Сохранить в избранное

Экспресс-бюллетень законодательства Российской Федерации, Республики Казахстан, Украины и Республики Молдова за период с 1 по 15 марта 2021 г.

Российская Федерация

Федеральным законом от 9 марта 2021 г. № 39-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулируются отношения, касающиеся предоставления гражданам и организациям информации о состоянии окружающей среды.

В соответствии с Федеральным законом информацией о состоянии окружающей среды (экологической информацией) являются сведения об окружающей среде, в том числе о ретроспективном, текущем и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении, происходящих в ней процессах и явлениях, а также о воздействии на окружающую среду осуществляемой и планируемой хозяйственной и иной деятельности, о проводимых и планируемых мероприятиях в области охраны окружающей среды.

Установлено, что экологическая информация является общедоступной информацией и предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления гражданам, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, общественным объединениям и некоммерческим организациям, как правило, на безвозмездной основе.

Согласно Федеральному закону органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обладающие экологической информацией, размещают ее на официальных сайтах в сети Интернет или с использованием государственных и муниципальных информационных систем, в том числе сведения о состоянии и загрязнении окружающей среды, о радиационной обстановке, о стационарных источниках, об уровне или объеме выбросов, сбросов загрязняющих веществ, об обращении с отходами производства и потребления, о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Федеральным законом от 9 марта 2021 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» предусмотрены изменения, касающиеся совершения сделок, иных действий, влекущих за собой установление контроля над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В частности, из общего запрета на совершение таких сделок или действий установлено исключение в отношении некоторых сделок.

Также Федеральным законом уточняются положения о рассмотрении поданных ходатайств о предварительном согласовании таких сделок, порядок проверки хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение, определяются особенности принятия уполномоченным органом решения в упрощенном порядке о предварительном согласовании сделки или согласовании установления контроля по результатам рассмотрения ходатайства.

Федеральным законом от 9 марта 2021 г. № 44-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части прекращения оказания услуг связи на территории следственных изоляторов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусматривается прекращение предоставления услуг связи по абонентским номерам подвижной радиотелефонной связи в случаях выявления фактов использования этих номеров подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными на территории следственного изолятора или исправительного учреждения.

В соответствии с Федеральным законом предоставление услуг связи по таким абонентским номерам прекращается оператором связи на основании решения руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний, либо начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы, в ведении которого находится следственный изолятор.

Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2021 г. № 144 утверждены Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, его состав и состав президиума Совета.

В соответствии с Положением Совет при Президенте Российской Федерации по науке и образованию является совещательным и координационным органом при Президенте Российской Федерации, образованным для определения стратегических целей и задач развития научно-технической сферы и образования, приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, а также для принятия решений о разработке и реализации Правительством Российской Федерации важнейших инновационных проектов государственного значения, федеральных научно-технических программ по вопросам, требующим отдельного решения Президента Российской Федерации.

Председателем Совета является Президент Российской Федерации. Заместителем председателя Совета по должности является Заместитель Председателя Совета Безопасности Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2021 г. № 300 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и рекомендации работодателям по переводу работников в возрасте 65 лет и старше на дистанционную (удаленную) работу» работодателям рекомендовано, исходя из складывающейся обстановки, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и принятия мер по реализации прав граждан на охрану здоровья осуществлять в приоритетном порядке перевод работников в возрасте 65 лет и старше на дистанционную (удаленную) работу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2021 г. № 305 утверждены Правила проведения актуализации перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности, и критерии соответствия объектов и технологий объектам и технологиям высокой энергетической эффективности.

В соответствии с Правилами объекты (технологии), не прошедшие подтверждение соответствия объектам и технологиям высокой энергетической эффективности в течение 10 лет со дня включения их в перечень, подлежат исключению из перечня.

Актуализация перечня проводится на основании поступивших заявлений юридических лиц или индивидуальных предпринимателей о включении объекта (технологии) в перечень.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2021 г. № 325 утверждено Положение о формировании планов проведения почвенных, геоботанических и других обследований земель сельскохозяйственного назначения, а также о проведении таких обследований.

