Сохранить в избранное

Торги как способ заключения договора: новое в гражданском законодательстве

Демиденко А.Г., заместитель начальника отдела гражданского, хозяйственного и экологического законодательства управления законодательства о гражданских финансово-экономических и экологических отношениях Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь

В действующем законодательстве отсутствует определение торгов, а указывается лишь их функция – способ заключения договора. Статьи 417–419 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) регламентируют вопросы заключения договора на торгах, их организации и порядка проведения, последствия нарушения правил проведения торгов. Указанные нормы подверглись корректировке в связи с принятием Закона Республики Беларусь от 13 ноября 2023 г. № 312-З «Об изменении кодексов» (далее – Закон). Полагаем возможным остановиться на следующих из них.

1. Была предпринята попытка дать определение «торгов». С учетом мнения ученых-правоведов, а также практики проведения торгов предложено определение «торгов» сформулировать через совокупность их признаков. Среди основных признаков были выделены состязательность участников торгов и обязательность заключения договора с их победителем.

В связи с этим в пункте 1 новой редакции статьи 417 ГК закреплен основной принцип проведения торгов – конкурентность при отборе лица, с которым будет заключен договор. Согласно рассматриваемым нормам договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен по результатам проведения конкурентного отбора по заранее объявленным условиям (торгов). Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

2. Учитывая, что предметом договора могут быть не только имущество или имущественные права, но и работы и услуги, в статье 417 ГК (пункт 2) закреплено указание на то, что путем проведения торгов могут быть заключены договоры о приобретении вещи или имущественного права, выполнении работ, оказании услуг.

3. Согласно действующей редакции пункта 4 статьи 417 ГК торги (тендер) проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу – лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организаторами торгов, предложило лучшие условия.

Таким образом, ГК были предусмотрены только две формы торгов – аукцион или конкурс.

Вместе с тем законодательством предусмотрена возможность проведения торгов не только в формах конкурса и аукциона. Например, статьей 45 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» предусмотрена процедура запроса ценовых предложений. Кроме того, форму торгов, отличную от конкурса и аукциона, может выбрать организатор торгов.

При работе над Законом из ГК было исключено ограничение форм проведения торгов, в том числе в статьях 417–418 ГК предложено применение общего термина «торги».

Законом также скорректированы способы определения победителя аукциона. Это вызвано возможностью его проведения не только с повышающим шагом аукциона, но и понижающим.

Кроме того, ГК дополнен нормами, регламентирующими порядок определения победителя торгов, проводимых в формах, отличных от аукциона и конкурса.

Согласно новой редакции статьи 417 ГК выигравшим торги в форме аукциона признается лицо, предложившее лучшую цену в зависимости от правил выбора, в форме конкурса – лицо, которое предложило лучшие условия, при проведении торгов в иной форме – лицо, определяемое в соответствии с требованиями к проведению торгов в такой форме.

4. Законом статья 417 ГК была дополнена нормами о соотношении норм ГК, регламентирующих порядок заключения договоров по результатам проведения торгов, с нормами специального законодательства в этой сфере. Так, закреплено, что правила о заключении договора о приобретении вещи или имущественного права, выполнении работ, оказании услуг по результатам проведения торгов, предусмотренные ГК, применяются к таким торгам, если иное не предусмотрено законодательством о закупках (часть вторая пункта 5 статьи 417 ГК).

Правила о заключении договора по результатам проведения торгов, предусмотренные ГК, не будут применяться при заключении договоров на бирже, которые должны заключаться в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность такой биржи, и (или) правилами, действующими на ней (часть третья пункта 5 статьи 417 ГК).

5. Поскольку нормы об организаторе торгов не относятся к предмету правового регулирования статьи 417 ГК, а связаны с правовой регламентацией процедуры организации и проведения торгов, соответствующие положения исключены из статьи 417 ГК и перенесены в статью 418 ГК в новой редакции.

При корректировке ГК было принято решение о расширении круга субъектов, которые могут выступать в качестве организатора торгов. Так, согласно предусмотренной Законом части второй пункта 1 статьи 418 ГК в качестве организатора торгов могут выступать лицо, имеющее заинтересованность в заключении договора, либо уполномоченное им или в установленном законодательством порядке иное лицо.

6. В соответствии с пунктом 3 действующей редакции статьи 418 ГК по общему правилу организатор открытых торгов, сделавший извещение, вправе был отказаться от аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от конкурса – не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса. Иными словами, законодателем были предусмотрены различные сроки для отказа от проведения аукциона и конкурса.

В случае если организатор конкурса опубликует извещение за тридцать дней до его проведения, у него (с учетом требований пункта 2 статьи 418 ГК о сроках опубликования извещения) фактически не оставалось времени для отказа от его проведения.

В этой связи Законом внесены изменения в статью 418 ГК (часть первую пункта 3), предусматривающие, что, если иное не предусмотрено законодательством или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, сделавший извещение, вправе отказаться от торгов в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты их проведения.

7. Согласно частям первой и второй действующей редакции статьи 418 ГК участник, выигравший торги, или лица, указанные в частях второй и третьей пункта 5 статьи 417 ГК, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона (конкурса) протокол, который имеет силу договора. Если по условиям торгов разыгрывается только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Таким образом, действующим ГК установлен различный подход к оформлению отношений между организатором торгов и лицом, выигравшим торги, в зависимости от предмета торгов (имущество или только право на заключение договора). В первом случае победитель торгов и их организатор подписывают в день проведения аукциона (конкурса) протокол, который имеет силу договора. Например, такой подход также предусмотрен Положением о порядке учета, хранения, оценки и реализации имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 19 февраля 2016 г. № 63 «О совершенствовании работы с имуществом, изъятым, арестованным или обращенным в доход государства», в отношении аукционов по продаже недвижимого имущества.

Если по условиям торгов разыгрывается только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола, если иное не предусмотрено законодательными актами. Иными словами, предполагается и оформление протокола, и подписание договора.

Таким образом, усматривается различное понимание роли протокола в процессе проведения торгов. В юридической науке также ведется спор о правовой природе протокола о результатах торгов. Так, его рассматривают как сам договор, так и как предварительный договор.

Вместе с тем полагаем, что оформление протокола является лишь одним из этапов в процессе проведения торгов, а протокол – прежде всего документом, отражающим процесс проведения торгов, его результаты. В связи с этим сомнительным является придание ему силы договора.

Учитывая необходимость изменения подхода к пониманию протокола, оформляемого при проведении торгов, и рассмотрения его как документа, не имеющего силы договора, соответствующие корректировки внесены в пункт 5 статьи 418 ГК.

Внесенные Законом изменения вступают в силу с 19 ноября 2024 г. (за исключением отдельных положений).

 

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 30 ноября 2023 г.


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Изменения 2024: общая часть Налогового кодекса
Нестерова О.В., главный советник отдела бюджетно-финансового, налогового и банковского законодательства управления законодательства о гражданских, финансово-экономических и экологических отношениях НЦЗПИ


27 декабря подписан закон, предусматривающий очередную корректировку Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК). В отношении изменений общей части НК полагаем необходимым обратить внимание на следующие моменты.

Читать подробнее
Календарь событий
до 3 мая 2024 г.
Общественное обсуждение
Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним»
Подробнее
22 мая 2024 г.
Столина Татьяна Владимировна, Шевченко Татьяна Анатольевна
Вебинар "Актуальные вопросы ведения делопроизводства в организации"
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.