• Главная
  • Постановление № 81 (Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от ...
Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 25.10.2021
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

4 августа 2000 г. № 81

Об утверждении национальных правил аудиторской деятельности

Изменения и дополнения:

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 5 февраля 2003 г. № 14 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/9142 от 18.02.2003 г.) <W20309142>;

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 17 сентября 2003 г. № 128 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/10039 от 30.09.2003 г.) <W20310039>;

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 28 сентября 2004 г. № 142 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/11555 от 08.10.2004 г.) <W20411555>;

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 июня 2005 г. № 84 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/12875 от 14.07.2005 г.) <W20512875>;

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 24 сентября 2007 г. № 140 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/17207 от 10.10.2007 г.) <W20717207>;

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 24 марта 2008 г. № 41 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/18547 от 04.04.2008 г.) <W20818547>;

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29 марта 2013 г. № 19 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/27430 от 24.04.2013 г.) <W21327430>;

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 10 декабря 2013 г. № 78 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/28491 от 28.03.2014 г.) <W21428491>;

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 28 апреля 2015 г. № 23 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/29962 от 04.06.2015 г.) <W21529962>;

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 12 декабря 2019 г. № 72 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/35011 от 17.01.2020 г.) <W22035011>;

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 14 января 2021 г. № 6 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/36341 от 12.02.2021 г.) <W22136341>

 

На основании абзаца третьего части первой пункта 5 статьи 5 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 56-З «Об аудиторской деятельности», пункта 10 Положения о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1585, Министерство финансов Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить национальные правила аудиторской деятельности «Планирование аудита» (прилагаются).

2. Утвердить национальные правила аудиторской деятельности «Документирование аудита» (прилагаются).

 

Министр

Н.П.Корбут

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Министерства финансов

Республики Беларусь

04.08.2000 № 81

(в редакции постановления

Министерства финансов

Республики Беларусь

24.03.2008 № 41)

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА
аудиторской деятельности «Планирование аудита»

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящие национальные правила устанавливают единые требования к действиям аудиторских организаций, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, (далее – аудиторская организация) по планированию аудита бухгалтерской и (или) финансовой отчетности аудируемого лица (далее – аудит), а также документальному оформлению общей стратегии и плана аудита.

2. Для целей настоящих национальных правил применяются следующие термины и их определения:

общая стратегия аудита – документально оформленные основные решения аудиторской организации по предполагаемому объему аудита, временным рамкам его проведения и основным направлениям работы;

объем аудита – совокупность аудиторских процедур, которые необходимы для достижения целей аудита при определенных обстоятельствах его проведения;

план аудита – документ, составляемый аудиторской организацией и содержащий описание характера, сроков и объема аудиторских процедур, которые необходимо выполнить для получения достаточных и надлежащих аудиторских доказательств достоверности проверяемой информации, соответствия законодательству финансово-хозяйственных операций, совершаемых аудируемым лицом, а также снижения аудиторского риска до приемлемого уровня;

планирование аудита – разработка общей стратегии и составление детального плана применительно к ожидаемому характеру, срокам и объему аудиторских процедур.

ГЛАВА 2
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРОВАНИЮ АУДИТА

3. Аудиторская организация должна планировать свою работу так, чтобы аудит был проведен наиболее эффективным образом.

Планирование аудита позволяет:

уделить необходимое внимание значимым для аудита областям;

выявить и своевременно решить проблемы, которые могут возникнуть в ходе аудита;

надлежащим образом организовать выполнение аудиторского задания;

распределить обязанности между членами аудиторской группы;

осуществлять руководство и контроль за ходом аудита.

4. Процесс планирования неотделим от процесса проведения аудита и включает в себя:

предварительное планирование;

разработку общей стратегии аудита;

составление плана аудита;

внесение изменений в план в ходе аудита;

осуществление руководства и контроля;

документирование действий, связанных с составлением и изменениями стратегии и плана аудита.