Положение устанавливает порядок формирования планов проведения федеральными государственными бюджетными учреждениями, подведомственными Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, почвенных, геоботанических и других обследований земель сельскохозяйственного назначения, периодичность обследований, а также порядок и объем их проведения.

Положением установлено, что обследования проводятся для государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения в целях выявления изменений количественных и качественных показателей состояния плодородия почв, а также загрязнения, развития негативных процессов в почвах, распространения вредителей, болезней и сорных растений сельскохозяйственных культур.

Согласно Положению периодичность проведения обследований составляет:

  • не реже 1 раза в 15 лет – для почвенного обследования;
  • не реже 1 раза в 15 лет – для геоботанического обследования; 
  • не реже 1 раза в 5 лет – для агрохимического обследования; 
  • не реже 1 раза в 5 лет – для эколого-токсикологического обследования;
  • ежегодно в вегетационный период – для фитосанитарного обследования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2021 г. № 338 утверждены Правила предоставления в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и (или) сведений, получаемых контрольными (надзорными) органами от иных органов либо подведомственных указанным органам организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) сведения, при организации и осуществлении видов государственного контроля (надзора), видов муниципального контроля и требования к информационному взаимодействию информационных систем.

Согласно Правилам межведомственное информационное взаимодействие осуществляется в электронной форме посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия либо посредством интеграции информационных систем государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Также межведомственное информационное взаимодействие может осуществляться на бумажном носителе:

  • при отсутствии технической возможности осуществления в электронной форме межведомственного информационного взаимодействия;
  • при необходимости представления оригиналов документов на бумажном носителе.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2021 г. № 359 утверждены Правила приглашения и отбора независимых экспертов, включаемых в составы конкурсных и аттестационных комиссий федеральных государственных органов.

Правила устанавливают порядок приглашения и отбора Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации независимых экспертов, включаемых в составы конкурсных и аттестационных комиссий, образуемых в федеральных государственных органах, из числа представителей научных, образовательных и других организаций, являющихся специалистами в соответствующих областях и видах профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих Российской Федерации, по вопросам кадровых технологий и государственной гражданской службы Российской Федерации.

Для формирования и обновления реестра Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет приглашение независимых экспертов посредством направления запросов о представлении кандидатур независимых экспертов в научные, образовательные и другие организации или государственные органы и органы местного самоуправления, являющиеся учредителями этих организаций.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. № 364 установлено, что таможенные сборы за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, не взимаются в отношении товаров, полученных (образовавшихся) в результате операций по переработке на таможенной территории Евразийского экономического союза и помещаемых под таможенную процедуру реэкспорта.

1 марта 2021 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации зарегистрирован проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Законопроектом предлагается установить обязанность для федеральных органов исполнительной власти по обеспечению постоянного доступа МЧС России к информационным системам в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на безвозмездной основе в целях своевременного реагирования на чрезвычайные ситуации.

Также устанавливается обязанность для должностных лиц и организаций по своевременному представлению в органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Законопроектом предусматривается предоставление Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности и соответствующим комиссиям субъектов Российской Федерации, муниципальных образований полномочий по принятию решения о проведении эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.

Республика Казахстан

Законом Республики Казахстан от 12 марта 2021 г. № 15-VII внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования нормотворчества.

В частности, в Предпринимательский кодекс Республики Казахстан внесено положение о презумпции добросовестности субъектов предпринимательства и взаимной ответственности государства и субъектов предпринимательства, в силу которого субъект предпринимательства также считается добросовестным, если при реализации прав, законных интересов или исполнении обязанностей он руководствовался официальным разъяснением государственного органа, данным в пределах его компетенции, в том числе, если такое разъяснение впоследствии было отозвано, признано ошибочным или дано новое, иное по смыслу разъяснение в отношении того же нормативного правового акта, содержание которого не изменилось.

