Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 28.03.2024
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

3 июня 1993 г. № 2341-XІІ

О внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 343-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 190, 2/1092) – новая редакция;

Закон Республики Беларусь от 21 июля 2008 г. № 417-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 184, 2/1514);

Закон Республики Беларусь от 26 мая 2012 г. № 378-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 62, 2/1930);

Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 294-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.07.2015, 2/2292);

Закон Республики Беларусь от 10 декабря 2020 г. № 63-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 15.12.2020, 2/2782);

Закон Республики Беларусь от 17 мая 2021 г. № 106-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 18.05.2021, 2/2826);

Закон Республики Беларусь от 18 мая 2022 г. № 170-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.05.2022, 2/2890) - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 22 мая 2022 г., за исключением изменений и дополнений, которые вступят в силу 1 сентября 2022 г.;

Закон Республики Беларусь от 18 мая 2022 г. № 170-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.05.2022, 2/2890) - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 22 мая 2022 г. и 1 сентября 2022 г.

 

Настоящий Закон определяет организационные и правовые основы деятельности внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее – внутренние войска), порядок выполнения возложенных на них задач, гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих внутренних войск и членов их семей.

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Внутренние войска

Внутренние войска – государственная военная организация, предназначенная для защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, общества и государства, конституционного строя, безопасности и суверенитета Республики Беларусь от преступных и иных противоправных посягательств.

Статья 2. Задачи внутренних войск

Основными задачами внутренних войск являются:

участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности;

охрана исправительных колоний, лечебных исправительных учреждений и осуществление совместно с их администрациями надзора за осужденными;

конвоирование и охрана осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

участие в розыске лиц, совершивших побег из-под охраны и надзора в исправительных учреждениях, от войсковых караулов при конвоировании;

охрана особо важных государственных объектов и специальных грузов;

участие в обеспечении безопасности охраняемых лиц и охраняемых объектов;

участие в обеспечении режимов чрезвычайного и военного положений, правового режима в зоне проведения контртеррористической операции;

обезвреживание и уничтожение неразорвавшихся авиационных боеприпасов, других неразорвавшихся боеприпасов в населенных пунктах, проведение работ по проверке сообщений об установке взрывных устройств, их обнаружению, обезвреживанию и уничтожению на всей территории Республики Беларусь;

участие в мероприятиях по усилению охраны Государственной границы Республики Беларусь;

участие в территориальной обороне Республики Беларусь.

При возникновении обстоятельств, представляющих угрозу безопасности граждан, деятельности организаций и общественному порядку, а также в интересах обороны Республики Беларусь внутренние войска могут привлекаться к выполнению других задач в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Статья 3. Принципы деятельности внутренних войск

Деятельность внутренних войск осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, соблюдения прав и свобод человека, единоначалия, централизации управления.

Статья 4. Правовая основа деятельности внутренних войск

В своей деятельности внутренние войска руководствуются Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными актами законодательства, а также международными договорами Республики Беларусь.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 5. Деятельность внутренних войск по защите жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан

Внутренние войска защищают жизнь, здоровье, права, свободы и законные интересы граждан от преступных и иных противоправных посягательств независимо от гражданства, социального, имущественного и иного положения, пола, расовой и национальной принадлежности, возраста, образования, языка, места жительства, религиозных и иных убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.

Военнослужащим внутренних войск запрещается допускать обращение, унижающее человеческое достоинство.

Военнослужащие внутренних войск при выполнении задач, возложенных на внутренние войска, могут ограничивать права и свободы граждан лишь в случаях, предусмотренных законодательными актами, в интересах обеспечения национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Статья 6. Состав внутренних войск

В состав внутренних войск входят:

орган военного управления;

специальные милицейские соединения и воинские части;

соединения и воинские части по охране особо важных государственных объектов и специальных грузов;

соединения и воинские части специального назначения;

учреждения и воинские части по обеспечению деятельности внутренних войск;

учреждения образования, осуществляющие подготовку кадров по специальностям для внутренних войск, учебные воинские части.