5. Характер и объем мероприятий по планированию аудита зависят от:

целей и задач предстоящего аудита;

размера и особенностей финансовой и хозяйственной деятельности аудируемого лица;

опыта работы аудиторской организации, в том числе с данным аудируемым лицом;

обстоятельств, возникших в ходе проведения аудита.

6. В целях координации действий аудиторской организации и аудируемого лица вопросы планирования могут быть обсуждены с руководством аудируемого лица и (или) другими заказчиками аудита. Как правило, обсуждения требуют вопросы общей стратегии аудита и сроков его проведения. При этом ответственность за общую стратегию и план аудита несет аудиторская организация. Аудируемое лицо получает возможность оказывать содействие в надлежащем проведении аудита.

Аудиторская организация не должна раскрывать аудируемому лицу детального содержания плана аудита, так как в результате чрезмерной предсказуемости аудиторских процедур при обсуждении с аудируемым лицом их характера и сроков появляется вероятность снижения эффективности аудита.

ГЛАВА 3
ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ И РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ АУДИТА

7. Процесс планирования начинается с подготовительной работы по аудиторскому заданию. До заключения договора оказания аудиторских услуг аудиторская организация должна:

убедиться в том, что сохраняет независимость по отношению к аудируемому лицу и (или) заказчику аудита и способна принять аудиторское задание;

обсудить с заказчиком объект и цель аудита, а также этапы его проведения;

получить с согласия аудируемого лица информацию, которая необходима для понимания его финансовой и хозяйственной деятельности и оказывает влияние на данные его бухгалтерской и (или) финансовой отчетности;

оценить возможность проведения аудита у данного аудируемого лица и по результатам такой оценки принять решение о его проведении либо обоснованно отказаться.

8. Аудиторская организация должна разработать и документально оформить общую стратегию аудита, которая будет определять его объем, сроки проведения и направления работы, а также содержать указания по разработке детального плана аудита.

9. Разработка общей стратегии аудита на основе результатов предварительного планирования включает:

установление характеристик аудиторского задания, влияющих на его объем (вид аудита; применяемые основы составления и представления бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, подлежащей аудиту; структура аудируемого лица; требования законодательства к осуществляемым аудируемым лицом видам деятельности, другие);

определение итоговых и промежуточных документов по результатам аудита и сроков их предоставления;

рассмотрение важных факторов, которые оказывают влияние на ход аудита. К таким факторам относятся:

установленный уровень (уровни) существенности;

выявленные на этапе предварительного планирования участки бухгалтерского учета и отчетности, наиболее подверженные риску существенных искажений;

предварительная оценка эффективности системы внутреннего контроля аудируемого лица;

специфические особенности финансовой и хозяйственной деятельности аудируемого лица и его бухгалтерской и (или) финансовой отчетности.

10. При разработке общей стратегии аудита учитываются:

накопленный опыт работы с данным аудируемым лицом и наличие специалистов, обладающих таким опытом;

характер средств контроля аудируемого лица;

наличие службы внутреннего аудита и возможности использования ее работы;

необходимость использования результатов работы других аудиторских организаций в случае проведения аудита бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, включающей показатели обособленных структурных подразделений;

возможность использования аудиторских доказательств, полученных в ходе предыдущего аудита;

влияние информационных систем учета на аудиторские процедуры, в том числе на доступность баз данных;

соотнесение планируемого объема и сроков проведения аудита со сроками подготовки промежуточной бухгалтерской и (или) финансовой отчетности;

возможность общения с работниками аудируемого лица и доступность информации о деятельности аудируемого лица.

11. Общей стратегией аудита при необходимости определяются:

работники аудиторской организации и эксперты, которые дополнительно будут привлекаться к проведению аудита участков отчетности, подверженных высокому риску искажений;

этапы аудита, на которых наиболее целесообразно привлекать дополнительных специалистов или эксперта;

работники аудиторской организации, которые будут проверять обособленные структурные подразделения аудируемого лица, при их наличии.

