.

До 28.04.2021 согласно статье 57 Закона под взаимосвязанными сделками понимались помимо прочего сделки с однородными обязательствами, совершенные с участием одних и тех же лиц за определенный уставом период времени. То есть, если в уставе хозяйственного общества был определен период времени, например, месяц, в целях отнесения сделок к взаимосвязанным, то в рамках отнесения сделки к крупной взаимосвязанными считались лишь сделки с однородными обязательствами, совершенные с участием одних и тех же лиц в течение данного периода. Если же данный период в уставе не был определен, то сделки с однородными обязательствами не суммировались и не признавались взаимосвязанными в целях соблюдения требований статьи 58 Закона.

Новый подход с 28 апреля 2021 г.

С 28.04.2021 взаимосвязанными признаются сделки с однородными обязательствами, совершенные с участием одних и тех же лиц за последние двенадцать месяцев, предшествующие дню совершаемой сделки, если иной период времени не установлен уставом хозяйственного общества.

Таким образом, подходы кардинально изменились.

В настоящее время первое, что необходимо определить – есть ли в уставе хозяйственного общества период времени в целях отнесения сделок к взаимосвязанным. Если данного периода в уставе нет, то в целях отнесения к взаимосвязанным сделкам необходимо брать для анализа сделки с однородными обязательствами, совершенные с участием одних и тех же лиц за последние двенадцать месяцев, предшествующие дню совершаемой сделки. Например, хозяйственное общество обращается в банк Республики Беларусь за получением кредита. Банк анализирует устав общества и устанавливает, что период времени в целях отнесения сделок к взаимосвязанным отсутствует. Значит, в данном случае банк должен проанализировать все кредитные сделки, заключенные с данным клиентом за последние двенадцать месяцев (исполненные сделки в расчет не берем, так как они уже закрыты и породить какие-либо риски уже не могут, но берем в расчет дополнительные соглашения к кредитным договорам, заключенным ранее двенадцати месяцев, которые меняют существенные условия кредитного договора и которые заключены с данным клиентом в анализируемом временном интервале, так как они являются также сделками).

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 17 мая 2021 г


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
«Зеленые» закупки: новое измерение
Амельченя Юлия Александровна, кандидат юридических наук, доцент, медиатор

От момента, когда Республика Беларусь в программных актах заявила о готовности следовать принципам «зеленой» экономики и ее составляющей – «зеленым» закупкам (Указ Президента Республики Беларусь от 15.12.2016 № 466 «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы», постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.12.2016 № 1061 «Об утверждении Национального плана действий по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь до 2020 года»), до нормативного закрепления в качестве элементов экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования (ст. 40 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды» в редакции, вступающей в силу 26.04.2024) и мер обеспечения «зеленой» экономики (ст. 47 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды» в редакции, вступающей в силу 26.04.2024) «зеленых» закупок, прошло достаточно времени.

Читать подробнее
Календарь событий
10 апреля 2024 г.
Полящук Наталья Анатольевна
Семинар "Предупреждение и противодействие коррупции в организации"
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.