Орган военного управления, соединения и воинские части внутренних войск обладают правами юридического лица.

Статья 7. Руководство и управление внутренними войсками

Руководство внутренними войсками осуществляет Министр внутренних дел, а непосредственное управление – командующий внутренними войсками, который по должности является заместителем Министра внутренних дел.

Для обеспечения управления внутренними войсками создается орган военного управления – главное управление командующего внутренними войсками Министерства внутренних дел (далее – главное управление командующего внутренними войсками). В главном управлении командующего внутренними войсками образуется Военный Совет внутренних войск. Деятельность главного управления командующего внутренними войсками и Военного Совета внутренних войск осуществляется в соответствии с положением, утверждаемым Президентом Республики Беларусь.

Министр внутренних дел:

издает правовые акты по вопросам организации деятельности внутренних войск во исполнение законов и указов Президента Республики Беларусь, а также контролирует их исполнение;

утверждает штат главного управления командующего внутренними войсками, а также состав Военного Совета внутренних войск;

вносит в установленном порядке предложения по формированию соединений и воинских частей внутренних войск;

представляет в установленном порядке к назначению на воинскую должность командующего внутренними войсками, его заместителей и к присвоению офицерам воинского звания «полковник», а также воинских званий высшего офицерского состава;

назначает по ходатайству командующего внутренними войсками офицеров на воинские должности и освобождает от воинских должностей руководящий состав внутренних войск, за исключением командующего внутренними войсками и его заместителей;

присваивает в пределах своей компетенции воинские звания офицерскому составу;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Командующий внутренними войсками:

несет персональную ответственность за поддержание боевой и мобилизационной готовности внутренних войск и успешное выполнение возложенных на них задач;

утверждает штаты соединений и воинских частей внутренних войск;

издает в пределах своей компетенции правовые акты, регламентирующие деятельность внутренних войск;

решает в соответствии с законодательством вопросы о порядке прохождения военной службы военнослужащими и установления трудовых отношений с лицами гражданского персонала внутренних войск;

назначает в пределах своей компетенции офицеров на воинские должности и освобождает от воинских должностей включительно до заместителей командиров соединений, начальников управлений главного управления командующего внутренними войсками;

принимает меры по обеспечению внутренних войск вооружением, боевой и специальной техникой, специальными средствами и иным имуществом, созданию учебной и материальной базы, необходимых социально-бытовых условий для военнослужащих внутренних войск;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

ГЛАВА 2
ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК

Статья 8. Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере деятельности внутренних войск

Президент Республики Беларусь в сфере деятельности внутренних войск:

осуществляет общее руководство внутренними войсками;

назначает на воинскую должность и освобождает от воинской должности командующего внутренними войсками и его заместителей;

утверждает структуру, численность внутренних войск и их дислокацию;

утверждает перечень вооружения, боевой и специальной техники, специальных средств, состоящих на вооружении внутренних войск, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;

привлекает внутренние войска для усиления охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, режимов чрезвычайного и военного положений;

утверждает перечень особо важных государственных объектов и специальных грузов, подлежащих охране внутренними войсками;

устанавливает перечень воинских должностей во внутренних войсках, подлежащих замещению высшими офицерами, и соответствующие им воинские звания;

устанавливает нормы и порядок материально-технического обеспечения внутренних войск, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;

принимает решения по вопросам правовой и социальной защиты военнослужащих внутренних войск и членов их семей;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательными актами.

Статья 9. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в сфере деятельности внутренних войск

Совет Министров Республики Беларусь в сфере деятельности внутренних войск:

обеспечивает исполнение решений Президента Республики Беларусь по вопросам правовой и социальной защиты военнослужащих внутренних войск и членов их семей;

организует оснащение внутренних войск вооружением, боевой и специальной техникой, специальными средствами, а также иными материальными средствами и ресурсами;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательными актами.