12. Для аудита субъектов малого предпринимательства, который проводится на протяжении ряда лет одним и тем же аудитором, определение общей стратегии аудита не должно представлять собой трудоемкую процедуру.

Документ по общей стратегии аудита в данном случае составляется в виде напоминания, подготовленного на основе рассмотрения рабочей документации по ранее проводимым аудитам и дополненного по результатам обсуждения предстоящего аудита с руководством аудируемого лица и (или) иным заказчиком.

ГЛАВА 4
ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ И ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ПЛАНА АУДИТА

13. После определения общей стратегии аудита аудиторская организация должна разработать и документально оформить план аудита.

План аудита базируется на общей стратегии аудита и начинает формироваться в период ее рассмотрения.

14. План аудита должен содержать:

информацию о характере, сроках проведения и объеме процедур оценки рисков существенных искажений, которые выполняются на начальном этапе аудита;

информацию о характере, сроках проведения и объеме аудиторских процедур в отношении проверки каждой существенной группы операций, остатков по счетам, раскрытия информации в бухгалтерской и (или) финансовой отчетности;

перечень других аудиторских процедур, выполняемых в соответствии с требованиями правил аудиторской деятельности.

15. В план обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности необходимо включать проверку существенных вопросов в объеме, не менее предусмотренного перечнем согласно приложению.

16. Кроме непосредственно аудита аудиторская организация должна планировать процедуры внутренней оценки качества работы аудиторов. Характер, сроки и объем таких процедур зависят от размера и структуры аудируемого лица, вида аудита, уровня риска существенных искажений, опыта и квалификации работников, осуществляющих аудит. При этом в ходе аудита следует тщательно контролировать проведение проверки там, где высокий риск существенного искажения.

Если риск существенных искажений невысокий, процедуры оценки планируются и проводятся в ограниченном объеме.

Если аудит проводится одним аудитором, кроме процедур оценки, необходимо планировать обсуждение сложных или редко встречающихся вопросов с другими компетентными работниками аудиторской организации.

17. Планирование в аудите – непрерывный процесс, обновляемый по мере выполнения отдельных пунктов плана (после выполнения процедур оценки риска существенных искажений могут уточняться запланированные к проведению процедуры проверки по существу).

Если по мере получения информации в ходе аудита требуется корректировка характера, сроков и объема намеченных аудиторских процедур, аудиторская организация должна внести изменения в стратегию и план аудита.

Если изменения в общей стратегии и плане аудита касаются значительного увеличения объема и сложности применяемых аудиторских процедур, сроков проведения аудита или количественного состава аудиторской группы, допускается по согласованию с заказчиком внесение изменений в условия договора оказания аудиторских услуг.

ГЛАВА 5
ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПЛАНИРОВАНИЕМ АУДИТА

18. Документирование должно охватывать все процессы планирования аудита (определение общей стратегии и составление плана аудита, внесение в них изменений и дополнений).

Документально оформленная общая стратегия аудита должна отражать основные решения, на основании которых разрабатывался план аудита (общий объем, сроки и порядок проведения аудита).

Документально оформленный план аудита должен раскрывать характер, сроки и объем запланированных процедур оценки рисков, а также объем запланированных на основе оценки рисков аудиторских процедур проверки по существу по каждому существенному классу операций, сальдо счетов и раскрытию информации.

При внесении изменений и дополнений в общую стратегию и (или) план аудита необходимо документировать причины таких изменений и дополнений, а также последующие действия аудиторской организации.

19. Форма документов по общей стратегии и плану аудита разрабатывается аудиторской организацией самостоятельно и должна быть предусмотрена внутренними правилами аудиторской деятельности аудиторской организации. Содержание данных документов зависит от подходов аудиторской организации к планированию и проведению аудита с учетом обстоятельств каждого аудиторского задания.

При использовании стандартных бланков плана аудита аудиторская организация обязана адаптировать их применительно к каждому аудиторскому заданию.

20. Объем процедур, связанных с планированием, при проведении первичного аудита увеличивается в связи с тем, что у аудиторской организации отсутствует опыт работы с данным аудируемым лицом.

