24Янв 2022

Экспресс-бюллетень законодательства Российской Федерации, Республики Казахстан, Украины и Республики Молдова за период с 16 по 31 декабря 2021 г.

Российская Федерация

Федеральным законом Российской Федерации от 21 декабря 2021 г.
№ 416-ФЗ
внесены изменения в Федеральный закон от 30 декабря 2008 г.
№ 316-ФЗ «О патентных поверенных»
.

Федеральный закон № 316-ФЗ дополняется новой нормой, устанавливающей статус патентного поверенного, который присваивается лицам, подтвердившим наличие необходимой квалификации и опыта работы в сфере деятельности патентного поверенного в соответствии со специализацией. Статус патентного поверенного приобретается с даты регистрации патентного поверенного в Реестре патентных поверенных Российской Федерации.

Также рассматриваемый Закон дополняется нормой о защите тайны патентного поверенного. Так, любые сведения о деятельности доверителя и правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, полученные патентным поверенным или работодателем патентного поверенного от доверителя, являются тайной патентного поверенного.

Патентному поверенному предоставляется право запрашивать у государственных органов, органов местного самоуправления и организаций сведения, необходимые для выполнения им поручения доверителя в пределах специализации патентного поверенного, в том числе сведения об администраторах доменных имен.

Изменения вступают в силу с 21 апреля 2022 г.

Федеральным законом Российской Федерации от 21 декабря 2021 г.

№ 424-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».

Федеральный закон «О полиции» дополняется положениями, согласно которым сотрудники полиции наделяются правом осуществлять вскрытие транспортного средства:

  • для спасения жизни граждан;
  • для обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;
  • для задержания лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, а также лиц, застигнутых на месте совершения ими деяния, содержащего признаки преступления, и (или) скрывающихся с места совершения ими такого деяния, и (или) лиц, на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших деяние, содержащее признаки преступления;
  • для пресечения преступления;
  • для применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, если имеются основания полагать, что совершившее данное правонарушение лицо находится в состоянии опьянения;
  • для проведения осмотра транспортного средства и (или) груза, если имеются основания полагать, что в транспортном средстве находятся без специального разрешения предметы или вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные;
  • для проверки сообщения об угрозе террористического акта;
  • для установления обстоятельств несчастного случая.

О вскрытии транспортного средства не позднее 24 часов с момента вскрытия информируется собственник транспортного средства, если такое вскрытие было осуществлено в его отсутствие.

Также предусматривается право полиции проводить оцепление (блокирование) территорий, жилых помещений, строений и других объектов при проведении мероприятий, направленных на обнаружение предметов, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, либо при наличии оснований полагать, что в границах территорий или на объектах готовится, совершается (совершено) преступление, а также при необходимости предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан, которые не могут быть защищены иным способом.

В границах оцепления (блокирования) полиция может осуществлять личный осмотр граждан, находящихся при них вещей (предметов, механизмов, веществ), осмотр транспортных средств и перевозимых грузов с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, с применением при необходимости технических средств.

Федеральным законом Российской Федерации от 21 декабря 2021 г.

№ 430-ФЗ внесены изменения в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации.

Гражданский кодекс Российской Федерации дополнен главой 6-1 «Недвижимые вещи», в которой определены объекты, относящиеся к недвижимым вещам, а также порядок образования недвижимых вещей.

К недвижимым вещам относятся земельные участки, здания и сооружения, помещения и машино-места. В соответствии с документом под земельным участком понимается часть поверхности земли, границы которой определены в порядке, установленном законом. Помещением признается обособленная часть здания или сооружения, пригодная для постоянного проживания граждан (жилое помещение) либо для других целей, не связанных с проживанием граждан (нежилое помещение), и подходящая для использования в соответствующих целях.

Также названный Кодекс дополнен главой 17-1, устанавливающей право собственности и другие вещные права на здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, помещения и машино-места. В главе закрепляются следующие положения:

  • возникновение права собственности на здание, сооружение, объект незавершенного строительства, помещение, машино-место при их создании;
  • особенности права собственности на здание, сооружение, помещение, машино-место;
  • пользование собственником здания или сооружения чужим земельным участком;
  • общее имущество собственников помещений, машино-мест в здании или сооружении;
  • права собственников помещений, машино-мест на земельный участок под зданием или сооружением;
  • прекращение права собственности на бесхозяйственно содержимое помещение.