Статья 10. Полномочия органов местного управления и самоуправления в сфере деятельности внутренних войск

Органы местного управления в сфере деятельности внутренних войск:

участвуют в рассмотрении предложений по формированию соединений и воинских частей внутренних войск;

оказывают содействие внутренним войскам в создании необходимых условий для их деятельности;

обеспечивают реализацию гарантий правовой и социальной защиты военнослужащих внутренних войск и членов их семей;

обеспечивают призыв и поступление граждан на военную службу во внутренние войска;

предоставляют арендное жилье, организуют оказание коммунальных, бытовых и других услуг в соответствии с законодательством;

обеспечивают потребности внутренних войск в материальных средствах, энергетических и других ресурсах и услугах по их заказам, предоставляют для дислокации внутренних войск земельные участки.

Органы местного управления могут устанавливать дополнительные гарантии социальной защиты для военнослужащих внутренних войск, не предусмотренные Законом Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 100-З «О статусе военнослужащих».

Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают участие в обеспечении деятельности внутренних войск в соответствии с законодательством.

ГЛАВА 3
ВОЕННАЯ СЛУЖБА ВО ВНУТРЕННИХ ВОЙСКАХ

Статья 11. Военная служба во внутренних войсках

Внутренние войска комплектуются военнослужащими на основе призыва граждан на военную службу, а также добровольного поступления граждан на военную службу по контракту в соответствии с законодательством.

Условия, порядок и сроки прохождения военной службы военнослужащими внутренних войск, их статус, права и обязанности, порядок перемещения по службе, присвоения воинских званий, аттестации, увольнения и предоставления гарантий правовой и социальной защиты определяются настоящим Законом и иными актами законодательства.

Порядок отбора граждан, призываемых на военную службу во внутренние войска, а также особенности отбора военнослужащих срочной военной службы внутренних войск для прохождения службы в органах внутренних дел устанавливаются нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел.

Статья 12. Подготовка, повышение квалификации кадров для внутренних войск

Подготовка кадров по специальностям, повышение квалификации кадров по профилям образования, направлениям образования для внутренних войск осуществляются в учреждениях образования Республики Беларусь, иностранных организациях.

Подготовка кадров для внутренних войск по военно-учетным специальностям, в том числе на курсах подготовки младших офицеров, осуществляется в соединениях и воинских частях внутренних войск, на факультете внутренних войск учреждения образования «Военная академия Республики Беларусь», в иных организациях.

Статья 13. Порядок и условия исполнения обязанностей военной службы военнослужащими внутренних войск

Порядок и условия исполнения обязанностей военной службы военнослужащими внутренних войск устанавливаются общевоинскими уставами Вооруженных Сил Республики Беларусь, иными законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь и нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел.

ГЛАВА 4
ОСОБЕННОСТИ СТАТУСА, ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК

Статья 14. Особенности статуса военнослужащих внутренних войск

Статус военнослужащих внутренних войск определяется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О статусе военнослужащих».

Особенности статуса военнослужащих внутренних войск определяются настоящим Законом и иными актами законодательства.

На военнослужащих внутренних войск при исполнении ими обязанностей органов внутренних дел распространяется статус сотрудника органов внутренних дел.

При выполнении задач, возложенных на внутренние войска, военнослужащие внутренних войск являются представителями власти и находятся под особой защитой государства.

Законные требования военнослужащих внутренних войск при выполнении задач, возложенных на внутренние войска, являются обязательными для исполнения должностными лицами и иными гражданами.

Невыполнение законных требований военнослужащих внутренних войск, а также другие действия, препятствующие выполнению возложенных на внутренние войска задач, влекут ответственность, установленную законодательством.