При составлении общей стратегии и плана первичного аудита аудиторская организация должна также запланировать работу по следующим вопросам:

получение информации в отношении аудита, проводимого предыдущей аудиторской организацией, в том числе изучение отчета по результатам аудита за предыдущий отчетный год;

обсуждение всех значимых вопросов с руководством аудируемого лица, включая вопросы применяемой учетной политики, условий проведения аудита, возможности общения с руководством и работниками аудируемого лица в ходе аудита, другие;

проведение аудиторских процедур для получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств в отношении начальных данных в соответствии с национальными правилами аудиторской деятельности «Начальные и сопоставимые данные в бухгалтерской и (или) финансовой отчетности», утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 5 сентября 2002 г. № 124;

назначение для проведения аудита работников, обладающих соответствующими навыками и знаниями, в связи со значительными рисками, присущими первичному аудиту;

проведение аудиторских процедур, предусмотренных требованиями системы внутренней оценки качества работы аудиторов аудиторской организации для первичного аудита.

 

 

Приложение

к национальным правилам
аудиторской деятельности
«Планирование аудита»

ПЕРЕЧЕНЬ
вопросов, подлежащих проверке в ходе обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности

1. Аудит общих вопросов:

1.1. аудит правоустанавливающих документов:

свидетельства о государственной регистрации;

учредительных документов;

положений о филиалах, представительствах, иных обособленных подразделениях;

специальных разрешений (лицензий) на право осуществления лицензируемых видов деятельности;

1.2. аудит учетной политики:

соответствия принятой аудируемым лицом учетной политики требованиям законодательства;

полноты раскрытия в учетной политике аудируемого лица выбранных способов ведения бухгалтерского учета и вопросов налогообложения;

анализ применяемых способов ведения бухгалтерского учета;

1.3. аудит организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля:

соответствия применяемых аудируемым лицом первичных учетных документов требованиям законодательства;

порядка организации и проведения инвентаризации активов и обязательств и отражения ее результатов в бухгалтерском учете и бухгалтерской и (или) финансовой отчетности;

организации и эффективности функционирования системы внутреннего контроля.

2. Аудит долгосрочных активов:

2.1. аудит основных средств:

правильности отнесения объектов к основным средствам и их наличие;

правильности стоимостной оценки основных средств;

правильности начисления и отражения в бухгалтерском учете амортизации и обесценения основных средств;

правильности проведения и отражения в бухгалтерском учете переоценки основных средств;

правильности отражения в бухгалтерском учете поступления, выбытия, внутреннего перемещения основных средств;

правильности отражения в бухгалтерском учете затрат на реконструкцию (модернизацию, реставрацию) основных средств;

правильности отражения в бухгалтерском учете основных средств, полученных (переданных) в аренду, безвозмездное пользование;

2.2. аудит нематериальных активов:

правильности отнесения объектов к нематериальным активам;

правильности стоимостной оценки нематериальных активов;

правильности начисления и отражения в бухгалтерском учете амортизации и обесценения нематериальных активов;

правильности отражения в бухгалтерском учете поступления и выбытия нематериальных активов;

2.3. аудит доходных вложений в материальные активы:

правильности отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций с инвестиционной недвижимостью;

правильности отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций с предметами финансовой аренды (лизинга);

правильности отражения в бухгалтерском учете прочих доходных вложений в материальные активы;

2.4. аудит вложений в долгосрочные активы.