Также Законом предусмотрено, что органы юстиции осуществляют:

  • координацию законопроектной работы центральных государственных органов, разрабатывающих проекты законов;
  • организацию проведения научной правовой, научной лингвистической экспертиз по проекту закона;
  • подготовку заключения по проекту закона, разработанному в порядке законодательной инициативы Правительства Республики Казахстан;
  • координацию проведения процедур публичного обсуждения консультативного документа регуляторной политики и проектов нормативных правовых актов.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 марта 2021 г. № 121 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 21 ноября 2015 г. № 934 «Об определении лицензиаров в сфере образования» определены:

  • Комитет по обеспечению качества в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан лицензиаром по осуществлению лицензирования деятельности в сфере образования на предоставление высшего образования по направлениям подготовки кадров, послевузовского образования по направлениям подготовки кадров, духовного образования;
  • территориальные департаменты по обеспечению качества в сфере образования Комитета по обеспечению качества в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан лицензиарами по осуществлению лицензирования деятельности в сфере образования на предоставление начального образования, основного среднего образования, общего среднего образования, технического и профессионального образования по квалификациям, для военных, специальных учебных заведений по группам специальностей, послесреднего образования по квалификациям, для военных, специальных учебных заведений по группам специальностей.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 марта 2021 г. № 131 утверждены Правила осуществления анализа эффективности применения налоговых льгот.

В соответствии с Правилами Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан ежегодно, не позднее 1 сентября текущего года, представляет данные по налоговым расходам в разрезе отраслей, категорий и налогов в уполномоченный орган в области налоговой политики, который на основе полученных данных определяет налоговые льготы, требующие проведения анализа эффективности их применения.

Критериями отбора налоговых льгот для анализа являются размер налоговых расходов, приоритетность или показатели развития отрасли. Анализ эффективности применения налоговых льгот проводится по налоговым льготам, действующим более трех лет.

Украина

9 марта 2021 г. Президент Украины подписал Закон «О финансовом лизинге» № 1201-ІХ, определяющий общие принципы финансового лизинга.

Согласно документу государственное регулирование и надзор на рынке финансового лизинга осуществляет Национальный банк Украины.

Закон определяет признаки финансового лизинга и его объекты. В частности, объектом лизинга согласно Закону может являться имущество, которое не запрещено для свободного обращения на рынке и передачи в лизинг. Не могут выступать объектами финансового лизинга земельные участки и другие природные объекты, а также объекты, определенные законодательством.

Закон призван усовершенствовать правовое регулирование финансового лизинга, расширить возможности предприятий для обновления производственных мощностей, приобретения транспорта, оборудования, техники, недвижимого имущества.

12 марта 2021 г. Президент Украины подписал Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления ответственности за отдельные правонарушения в сфере безопасности дорожного движения» № 1231-IX.

Законом усиливается ответственность за нарушение правил дорожного движения. В частности, увеличиваются штрафы за нарушение правил пользования ремнями безопасности или мотошлемами, превышение ограничений скорости движения, проезд на запрещающий сигнал регулирования дорожного движения, оставление места дорожно-транспортного происшествия, а также за управление транспортным средством лицом, не имеющим документов на право управления транспортным средством.

Ужесточается административная ответственность за нарушение правил дорожного движения для пешеходов, велосипедистов, лиц, управляющих гужевым транспортом, и погонщиков животных.

Кроме того, усилена ответственность за управление транспортными средствами, речными, морскими или маломерными судами в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения.

Законом предусматривается возможность остановки транспортного средства полицейским для проверки водителей на состояние опьянения либо на предмет употребления лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции.

Указом Президента Украины от 4 марта 2021 г. № 89/2021 утверждено Положение о Конгрессе местных и региональных властей при Президенте Украины.

Согласно документу, Конгресс является консультативно-совещательным органом, призванным содействовать эффективному завершению реформы местного самоуправления и налаживанию эффективного взаимодействия государственных органов, осуществлять мониторинг общественно-политических и социально-экономических процессов, происходящих на региональном и местном уровнях.