Федеральным законом Российской Федерации от 30 декабря 2021 г.
№ 497-ФЗ
внесены изменения в ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Закон устанавливает новое основание увольнения с военной службы. Так, связанных с эксплуатацией ядерных боеприпасов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, можно уволить, если они не соответствуют установленным требованиям и не могут быть назначены на воинскую должность, не связанную с осуществлением работ по эксплуатации ядерных боеприпасов.

Федеральным законом Российской Федерации от 30 декабря 2021 г.
№ 499-ФЗ
внесены изменения в ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающую уголовную ответственность за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.

Документом предусматривается освобождение от уголовной ответственности лица, совершившего указанное преступление, в случае полного погашения им задолженности по выплате средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, или нетрудоспособных родителей.

Федеральными законами Российской Федерации от 30 декабря 2021 г.
№ 500-ФЗ
и 501-ФЗ внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК РФ).

Федеральным законом № 500-ФЗ изложена в новой редакции ст. 435 УПК РФ. В указанной статье детализирован порядок временного помещения в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, лица, в отношении которого в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.

Вопросы о временном помещении лица, в отношении которого в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, а также о продлении срока временного пребывания в такой организации указанного лица рассматриваются судом не позднее чем через 5 суток со дня получения ходатайства.

Принятие судебного решения о временном помещении лица в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, либо о продлении срока его временного пребывания в такой организации в его отсутствие допускается только в случае, если психическое состояние, подтвержденное такой организацией, не позволяет ему участвовать в судебном заседании. При этом участие защитника данного лица в судебном заседании является обязательным.

При принятии судебного решения о временном помещении лица в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, либо о продлении срока его временного пребывания в такой организации судом в отношении данного лица могут быть установлены запреты на:

  • общение с определенными лицами;
  • отправление и получение почтово-телеграфных отправлений;
  • использование средств связи и информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Федеральным законом № 501-ФЗ УПК РФ дополнен нормой, устанавливающей порядок проведения допроса, очной ставки, опознания путем использования систем видео-конференц-связи.
Так, в случае необходимости проведения допроса, очной ставки, опознания путем использования систем видео-конференц-связи следователь или дознаватель, которому поручено производство предварительного расследования, направляет следователю, дознавателю или в орган дознания по месту нахождения лица, участие которого в следственном действии признано необходимым, письменное поручение об организации участия данного лица в следственном действии.
Применение видеозаписи в ходе указанных следственных действий обязательно. Материалы видеозаписи приобщаются к протоколу соответствующего следственного действия.
Запись о разъяснении участникам следственного действия, находящимся вне места производства предварительного расследования, их прав, обязанностей, ответственности и порядка производства следственного действия, а также запись об оглашении им протокола следственного действия удостоверяется подписями данных участников следственного действия.

После завершения допроса, очной ставки, опознания, проведенных путем использования систем видео-конференц-связи, следователь, дознаватель или орган дознания по месту нахождения лица, участвующего в соответствующем следственном действии, в течение 24 часов направляет следователю или дознавателю, которому поручено производство предварительного расследования, полученные документы и материалы.

22 декабря 2021 г. Правительством Российской Федерации принято Постановление № 2389 «О проведении эксперимента по регистрации граждан Российской Федерации в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» с использованием мобильного приложения».

С 27 декабря 2021 г. по 31 декабря 2022 г. пройдет эксперимент по регистрации граждан Российской Федерации в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» с использованием мобильного приложения. Целью эксперимента является повышение эффективности государственного управления, исполнения государственных функций, предоставления государственных, муниципальных и иных услуг в электронной форме за счет совершенствования способов регистрации в единой системе.

Документом утверждено Положение о проведении эксперимента по регистрации граждан Российской Федерации в указанной федеральной государственной информационной системе. В соответствии с Положением задачами эксперимента являются:

  • апробация новых способов размещения и проверки сведений, необходимых для регистрации в единой системе граждан;
  • апробация процессов использования единой системы гражданами, зарегистрировавшимися в единой системе в рамках эксперимента, при подаче заявления на получение меры социальной поддержки молодежи в возрасте от 14 до 22 лет, реализуемых в целях повышения доступности посещения культурных мероприятий, организуемых федеральными, региональными и муниципальными учреждениями и организациями культуры, а также в целях осуществления иных действий.

Участниками эксперимента являются Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации, граждане (на добровольной основе), а также иные государственные и муниципальные органы и организации (на добровольной основе).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021г. № 2531 утверждены Правила ведения перечня отечественных социально значимых информационных ресурсов.