3. Аудит запасов и затрат:

3.1. аудит материалов и отдельных предметов в составе средств в обороте:

правильности отнесения объектов к материалам и отдельным предметам в составе средств в обороте и их наличие;

правильности стоимостной оценки материалов и отдельных предметов в составе средств в обороте;

правильности отражения в бухгалтерском учете поступления, отпуска в производство или передачи в эксплуатацию, иного выбытия материалов и отдельных предметов в составе средств в обороте;

правильности формирования и использования резервов под снижение стоимости запасов;

3.2. аудит готовой продукции, товаров, работ, услуг:

правильности отражения в бухгалтерском учете выпуска готовой продукции и ее реализации;

правильности отражения в бухгалтерском учете поступления и реализации товаров;

правильности отражения в бухгалтерском учете расходов на реализацию продукции, товаров, работ, услуг;

3.3. аудит затрат на производство:

правильности формирования и отражения в бухгалтерском учете прямых затрат основного и вспомогательных производств;

правильности формирования и отражения в бухгалтерском учете общепроизводственных и общехозяйственных затрат;

правильности отражения в бухгалтерском учете потерь от брака;

правильности оценки и отражения в бухгалтерском учете незавершенного производства;

правильности определения себестоимости готовой продукции;

правильности формирования и отражения в бухгалтерском учете затрат обслуживающих производств и хозяйств.

4. Аудит денежных средств:

кассовых операций;

операций по расчетным, валютным и специальным счетам в банках;

денежных средств в пути;

операций по покупке, продаже и конверсии иностранной валюты;

правильности осуществления обязательной продажи иностранной валюты и ее отражения в бухгалтерском учете.

5. Аудит финансовых вложений:

правильности отражения в бухгалтерском учете финансовых вложений в уставные капиталы других организаций;

правильности отражения в бухгалтерском учете финансовых вложений в долговые ценные бумаги;

правильности отражения в бухгалтерском учете предоставленных займов;

правильности формирования и использования резервов под обесценение краткосрочных финансовых вложений.

6. Аудит расчетов:

расчетов с поставщиками и подрядчиками;

расчетов с покупателями и заказчиками;

правильности формирования и использования резервов по сомнительным долгам;

расчетов по долгосрочным и краткосрочным кредитам и займам;

расчетов по налогам и сборам;

расчетов по социальному страхованию и обеспечению;

расчетов по оплате труда;

расчетов с подотчетными лицами;

расчетов с собственником имущества (учредителями, участниками);

расчетов с филиалами, представительствами и иными обособленными подразделениями;

расчетов с разными дебиторами и кредиторами.

7. Аудит отдельных хозяйственных операций:

правильности отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций по совместной деятельности;

правильности отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций;

правильности отражения в бухгалтерском учете получения и использования финансовой помощи и иных видов государственной поддержки.

8. Аудит отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств:

правильности оценки отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств;

правильности отражения в бухгалтерском учете отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств.

9. Аудит доходов и расходов будущих периодов.

10. Аудит формирования и использования резервов предстоящих платежей.

11. Аудит финансовых результатов:

11.1. аудит доходов:

правильности отражения в бухгалтерском учете доходов по текущей деятельности;

правильности отражения в бухгалтерском учете доходов по инвестиционной и финансовой деятельности;

11.2. аудит расходов:

правильности отражения в бухгалтерском учете расходов по текущей деятельности;

правильности отражения в бухгалтерском учете расходов по инвестиционной и финансовой деятельности.

12. Аудит собственного капитала:

правильности отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций по формированию и изменению уставного капитала;

правильности отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций по формированию и использованию резервного и добавочного капиталов;

правильности отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций по формированию и использованию нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

13. Аудит показателей бухгалтерской и (или) финансовой отчетности:

тождественности показателей аналитического и синтетического учета и показателей бухгалтерской и (или) финансовой отчетности;

правильности классификации долгосрочных и краткосрочных активов и обязательств аудируемого лица;

достоверности начальных и сопоставимых данных в бухгалтерской и (или) финансовой отчетности;

правильности раскрытия информации в примечаниях к бухгалтерской и (или) финансовой отчетности и ее соответствия данным бухгалтерской и (или) финансовой отчетности;

анализ коэффициентов платежеспособности и показателей бухгалтерской и (или) финансовой отчетности;

оценка обоснованности подготовки бухгалтерской и (или) финансовой отчетности исходя из допущения о непрерывности деятельности аудируемого лица;

оценка влияния фактов несоблюдения аудируемым лицом законодательства об охране окружающей среды (при их выявлении) на бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность;

анализ событий, произошедших после отчетной даты.


