Сохранить в избранное

Экспресс-бюллетень законодательства Российской Федерации, Республики Казахстан, Украины и Республики Молдова за период с 1 по 15 января 2022 г.

Российская Федерация

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2022 г. утверждено Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности.

В настоящее время данные отношения урегулированы одноименным Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1039.

Главным нововведением является то, что свидетельство о государственной аккредитации будет действовать бессрочно, за исключением государственной аккредитации иностранной образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность и расположенной за пределами территории Российской Федерации. Кроме того, проходить процедуру аккредитации необходимо будет только один раз.

Государственная аккредитация проводится в отношении образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования.

Положением также установлены порядок разработки, согласования и утверждения аккредитационных показателей, которые для начального, основного и среднего общего образования, среднего профессионального образования и высшего образования будут отдельными; порядок проведения аккредитационной экспертизы; порядок принятия решения об аккредитации, об отказе в ней или о лишении аккредитации.

Данный документ вступает в силу с 1 марта 2022 г.

10 января 2022 г. в Государственную Думу Российской Федерации внесен проект Федерального закона Российской Федерации № 51079-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Проектом Федерального закона предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ст. 14.6-1, устанавливающей административную ответственность за непредставление предложения о цене на продукцию по государственному оборонному заказу и информации о затратах на ее производство.

Так, предлагается установить административную ответственность за непредставление головным исполнителем, исполнителем, единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), определенным законодательными актами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, а также хозяйствующими субъектами, для которых заключение контракта обязательно, по запросу государственного заказчика, головного исполнителя, исполнителя предложения о цене на продукцию по государственному оборонному заказу (в том числе обосновывающих такую цену документов) информации, подлежащей представлению в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

Полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях по фактам непредставления предложений о цене (прогнозной цене) продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, с рассмотрением дел по указанному административному правонарушению предлагается наделить должностных лиц Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации.

11 января 2022 г. вынесен на публичное обсуждение проект Федерального закона Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

Проектом Закона предлагается дополнить Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» новыми понятиями: «высокоскоростной железнодорожный транспорт», «инфраструктура высокоскоростного железнодорожного транспорта» и «высокоскоростной железнодорожный подвижной состав».

Так, под высокоскоростным железнодорожным транспортом законопроект понимает производственно-технологический комплекс железнодорожного транспорта общего пользования, включающий в себя инфраструктуру высокоскоростного железнодорожного транспорта, высокоскоростной железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом со скоростью более 200 километров в час на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками.

Высокоскоростной железнодорожный подвижной состав – железнодорожный подвижной состав, предназначенный для перевозки пассажиров и (или) багажа, грузов, почтовых отправлений со скоростью более 200 километров в час.

Республика Казахстан

3 января 2022 г. Президент Республики Казахстан подписал Закон Республики Казахстан № 101-VIІ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития конкуренции».

Закон принят в целях реализации основных направлений государственной политики по развитию конкуренции, которые позволят устранить барьеры, препятствующие ее развитию.

Так, вносятся изменения в Предпринимательский кодекс Республики Казахстан. Вводится новый институт специального права, под которым понимается исключительное или преимущественное право субъекта рынка, закрепляемое законом на производство, реализацию и (или) покупку какого-либо товара на конкурентном рынке.

Субъектом специального права может быть государственное предприятие, акционерное общество, товарищество с ограниченной ответственностью, определенное в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

Законом вносятся изменения в определение недобросовестной конкуренции, под которой будут пониматься любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия субъекта рынка (группы лиц) или нескольких субъектов рынка (группы лиц), которые противоречат законодательству Республики Казахстан, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить ущерб другим субъектам рынка – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Кроме того, к недобросовестной конкуренции будет относиться деятельность по созданию барьеров смены продавца (поставщика) товара. Под созданием барьеров смены продавца (поставщика) товара понимается предъявление потребителю требований при расторжении договора, не предусмотренных ранее или превышающих требования при заключении договора, а также неразмещение в публичном доступе информации, необходимой для обеспечения свободной смены продавца (поставщика) товара.

В целях развития конкуренции в сфере государственных закупок Законом предусматривается исключение двух оснований для осуществления закупки способом из одного источника – приобретение товаров, работ, услуг по ценам, тарифам, установленным законодательством, и приобретение услуг по обработке данных статистических наблюдений.

Документом также предполагается обеспечение равного доступа к мерам государственной поддержки путем введения требования по согласованию с антимонопольным органом новых мер государственной поддержки.

Закон также нацелен на развитие конкуренции на рынках электроэнергетики, лекарственных средств путем увеличения объемов централизованных торгов электроэнергией, исключения посредников между электростанциями и крупными промышленными потребителями и определения конкретного перечня лекарств, подлежащих ценовому регулированию.

10 января 2022 г. вынесен на публичное обсуждение проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Казахстан по вопросам прав человека в области уголовного правосудия, исполнения наказания и предупреждения пыток и жестокого обращения».

Проект Закона направлен на совершенствование законодательства по вопросам прав человека в области уголовного правосудия, исполнения наказания, предупреждения пыток и жестокого обращения, приближение законодательства Республики Казахстан к общепризнанным международным стандартам.