Статья 15. Права военнослужащих внутренних войск

Военнослужащим внутренних войск в целях выполнения возложенных на них задач предоставляется право:

производить в установленном порядке обыск осужденных в исправительных колониях, лечебных исправительных учреждениях и лиц, содержащихся под стражей, при их конвоировании или задержании в результате розыска, досмотр транспортных средств и грузов на контрольно-пропускных пунктах охраняемых объектов, а в случаях, предусмотренных законодательством, производить личный досмотр граждан и их вещей при следовании через контрольно-пропускные пункты таких объектов;

производить оцепление (блокирование) районов местности, отдельных строений и объектов при розыске бежавших осужденных, лиц, содержащихся под стражей, и лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений, при пресечении массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка и иных антиобщественных действий в населенных пунктах, чрезвычайных ситуациях, а также при обезвреживании и уничтожении неразорвавшихся боеприпасов и взрывных устройств;

применять физическую силу, специальные средства, боевую и специальную технику, хранить, носить, применять и использовать оружие в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами;

передавать для временного размещения в места содержания под стражей и исправительные учреждения лиц, конвоируемых на выездные судебные заседания, и задержанных бежавших осужденных;

требовать при выполнении задач по охране общественного порядка от должностных лиц и иных граждан соблюдения общественного порядка;

проверять при выполнении задач по охране общественного порядка у лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, документы, удостоверяющие их личность;

задерживать лиц, совершивших правонарушения, производить их личный досмотр и досмотр находящихся при них вещей, транспортных средств;

изымать в установленном порядке документы, предметы и вещи, которые могут явиться вещественными доказательствами совершения правонарушений;

передавать лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, сотрудникам органов внутренних дел;

входить беспрепятственно, при необходимости с повреждением запирающих устройств и других предметов, в любое время суток в жилище или иные законные владения граждан, в помещения и (или) иные объекты организаций (кроме помещений и иных объектов дипломатических представительств, консульских учреждений и иных представительств иностранных государств, международных организаций, пользующихся в соответствии с международными договорами Республики Беларусь дипломатическим иммунитетом, и помещений, в которых проживают сотрудники этих представительств, учреждений, организаций и их семьи) и осматривать их при наличии достаточных оснований полагать, что там совершается или совершено преступление, возникла чрезвычайная ситуация или находится лицо, подозреваемое (обвиняемое) в совершении преступления либо скрывшееся от органов, ведущих уголовный процесс, уклоняющееся от исполнения наказания и иных мер уголовной ответственности, либо для пресечения общественно опасных деяний, угрожающих жизни и здоровью граждан, либо для проверки сообщений об установке взрывных устройств с последующим уведомлением в установленном порядке прокурора;

производить личный обыск лиц, задержанных по подозрению в совершении преступлений, доставлять их в территориальные органы внутренних дел и составлять в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь протоколы;

использовать беспрепятственно средства связи, транспортные средства, принадлежащие юридическим лицам или гражданам (кроме транспортных средств дипломатических представительств, консульских учреждений и иных представительств иностранных государств, международных организаций, пользующихся в соответствии с международными договорами Республики Беларусь дипломатическим иммунитетом, и транспортных средств оперативного назначения), для преследования бежавших осужденных, лиц, содержащихся под стражей, лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений, и доставления их в территориальные органы внутренних дел, а равно в иных случаях, не терпящих отлагательства, с последующим возмещением расходов в соответствии с законодательством;

осуществлять изучение обстановки в районах выполнения возложенных на внутренние войска задач, в том числе с использованием технических средств.