 

 

 


 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Министерства финансов

Республики Беларусь

04.08.2000 № 81

(в редакции постановления

Министерства финансов

Республики Беларусь

24.03.2008 № 41)

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА
аудиторской деятельности «Документирование аудита»

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящие национальные правила устанавливают единые требования к составлению аудиторскими организациями, аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, (далее – аудиторская организация) рабочей документации в связи с проведением аудита бухгалтерской и (или) финансовой отчетности аудируемого лица (далее – аудит).

2. Для целей настоящих национальных правил под рабочей документацией понимаются документы, полученные или подготовленные аудиторской организацией в ходе проведения аудита, содержащие сведения о выполненных аудиторских процедурах, полученных аудиторских доказательствах и выводах, сделанных аудиторской организацией на их основании.

3. Рабочая документация должна:

содержать информацию по планированию и проведению аудита;

достаточным и надлежащим образом отражать основания для формирования аудиторского мнения;

служить доказательством того, что аудит проводился в соответствии с нормативными правовыми актами.

4. Рабочая документация подтверждает факт проведения аудита, позволяет оптимизировать затраты труда и времени при проведении последующих аудитов данного аудируемого лица, обеспечивает возможность осуществления внутренней оценки качества работы аудиторов, а также внешней оценки качества работы аудиторской организации.

ГЛАВА 2
ФОРМА, СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ РАБОЧЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

5. Рабочая документация должна составляться в объеме, необходимом для обеспечения общего понимания проведенного аудита.

6. Рабочая документация должна отражать информацию о планировании аудита, характере, сроках проведения и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств.

В рабочих документах должны содержаться обоснования всех существенных вопросов, по которым аудиторская организация выразила свое профессиональное суждение, необходимая аргументация и доказательства, известные аудиторской организации на момент формирования выводов.

7. Аудиторская организация вправе самостоятельно определять объем рабочей документации по каждому конкретному аудиту. Вместе с тем ее объем должен быть таким, чтобы аудитор, который не имел отношения к аудиту данного аудируемого лица, смог бы исключительно на основе данной документации (не прибегая к дополнительным беседам или переписке) понять проделанную работу и обоснованность сделанных выводов и принятых решений.

8. На форму и содержание рабочей документации оказывают влияние следующие факторы:

характер аудиторского задания и требования, предъявляемые к итоговым документам аудита;

характер и сложность деятельности аудируемого лица;

характер выполняемых аудиторских процедур;

достаточность и надлежащий характер полученных аудиторских доказательств;

оценка риска существенного искажения бухгалтерской и (или) финансовой отчетности;

характер и размер выявленных искажений бухгалтерской и (или) финансовой отчетности;

степень использования профессионального суждения в процессе проведения аудита и оценки его результатов;

методология аудита, применяемые приемы и средства проверки.

9. Рабочая документация ведется на бумажных и (или) электронных носителях. Она включает планы аудита, аналитические материалы, перечни отдельных рассматриваемых вопросов, описания существенных проблем, письма-подтверждения и письма-заявления, контрольные листы и переписку по существенным вопросам (включая электронные письма). В рабочую документацию при необходимости включаются выдержки или копии документов аудируемого лица.

Копии изначально подготовленных на бумажных носителях документов аудируемого лица и (или) аудиторской организации в составе рабочей документации также должны храниться на бумажных носителях. К таким документам относятся:

письмо-заявление руководства аудируемого лица;

экземпляр пакета документов, состоящего из оригиналов аудиторского заключения и приложенной к нему бухгалтерской и (или) финансовой отчетности аудируемого лица, в отношении которой выражалось аудиторское мнение, с росписью получателя аудиторского заключения;

отчет по результатам аудита с росписью получателя отчета;

договор оказания аудиторских услуг;

акты сдачи-приемки выполненных работ, в том числе по этапам аудита;

официальная переписка;

другие документы по усмотрению аудиторской организации.