В частности, в Уголовном кодексе Республики Казахстан (далее – УК Республики Казахстан) предлагается предусмотреть предоставление отсрочки отбывания наказания для лиц, страдающих тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания. Однако данная мера не будет применяться в отношении лиц, осужденных за преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетних, террористическое или экстремистское преступление, повлекшее гибель людей либо сопряженное с совершением особо тяжкого преступления, а также преступление, совершенное в составе преступной группы.

Предлагается дополнить УК Республики Казахстан новой статьей 146-1, устанавливающей уголовную ответственность за жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение, под которым будет пониматься умышленное причинение сильной физической боли, психических страданий или психологического воздействия должностным лицом или лицом, выступающим в официальном качестве, либо другим лицом с их подстрекательства либо с их ведома или молчаливого согласия, при отсутствии признаков пыток.

В Уголовно-процессуальном кодексе Республики Казахстан предлагается предусмотреть возможность составления лицом, осуществляющим досудебное расследование, краткого письменного протокола следственного действия при очевидности обстоятельств уголовного правонарушения и в случае фиксации хода и результатов следственного действия на звуко- и видеозапись.

Украина

Постановлением Кабинета Министров Украины от 12 января 2022 г. № 5 внесены изменения в Порядок ввоза, снабжения и целевого использования лекарственных средств, медицинских изделий и вспомогательных средств к ним, освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 2 декабря 2015 г. №1153.

В соответствии с документом список лиц, уполномоченных на осуществление закупок в сфере здравоохранения, будет публиковаться на сайте Министерства здравоохранения Украины. При этом документом корректируется перечень документов, которые поставщики должны подать в указанное Министерство для ввоза лекарственных средств.

Предусмотрено, что импортеры лекарственных средств, медицинских изделий и вспомогательных средств к ним должны подать в Министерство здравоохранения Украины следующие документы:

  • заявление о выдаче справки, подтверждающее ввоз таких средств на таможенную территорию Украины;
  • письмо-обязательство;
  • заверенную копию внешнеэкономического договора (контракта), одной из сторон которого является специализированная организация или победитель процедуры закупки;
  • заверенную копию счета-фактуры (инвойса) и т.д.

В течение пяти рабочих дней с даты получения документов Министерство здравоохранения Украины выдает импортеру справку, подтверждающую ввоз лекарственных средств, медицинских изделий и вспомогательных средств к ним на таможенную территорию Украины в соответствии с соглашениями, заключенными между указанным Министерством и специализированной организацией или с лицом, уполномоченным на осуществление закупок.

Поставщик для подтверждения освобождения от налога на добавленную стоимость операций по поставке лекарственных средств, медицинских изделий и вспомогательных средств к ним должен не позднее пяти рабочих дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) периода, подать в Министерство здравоохранения Украины заявление о выдаче справки-подтверждения по оплате вышеназванных средств, копии договора и сертификата качества.

4 января 2022 г. в Верховную Раду Украины внесен проект Закона Украины № 6498 «О внесении изменений в часть 1 статьи 69 Закона «О судоустройстве и статусе судей» относительно требований к кандидатам на должность судьи».

Законопроектом предлагается снизить минимальный возрастной ценз для кандидатов на должность судьи с 30 до 25 лет.

4 января 2022 г. в Верховную Раду Украины внесен проект Закона Украины № 6500 «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2022 год».

Проектом Закона предлагается увеличить размер минимальной заработной платы в 2022 году до размера не ниже фактического прожиточного минимума для трудоспособных лиц с учетом семейной составляющей и не ниже 60 процентов от средней заработной платы в месячном размере. Так, предлагается установить следующие размеры минимальной заработной платы:

  • с 1 января – 7000 гривен (составляет 637,55 белорусского рубля с учетом курса Национального банка Республики Беларусь, установленного на 27 января 2022 г.);
  • с 1 июля – 7500 гривен (составляет 683,09 белорусского рубля);
  • с 1 декабря – 8500 гривен (составляет 774,17 белорусского рубля).

5 января 2022 г. в Верховную Раду Украины внесен проект Закона Украины № 6502 «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях и другие законы Украины относительно внедрения учета штрафных баллов за правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения».

Законопроектом предусматривается внесение изменений в Закон Украины от 30 июня 1993 г. № 3353-XII «О дорожном движении» в части внедрения системы начисления штрафных баллов за нарушение правил дорожного движения, зафиксированных не в автоматическом режиме. Так, в случае набора определенного количества штрафных баллов будет временно приостановлено действие водительского удостоверения до момента повторного прохождения водителем полного курса обучения по соответствующим программам и успешной сдачи теоретического и практического экзамена на знание правил дорожного движения.

Также законопроектом установлен перечень административных правонарушений, за совершение которых водителю будут начисляться штрафные баллы. Количество штрафных баллов будет зависеть от уровня общественной опасности таких нарушений и варьироваться от одного до пяти баллов за каждое правонарушение. Начисленные за каждое правонарушение штрафные баллы аннулируются через год (365 дней).