Статья 16. Обязанности военнослужащих внутренних войск

Военнослужащие внутренних войск в целях выполнения возложенных на внутренние войска задач обязаны:

участвовать в охране общественного порядка, пресечении массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка;

принимать в установленном порядке участие в обеспечении режимов чрезвычайного и военного положений, правового режима в зоне проведения контртеррористической операции;

охранять исправительные колонии, лечебные исправительные учреждения;

осуществлять совместно с администрациями исправительных колоний, лечебных исправительных учреждений надзор за осужденными в исправительных колониях, лечебных исправительных учреждениях, в том числе за находящимися на лечении в организациях здравоохранения;

пресекать совместно с администрациями исправительных колоний, лечебных исправительных учреждений беспорядки и нарушения правил внутреннего распорядка, предусмотренных законодательством, совершаемые осужденными;

конвоировать осужденных и лиц, содержащихся под стражей, на судебные заседания Верховного Суда Республики Беларусь, областных, Минского городского судов, их выездные судебные заседания и обратно, охранять указанных лиц во время судебных заседаний, а также конвоировать этих лиц в исправительные учреждения и места содержания под стражей;

брать под стражу и освобождать из-под стражи лиц на основании постановления (определения) суда (судьи), приговора суда;

участвовать в розыске лиц, совершивших побег из-под охраны и надзора в исправительных учреждениях, от войсковых караулов при конвоировании;

охранять особо важные государственные объекты и специальные грузы;

участвовать в обеспечении безопасности охраняемых лиц и охраняемых объектов;

участвовать в мероприятиях по усилению охраны Государственной границы Республики Беларусь, локализации и пресечению конфликтных ситуаций, массовых беспорядков, иных противоправных действий на приграничной территории;

задерживать, производить личный досмотр, опрос и передавать в территориальные органы внутренних дел лиц, пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, доставивших на эти объекты запрещенные предметы, осуществляющих незаконный вынос (вывоз) имущества с этих объектов или совершивших нападение на них, а также совершивших побег из-под охраны и надзора или из-под стражи;

участвовать в операциях, проводимых по специальным или постоянно действующим планам органов внутренних дел;

участвовать в освобождении заложников, захваченного железнодорожного подвижного состава, воздушного или водного судна, специальных грузов, боевой и специальной техники и других объектов;

производить обезвреживание и уничтожение неразорвавшихся авиационных боеприпасов, других неразорвавшихся боеприпасов в населенных пунктах, осуществлять проверку сообщений об установке взрывных устройств, производить обнаружение, обезвреживание и уничтожение взрывных устройств на всей территории Республики Беларусь;

участвовать в ликвидации пожаров, последствий взрывов и аварий на охраняемых объектах и отражении нападений на них;

участвовать в территориальной обороне Республики Беларусь.

Статья 17. Ответственность военнослужащих внутренних войск

За злоупотребление властью, превышение власти и служебных полномочий, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, совершение иных правонарушений военнослужащие внутренних войск несут ответственность, установленную законодательными актами.

Дисциплинарная ответственность военнослужащих внутренних войск устанавливается Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Республики Беларусь, утверждаемым Президентом Республики Беларусь.

ГЛАВА 5
ПРИМЕНЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ, ОРУЖИЯ, БОЕВОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

Статья 18. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств, боевой и специальной техники, применения и использования оружия

Военнослужащие внутренних войск при выполнении возложенных на них задач имеют право применять физическую силу, специальные средства, боевую и специальную технику, применять и использовать оружие с учетом складывающейся обстановки, характера преступления, административного правонарушения и личности правонарушителя, руководствуясь требованиями настоящего Закона.

Применению физической силы, специальных средств, боевой и специальной техники, оружия должно предшествовать четко выраженное и очевидное для лица, против которого они могут быть применены, предупреждение о намерении их применить с предоставлением достаточного времени для выполнения законных требований, за исключением случаев, когда промедление в их применении создаст непосредственную опасность для жизни военнослужащего внутренних войск или иных граждан либо может повлечь иные тяжкие последствия.

Военнослужащие внутренних войск, выполняющие возложенные на них задачи, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости при отсутствии у них специальных средств, боевой и специальной техники, оружия или невозможности их применения вправе использовать подручные средства для отражения общественно опасных посягательств.