В состав окончательно сформированной рабочей документации не включаются наброски рабочих документов, незаконченные или имеющие предварительный характер заметки, черновики.

10. В целях повышения эффективности подготовки и проверки рабочей документации аудиторской организации следует разработать типовые формы документов (бланки, вопросники, типовые письма и обращения). Стандартизация документирования облегчает аудиторам выполнение задания и одновременно позволяет контролировать результаты выполняемой ими работы. Вместе с тем рабочая документация должна быть составлена и систематизирована таким образом, чтобы отвечать обстоятельствам каждого аудита и потребностям аудиторской организации при его проведении.

11. В случае проведения аудита у одного и того же аудируемого лица в течение ряда лет некоторые рабочие документы относятся к категории постоянных, дополняемых по мере поступления новой информации. По таким документам либо формируется отдельная папка, либо указывается, в какой из рабочих документаций хранится документ, имеющий отношение к аудитам, проводимым в течение ряда лет.

ГЛАВА 3
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ АУДИТА

12. Аудиторская организация должна документировать любую существенную информацию, имеющую отношение к аудиту.

В обязательном порядке документированию подлежат:

обстоятельства, свидетельствующие о значимых рисках существенного искажения бухгалтерской и (или) финансовой отчетности;

результаты аудиторских процедур, указывающие на возможность существенного искажения финансовой информации или необходимость пересмотра предварительной оценки рисков существенного искажения бухгалтерской и (или) финансовой отчетности и запланированных аудиторских процедур в ответ на эти риски;

обстоятельства, которые препятствовали проведению необходимых аудиторских процедур;

результаты выполнения аудиторских процедур в отношении ключевых вопросов аудита;

результаты выполнения аудиторских процедур, направленных на оценку способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно;

результаты выполнения аудиторских процедур в отношении анализа событий после отчетной даты;

оценка степени существенности выявленных в ходе аудита неустраненных искажений;

результаты оценки риска существенного искажения бухгалтерской и (или) финансовой отчетности в результате недобросовестных действий работников и (или) руководства аудируемого лица;

причины модификации аудиторского мнения в аудиторском заключении.

13. При документировании выполняемых аудиторских процедур аудиторская организация должна указывать их определяющие характеристики, которые обеспечат собственную подотчетность за выполненные работы и облегчат проведение расследований случаев расхождений или несоответствий:

при детальном тестировании – даты и номера отобранных для проверки документов;

для процедур, предусматривающих отбор документов, отражающих операции с суммами, превышающими определенное значение, – объем выполненных процедур и проверенную совокупность;

для процедур, предполагающих применение систематического отбора элементов выборки из совокупности документов, – сведения о проверяемой совокупности, начальный документ (начальную точку) и интервал выборки, сведения о сформированной выборке;

для процедур, предполагающих применение бессистемного отбора элементов выборки, – описание сути примененного при отборе элементов профессионального суждения, его обоснование, сведения о проверяемой совокупности и сформированной выборке;

для процедур, предусматривающих проведение опросов, – даты опросов, имена и должности опрошенных работников;

для процедур наблюдения – наблюдаемый процесс, время и место проведения наблюдения, имена и должности лиц, участвовавших в наблюдаемом процессе.

14. Аудиторская организация обязана документировать обсуждение существенных вопросов с руководством, заинтересованными лицами, работниками аудируемого лица, третьими лицами. При этом в рабочую документацию включаются записи обсуждений существенных вопросов с указанием времени проведения обсуждений и лиц, принявших в них участие, а также документы, подготовленные работниками аудируемого лица и согласованные с аудиторской организацией.

15. Если аудиторская организация выявила информацию, которая противоречит или не соответствует ее профессиональному суждению по какому-либо существенному вопросу, то в рабочей документации необходимо отразить, чем вызвано данное противоречие, а также способы его разрешения.