Главой Конгресса является Президент Украины, который осуществляет общее руководство его деятельностью, определяет порядок работы и председательствует на заседаниях Конгресса.

В состав Конгресса входят по должности, в частности, руководители Верховной Рады и Кабинета Министров, руководство Офиса Президента, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины, министры, представители областных и районных государственных администраций и органов местного самоуправления.

В соответствии с Положением заседания Конгресса проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов Конгресса.

Указом Президента Украины от 12 марта 2021 г. № 94/2021 утверждена Национальная молодежная стратегия до 2030 года. Целью Стратегии является создание возможностей для молодежи быть конкурентоспособной, участвовать в жизни общества, сознательно вносить свой вклад в дальнейшее его развитие.

Документ призван способствовать усилению самостоятельности молодых людей, формированию у них навыков здорового образа жизни, развитию физической культуры, здорового питания.

В качестве индикаторов реализации Стратегии закреплены, в частности:

  • рост рождаемости;
  • снижение уровня употребления психоактивных веществ, алкоголя и табака;
  • уменьшение заболеваемости вирусом иммунодефицита человека и снижение смертности от болезней, обусловленных СПИДом;
  • снижение уровня правонарушений и преступности;
  • снижение уровня распространенности психических расстройств.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 3 марта 2021 г. № 179 утверждена Национальная экономическая стратегия на период до 2030 года, призванная стать основой для разработки планов мероприятий, проектов программных и стратегических документов, проектов законов и других актов законодательства.

Главной задачей Стратегии провозглашается создание возможности для реализации имеющегося географического, ресурсного и человеческого потенциала страны для обеспечения надлежащего уровня благосостояния, самореализации, безопасности, прав и свобод каждого гражданина Украины за счет обеспечения инновационного опережающего экономического роста с учетом Целей устойчивого развития и необходимости достижения климатической нейтральности не позднее 2060 года.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 3 марта 2021 г. № 191 утверждено Положение о Едином государственном веб-портале цифрового образования «Действие. Цифровое образование».

Министерству цифровой трансформации поручено в течение шести месяцев со дня вступления в силу постановления обеспечить создание и внедрение в эксплуатацию указанного веб-портала.

Положение определяет цели, основные задачи, функциональные возможности и субъектов Единого государственного веб-портала цифрового образования «Действие. Цифровое образование» (osvita.diia.gov.ua), содержание информации, размещаемой на нем, а также другие вопросы функционирования веб-портала.

Владельцем веб-портала цифрового образования и исключительных имущественных прав на его программное обеспечение является государство в лице Министерства цифровой трансформации.

Положением предусмотрено, что функционирование интернет-портала цифрового образования должно обеспечиваться круглосуточно семь дней в неделю.

При этом использование образовательных и информационных ресурсов, электронных учебников, мультимедийных учебных материалов (аудио- и видеоматериалов) и других учебных ресурсов, размещенных на веб-портале цифрового образования, является бесплатным.

Веб-портал цифрового образования предназначен для реализации права каждого на качественное и доступное образование.

4 марта 2021 г. Верховной Радой Украины зарегистрирован проект Закона Украины № 5202 «Об организации водопользователей и стимулирования гидротехнической мелиорации земель», призванный способствовать созданию механизмов для привлечения инвестиций в существующую мелиоративную инфраструктуру и строительство новой мелиоративной инфраструктуры.

Законопроектом, в частности, предусматривается:

  • выделение мелиоративной сети как отдельной составляющей мелиоративной системы, в состав которой входит комплекс технологически связанных объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающей забор или сброс воды в точке водовыдела для нужд водопользователей;
  • внесение в Государственный земельный кадастр сведений о мелиоративной сети, ее отдельных составляющих и земельных участках, мелиорацию которых сеть может обеспечивать;
  • включение в реестр вещных прав на недвижимое имущество сведений о правах на мелиоративную сеть и ее отдельные составляющие.