Во всех случаях применения физической силы, специальных средств, боевой и специальной техники, применения и использования оружия военнослужащие внутренних войск должны действовать, стремясь причинить наименьший вред жизни, здоровью, чести и достоинству граждан, имуществу граждан и организаций, государственному имуществу, а также обязаны принять меры по немедленному оказанию пострадавшим медицинской и иной необходимой помощи.

Военнослужащий внутренних войск, применивший физическую силу, специальные средства, боевую или специальную технику, применивший или использовавший оружие, незамедлительно докладывает об этом своему непосредственному командиру (начальнику).

О ранении или смерти гражданина вследствие применения военнослужащим физической силы, специальных средств, боевой или специальной техники, применения или использования им оружия незамедлительно уведомляется соответствующий прокурор.

Военнослужащий внутренних войск не несет ответственности за вред, причиненный в результате применения физической силы, специальных средств, боевой или специальной техники, применения или использования оружия, если применение физической силы, специальных средств, боевой или специальной техники, применение или использование оружия осуществлялись в соответствии с требованиями настоящего Закона.

Применение физической силы, специальных средств, боевой или специальной техники, применение или использование оружия с нарушением требований законодательства влекут ответственность, установленную законодательными актами.

Статья 19. Применение физической силы

Военнослужащие внутренних войск имеют право применить физическую силу, в том числе боевые приемы рукопашного боя, для предупреждения и пресечения правонарушений, самообороны, преодоления противодействия их законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на них задач. 

Статья 20. Применение специальных средств

При исполнении обязанностей военнослужащие внутренних войск имеют право применять наручники, резиновые палки, средства связывания, специальные химические вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений, устройства для принудительной остановки транспорта и другие специальные средства, в том числе служебных животных, в случаях:

отражения нападения на военнослужащих внутренних войск и (или) сотрудников органов внутренних дел и иных граждан;

освобождения заложников;

отражения нападения на здания, помещения, сооружения и (или) транспортные средства независимо от их принадлежности либо для их освобождения;

пресечения неповиновения или сопротивления законным требованиям военнослужащих внутренних войск и иных лиц, исполняющих служебные обязанности или гражданский долг по охране общественного порядка, предупреждения и пресечения правонарушений;

пресечения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка либо действий, направленных на повреждение и (или) уничтожение имущества всех форм собственности;

задержания и доставления в территориальные органы внутренних дел лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений, лиц, совершивших административные правонарушения, а также конвоирования и охраны осужденных, лиц, содержащихся под стражей, которые оказывают неповиновение или сопротивление, а равно имеются основания полагать, что они могут совершить побег, причинить вред окружающим и себе;

задержания лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений, находящихся в помещениях и других труднодоступных местах;

в иных случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь.

Вид специального средства и интенсивность его применения определяются военнослужащим внутренних войск с учетом складывающейся обстановки, характера преступления, административного правонарушения и личности правонарушителя.

Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или вооруженного нападения на военнослужащих внутренних войск и (или) сотрудников органов внутренних дел, иных граждан либо других действий, угрожающих жизни или здоровью граждан.

Статья 21. Применение и использование оружия

Военнослужащие внутренних войск в целях выполнения возложенных на них задач имеют право на применение оружия в отношении лица:

совершающего нападение на военнослужащего внутренних войск и (или) сотрудника органов внутренних дел, иных лиц, когда их жизнь или здоровье подвергаются опасности;

участвующего в групповом или вооруженном нападении, сопряженном с применением оружия либо взрывчатых веществ или взрывных устройств, поджогов и (или) других общеопасных способов, использованием транспортных средств, машин или механизмов, на жилище или иные законные владения граждан, помещения и (или) иные объекты организаций либо воинских частей, охраняемые объекты, часовых, других лиц караула, войскового (суточного) наряда или караульное помещение (помещение дежурного подразделения), в целях пресечения данного нападения;

совершающего действия, непосредственно направленные на насильственное завладение находящимися у военнослужащего внутренних войск специальными средствами, оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами, боевой или специальной техникой;