16. Если аудиторская организация в силу каких-либо обстоятельств не может выполнить необходимые для получения аудиторских доказательств аудиторские процедуры, необходимо документально отразить такие обстоятельства, а также раскрыть достаточность и надлежащий характер выполненных альтернативных аудиторских процедур, способствующих достижению цели аудита. Вместе с тем не следует оформлять рабочие документы по выполнению аудиторских процедур в отношении вопросов, не подлежащих проверке в ходе данного аудита.

17. При документировании характера, сроков и объема выполненных аудиторских процедур в рабочей документации должны быть зафиксированы:

отличительные характеристики протестированных статей бухгалтерской и (или) финансовой отчетности или рассмотренных в ходе аудита вопросов;

цель и характер выполняемых аудиторских процедур;

порядок организации и проведения тестирования в соответствии с национальными правилами аудиторской деятельности «Выборочный способ и другие способы тестирования в аудите», утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 9 июля 2001 г. № 77;

кем была выполнена аудиторская процедура, с указанием даты, на которую такая процедура была завершена;

кем было проверено выполнение аудиторской процедуры, с указанием даты и объема процедуры проверки.

Проверка рабочих документов осуществляется в порядке, определенном аудиторской организацией во внутренних правилах аудиторской деятельности аудиторской организации, в соответствии с которыми аудиторской организацией осуществляется внутренняя оценка качества работы аудиторов при оказании аудиторских услуг.

ГЛАВА 4
ЗАВЕРШЕНИЕ ПОДГОТОВКИ РАБОЧЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И ПОРЯДОК ЕЕ ХРАНЕНИЯ

18. Аудиторская организация должна своевременно, но не позднее 60 дней с даты подписания аудиторского заключения закончить составление рабочей документации.

На заключительном этапе подготовки рабочей документации осуществляются:

документирование аудиторских доказательств, полученных в процессе аудита, но не нашедших отражения в рабочей документации;

исключение ненужной документации (неактуальной или замененной другими документами);

сортировка, упорядочение и внесение перекрестных ссылок в рабочие документы;

подписание проверочных (контрольных) листов рабочей документации.

Ответственность за подготовку рабочей документации несет руководитель задания.

19. После завершения подготовки рабочей документации запрещается уничтожать или изымать из нее какие-либо документы до окончания сроков их хранения.

Аудиторская организация должна обеспечить сохранность рабочей документации в течение не менее 5 лет, если иное не установлено законодательством.

Ответственность за сохранность рабочей документации несет руководитель аудиторской организации или лицо, им уполномоченное.

20. Если возникает необходимость дополнения рабочей документации новыми документами или изменения содержащихся в ней документов, аудиторская организация должна независимо от характера изменений или дополнений в рабочей документации указать:

причины изменения или дополнения рабочей документации;

влияние этих изменений на аудиторские выводы по данному аудиту;

кто и когда внес изменения в рабочую документацию, а также кто и когда их проверил.

21. Если после подписания аудиторского заключения выявлены факты, требующие проведения дополнительных аудиторских процедур или изменения аудиторского мнения, аудиторская организация обязана задокументировать:

выявленные факты;

характер и объем дополнительно выполненных аудиторских процедур, а также полученные на их основе аудиторские доказательства и сделанные выводы;

дату внесения изменений в рабочую документацию, а также кем вносились изменения и кем осуществлялась проверка новых документов.

22. Исключен.

23. Рабочая документация является строго конфиденциальной и может быть выдана работникам аудиторской организации только при необходимости проведения последующего аудита или уточнения отдельных вопросов предыдущего аудита с разрешения руководителя аудиторской организации или лица, им уполномоченного, а также специалистам по внешней оценке при осуществлении Аудиторской палатой внешней оценки качества работы аудиторской организации.

24. Изъятие рабочей документации у аудиторской организации может производиться только уполномоченными органами в случаях и порядке, установленных законодательством.

 

Пожалуйста, поверните свое устройство в горизонтальное положение.
Заказать
звонок