Законопроектом также определяется правовой статус организаций водопользователей, регулируется процедура их создания и приобретения организациями водопользователей прав на объекты мелиоративной инфраструктуры.

Наряду с этим законопроект содержит положения, направленные на упрощение административных процедур по строительству и эксплуатации мелиоративных сетей и их отдельных объектов.

Республика Молдова

Законом Республики Молдова от 12 марта 2021 г. № 25 внесены изменения в Закон об учреждении некоторых мер на период чрезвычайного положения в области общественного здоровья и внесении изменений в некоторые нормативные акты.

Согласно изменениям в случае государственных закупок вакцин против COVID-19, инициированных до 31 декабря 2021 г., разрешается:

  • устанавливать в рамках процедуры открытых торгов или ограниченных торгов срок для подачи оферт не менее 10 дней с даты опубликования объявления на участие в государственных закупках;
  • поддерживать связь с экономическими операторами, включая подачу оферт и предоставление разъяснений, посредством АИС «Государственный регистр государственных закупок» или (в случае неработоспособности АИС «Государственный регистр государственных закупок») на бумажном носителе, а в рамках процедуры переговоров без предварительного опубликования объявления на участие – по электронной почте;
  • заключать в неотложных случаях договоры о государственных закупках вакцин против COVID-19 с использованием процедуры переговоров без предварительного опубликования объявления на участие;
  • осуществлять предоплату по закупкам вакцин против COVID-19.

1 марта 2021 г. Парламентом Республики Молдова зарегистрирован проект Закона «О приостановлении государственного контроля над предприятиями сектора HoReCa».

Документом предлагается приостановить государственный контроль над предприятиями в секторе HoReCa (сфера общественного питания и гостиничная индустрия) на 1 год с 1 апреля 2021 г., в том числе налоговый, финансовый, контроль соблюдения правил безопасности и гигиены труда, плановый или внеплановый, осуществляемый на местах, в помещениях осуществления деятельности или нахождения (хранения) товаров.

При этом приостановление государственного контроля не распространяется на проводимый контроль:

  • в уголовном расследовании;
  • органов, ответственных за управление государственной системой социального страхования, с целью проверки подлинности документов, подтверждающих период взносов и застрахованный доход, на основании запроса лиц, запрашивающих установление или изменение размера пенсии;
  • по запросу физических и юридических лиц относительно выдачи (продления) разрешений, сертификатов и других разрешительных документов или относительно установления определенных фактов;
  • по запросу потребителей компетентными органами, выполняющими функции по их защите, в случае представления достоверной информации о нарушении законодательства;
  • для уточнения размера государственной задолженности в процессе банкротства или ликвидации физических или юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность;
  • в связи с возвратом налогов, сборов и других платежей из национального публичного бюджета;
  • в области государственного надзора за здравоохранением;
  • в области соблюдения правил пожарной безопасности.

Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Должны ли банки при установлении статуса физического лица определять фактическое нахождение на территории Республики Беларусь в календарном году?
Сафаревич Денис Захарович, юрист

Вопрос: 

Должны ли банки, если да – то каким образом, при установлении статуса физического лица, имеющего паспорт гражданина Республики Беларусь или паспорт гражданина Республики Беларусь для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь в иностранном государстве (либо документ о постановке на консульский учет; документ о праве на постоянное проживание в иностранном государстве), определять фактическое нахождение на территории Республики Беларусь в календарном году (в совокупности 183 дня и менее), в т.ч. проживающего в РФ (при пересечении российско-белорусской границы отметка не проставляется)? Допускается ли и будет ли достаточным указание в платежной инструкции физическим лицом информации «Подтверждаю, что срок моего пребывания на территории Республики Беларусь составил менее 183 дней в календарном году»?

Читать подробнее
Календарь событий
10 апреля 2024 г.
Полящук Наталья Анатольевна
Семинар "Предупреждение и противодействие коррупции в организации"
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.