совершающего захват или удержание лица в качестве заложника;

застигнутого при совершении действий, предусмотренных абзацами вторым–пятым настоящей части, и пытающегося скрыться;

осужденного или лица, содержащегося под стражей, оказывающих вооруженное сопротивление или совершающих побег из-под стражи;

оказывающего неповиновение требованию военнослужащего внутренних войск немедленно сдать (положить) оружие, взрывчатое вещество, взрывное устройство или другой предмет, специально приспособленный для нанесения телесных повреждений, применение которых может угрожать жизни или здоровью военнослужащего внутренних войск и (или) сотрудника органов внутренних дел, иных лиц;

пытающегося незаконно проникнуть на территорию (покинуть территорию) охраняемого внутренними войсками объекта или скрыться после такой попытки, если эту попытку невозможно пресечь иным способом.

Совершение лицом действий, запрещенных ему военнослужащим внутренних войск и выражающихся в попытке приблизиться к военнослужащему внутренних войск ближе указанного им расстояния, прикоснуться к оружию, достать без разрешения что-либо из одежды или ручной клади, либо иных действий, которые могут быть истолкованы военнослужащим внутренних войск как угроза применения насилия, опасного для жизни или здоровья его или иных лиц, предоставляет военнослужащему внутренних войск право применить оружие в соответствии с настоящим Законом.

Запрещается применять оружие:

при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица;

в направлении огнеопасных и взрывоопасных, а также содержащих сильнодействующие ядовитые вещества складов (хранилищ);

в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения или иных действий, угрожающих жизни или здоровью граждан.

Военнослужащий внутренних войск имеет право на использование огнестрельного оружия для:

подачи сигнала тревоги или вызова помощи;

обезвреживания животного, непосредственно угрожающего жизни или здоровью граждан;

остановки транспортного средства путем его повреждения, если это транспортное средство используется осужденным для совершения побега, а также если водитель транспортного средства не подчиняется заведомо очевидным для него законным неоднократным требованиям военнослужащего внутренних войск об остановке транспортного средства и его действия создают реальную угрозу жизни или здоровью граждан либо имеются достоверные данные о том, что транспортным средством управляет лицо, совершившее тяжкое или особо тяжкое преступление.

Военнослужащий внутренних войск имеет право на применение оружия, в том числе огнестрельного, и на использование огнестрельного оружия также в иных случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь.

Военнослужащий внутренних войск вправе привести в готовность оружие, если считает, что в создавшейся обстановке не исключена возможность его применения или использования.

Статья 22. Применение боевой и специальной техники

Боевая и специальная техника, состоящая на вооружении внутренних войск, применяется в случаях:

освобождения заложников, захваченного железнодорожного подвижного состава, воздушного или водного судна, специальных грузов, боевой и специальной техники и других объектов;

защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни или здоровью, если пресечь это нападение иным способом не представляется возможным;

обеспечения режимов чрезвычайного и военного положений, правового режима в зоне проведения контртеррористической операции;

пресечения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка либо действий, направленных на повреждение и (или) уничтожение имущества всех форм собственности;

отражения группового или вооруженного нападения, в том числе с использованием транспортных средств, на военные городки, воинские эшелоны (транспорт), транспортные колонны, охраняемые объекты, специальные грузы, жилые помещения граждан, помещения, занимаемые государственными органами и иными организациями;

подавления сопротивления вооруженных лиц, отказывающихся выполнить законные требования военнослужащих внутренних войск или сотрудников органов внутренних дел о прекращении противоправных действий и сдаче оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств и боевой техники, имеющихся у этих лиц;

в иных случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь.

ГЛАВА 6
ФИНАНСИРОВАНИЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК

Статья 23. Финансирование внутренних войск

Финансирование внутренних войск осуществляется за счет средств республиканского бюджета и иных источников, предусмотренных законодательством.