В случае начисления водителю в течение предыдущего года двенадцати и более штрафных баллов, а водителю, которому впервые выдано водительское удостоверение менее одного года назад, – восьми и более баллов уполномоченное лицо Национальной полиции Украины будет принимать решение о временном приостановлении действия водительского удостоверения. Информирование о факте временного приостановления действия водительского удостоверения осуществляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу места регистрации (проживания) или работы (обучения) водителя. При предоставлении водителем данных о своем абонентском номере мобильной связи и адресе электронной почты информация о временном приостановлении действия водительского удостоверения будет отправляться ему также на данные средства связи.

5 января 2022 г. в Верховную Раду Украины внесен проект Закона Украины № 6504 «О службе в органах местного самоуправления».

Целью законопроекта является установление новых правовых и организационных основ службы в органах местного самоуправления, а также совершенствование механизма реализации гражданами Украины права равного доступа на службу в органы местного самоуправления.

Проектом Закона предлагается уточнить классификацию должностей в органах местного самоуправления с целью улучшения условий оплаты труда должностных лиц местного самоуправления, а также приведения в соответствие с требованиями бюджетного законодательства и новой системой административно-территориального устройства.

Законопроектом закрепляются следующие основные положения:

  • принцип политической беспристрастности служащих местного самоуправления с сохранением за ними конституционного права избираться и гарантий, предусмотренных избирательным законодательством;
  • полномочия руководителя службы в органах местного самоуправления;
  • порядок проведения открытых конкурсов на должности служащих местного самоуправления;
  • порядок ежегодного оценивания результатов служебной деятельности служащих местного самоуправления и т.д.

Кроме того, проектом Закона устанавливаются рамки должностных окладов для государственных служащих органов местного самоуправления, меры дисциплинарной и материальной ответственности.

Республика Молдова

Постановлением Правительства Республики Молдова от 12 января 2022 г. № 8 утверждено Положение о порядке и условиях выдачи разрешения на использование официального или исторического названия государства в товарном знаке/промышленном рисунке или модели.

Положением установлен порядок подачи и рассмотрения заявлений о выдаче разрешения на использование официального или исторического названия государства в товарном знаке/промышленном рисунке или модели, порядок выдачи разрешения, а также ограничения на использование официального или исторического названия государства.

Официальным или историческим названием государства являются «Республика Молдова» и «Молдова» (ранее к таким названиям относилось также «Государство Молдовы»).

По сравнению с ранее действовавшим порядком предусматривается письменная и электронная формы подачи заявлений для получения разрешения на использование официального или исторического названия государства в товарном знаке/промышленном рисунке или модели. Заявление подается в Государственное агентство по интеллектуальной собственности лично или через представителей.

Решение о выдаче разрешения на использование официального или исторического названия государства в товарном знаке/промышленном рисунке или модели выдается в случаях, если:

  • использование этого названия не вводит потребителя в заблуждение относительно географического происхождения;
  • заявитель, запрашивающий разрешения, производит, имеет реальные возможности производства товаров, перечисленных в заявлении, оказывает услуги или имеет реальные возможности оказания перечисленных услуг;
  • качество или природа товара и (или) услуги не наносят ущерб образу и (или) интересам государства.

14 января 2022 г. Парламентом Республики Молдова зарегистрирован проект Закона Республики Молдова № 2 «О внесении изменений в некоторые нормативные акты».

Законопроектом предлагается внесение изменений в Закон Республики Молдова от 16 июня 1993 г. № 1515 «Об охране окружающей среды».

В частности, предлагается изложить в новой редакции главу VIII названного Закона, которой будут регламентированы вопросы создания и функционирования Национального фонда окружающей среды (далее – Фонд). В настоящее время глава VIII посвящена Национальному экологическому фонду.

Так, планируется, что Фонд будет создан для финансирования программ и проектов в области охраны окружающей среды. Источниками создания Фонда будут являться ежегодные ассигнования из государственного бюджета, средства партнеров по развитию, другие источники, не противоречащие законодательству.

Финансирование программ и проектов в области охраны окружающей среды будет осуществляться на основе принципов эффективности, справедливого и единого подхода, устойчивости и прозрачности.

Финансовые средства Фонда будут использоваться исключительно для финансирования проектов в области охраны окружающей среды и климатических изменений и устойчивого управления природными ресурсами.

В деятельности по управлению Фондом, по предложению центрального органа по природным ресурсам и охране окружающей среды, Правительство может принять решение о разработке и внедрении государственных информационных систем, в том числе для создания и ведения государственных информационных ресурсов.


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Имплементация института инвестиционного товарищества в гражданском законодательстве Беларуси
Буга Дмитрий Михайлович, начальник управления законодательства о гражданских, финансово-экономических и экологических отношениях Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь

Законом Республики Беларусь от 13 ноября 2023 г. № 312-З «Об изменении кодексов» (далее – Закон № 312-З) были внесены изменения в Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК Республики Беларусь), корректирующие (в числе прочих) нормы, касающиеся договоров простого товарищества (о совместной деятельности).

Читать подробнее
Календарь событий
10 апреля 2024 г.
Полящук Наталья Анатольевна
Семинар "Предупреждение и противодействие коррупции в организации"
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.