Статья 24. Материально-техническое и медицинское обеспечение внутренних войск

Жилые помещения, здания и сооружения главного управления командующего внутренними войсками, военных городков соединений и воинских частей внутренних войск, средства обучения, технические средства охраны, а также оружие и боеприпасы, боевая и специальная техника, иное имущество, используемое внутренними войсками для выполнения возложенных на них задач, закрепляются в установленном порядке за внутренними войсками на праве оперативного управления, если иное не предусмотрено настоящим Законом и иными законодательными актами.

Строительство, реконструкция или предоставление объектов для расквартирования соединений и воинских частей внутренних войск производятся в порядке и по нормам, установленным для Вооруженных Сил Республики Беларусь, за счет средств республиканского и местных бюджетов.

Капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, их части, в том числе караульные помещения, здания (помещения) контрольно-пропускных пунктов и комендатур, технические средства физической защиты (технические средства охраны), иное имущество, используемые внутренними войсками для охраны особо важных государственных объектов и исправительных учреждений, закрепленные на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за организациями, объекты которых охраняются внутренними войсками, передаются в безвозмездное пользование внутренним войскам для выполнения служебно-боевых задач по охране объектов этих организаций.

Расходы, связанные с содержанием, эксплуатацией, капитальным и текущим ремонтом переданного в безвозмездное пользование недвижимого имущества, начисленной амортизацией, земельным налогом и налогом на недвижимость, затраты на санитарное содержание, коммунальные и другие услуги, включая техническое обслуживание и ремонт имущества, указанного в части третьей настоящей статьи, производятся за счет средств организаций, объекты которых охраняются внутренними войсками, и не подлежат возмещению ссудодателю.

На материально-техническое обеспечение внутренних войск направляются также средства, полученные за выполнение ими на возмездной основе работ (услуг) и других договорных обязательств в порядке, установленном законодательством.

Военнослужащим соединений и воинских частей внутренних войск, привлеченных к выполнению возложенных на них задач за пределами районов их постоянной дислокации, предоставляются жилые помещения для расквартирования, коммунальные услуги, линии и каналы связи, автотранспорт, горюче-смазочные материалы, дополнительное питание за счет средств, выделяемых из республиканского или местного бюджета.

Медицинское обеспечение военнослужащих внутренних войск и членов их семей осуществляется организациями здравоохранения Министерства внутренних дел, а также другими организациями здравоохранения по месту жительства, службы (работы) или учебы военнослужащих внутренних войск и членов их семей.

ГЛАВА 7
ИНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 25. Обеспечение безопасности военнослужащих, лиц гражданского персонала внутренних войск и их близких

Внутренние войска обязаны обеспечить безопасность своих военнослужащих, лиц гражданского персонала от посягательств на их жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество в связи с выполнением ими задач, возложенных на внутренние войска, а также безопасность их близких с целью воспрепятствовать законной деятельности военнослужащих, лиц гражданского персонала внутренних войск.

В целях обеспечения безопасности военнослужащих, лиц гражданского персонала внутренних войск и их близких не допускается распространение в публичном выступлении, средствах массовой информации сведений о местах дислокации или о передислокации соединений или воинских частей внутренних войск, об их участии в операциях по обеспечению общественной безопасности.

Информация о деятельности соединений и воинских частей внутренних войск может предоставляться только с разрешения командира соответствующего соединения, воинской части в порядке, устанавливаемом Министром внутренних дел.

При наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество военнослужащих, лиц гражданского персонала внутренних войск в связи с выполнением ими задач, возложенных на внутренние войска, а также их близких с целью воспрепятствовать законной деятельности военнослужащих, лиц гражданского персонала внутренних войск применяются меры государственной защиты в соответствии с законодательством о государственной защите.

Статья 26. Надзор за исполнением законодательства во внутренних войсках

Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства во внутренних войсках осуществляют Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры.

 

 

Председатель Верховного Совета Республики Беларусь

С.Шушкевич

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.