Данные Правила определяют порядок ведения перечня отечественных социально значимых информационных ресурсов, при доступе к которым услуги связи по передаче данных и по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет оказываются абоненту – гражданину Российской Федерации без взимания платы, а также критерии отбора сайтов в сети Интернет, информационных систем и программ для электронных вычислительных машин для их включения в перечень.

Ведение перечня осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в электронном виде.

В перечень включаются следующие информационные ресурсы:

  • официальные сайты государственных органов и органов местного самоуправления в сети Интернет;
  • официальные сайты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в сети Интернет;
  • порталы государственных и муниципальных услуг;
  • иные сайты в сети Интернет, информационные системы и программы для электронных вычислительных машин, имеющие социальную значимость.

Информационные ресурсы, имеющие социальную значимость, должны одновременно соответствовать следующим критериям:

  • среднесуточная аудитория информационного ресурса в течение месяца должна составлять более 5 млн. пользователей сети Интернет, находящихся на территории Российской Федерации;
  • обязательное наличие на информационном ресурсе страниц государственных средств массовой информации;
  • отсутствие решения суда об ограничении функционирования информационного ресурса;
  • технические и программные средства, используемые для размещения и обеспечения функционирования информационного ресурса, должны располагаться на территории Российской Федерации;
  • преимущественное использование отечественного программного обречения и др.

Информационные ресурсы, соответствующие категориям, указанным в Правилах, включаются в перечень на основании решения Правительственной комиссии по определению перечня отечественных социально значимых информационных ресурсов.

16 декабря 2021 г. в Государственную Думу Российской Федерации внесен проект Федерального закона № 40921-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Законопроект призван способствовать созданию дополнительных возможностей и гарантий реализации избирательных прав граждан, а также позволит определить направления дальнейшей работы по совершенствованию правового регулирования избирательного процесса и внедрению современных технологий в данный процесс.

Проектом предлагается закрепить порядок проведения дистанционного электронного голосования, которое будет проводиться с использованием Государственной автоматизированной системы «Выборы», а также иных государственных информационных систем, прошедших сертификацию и соответствующих требованиям, установленным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Для участия в дистанционном электронном голосовании избиратель должен будет обратиться на специальный портал в сети Интернет, определенный в порядке дистанционного голосования, и пройти процедуры идентификации и аутентификации, а также подтверждения личности.

Согласно законопроекту в ходе дистанционного электронного голосования осуществляется процедура анонимизации, по завершении которой осуществляется переход к электронному бюллетеню и предоставляется возможность после ознакомления с необходимой информацией и порядком его заполнения осуществить волеизъявление путем проставления в электронном виде отметки в квадрате, относящемся к позиции, в пользу которой сделан выбор.

При проведении дистанционного электронного голосования будет обеспечиваться возможность осуществления волеизъявления избирателем, участником референдума и формирования данных об итогах дистанционного электронного голосования с учетом неизменности сохраняемых результатов волеизъявления избирателей, участников референдума и соблюдения тайны голосования, а также невозможность установления связи между персональными данными избирателя, участника референдума и результатом его волеизъявления.

17 декабря 2021 г. в Государственную Думу Российской Федерации внесен проект Федерального закона Российской Федерации № 41607-8 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Проект Федерального закона направлен на дополнение Уголовного кодекса Российской Федерации нормой, устанавливающей уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами.

Законопроектом предлагается установить уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения, выразившееся в превышении установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60, но не более 80 километров в час, либо на величину более 80 километров в час, либо выезде в нарушение правил дорожного движения на полосу встречного движения или на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев объезда препятствия, лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами за любое из аналогичных правонарушений, совершенных повторно.

В качестве максимального наказания за вышеуказанное деяние предлагается установить лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Реализация предлагаемых изменений создаст условия для уголовно-правового противодействия нарушениям правил дорожного движения лицами, уже подвергнутыми административному наказанию и лишенными права управления транспортными средствами.

Кроме того, законопроектом вносятся корреспондирующие изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Предлагается установить районному суду подсудность уголовных дел о нарушении правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами, и определить предварительное расследование по таким делам в форме дознания.

29 декабря 2021 г. в Государственную Думу Российской Федерации внесен проект Федерального закона Российской Федерации № 48749-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе) и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) в части более точной оценки расходов заемщика, связанных с получением потребительского кредита (займа).

Указанным проектом предлагается закрепить норму по ограничению сроков необеспеченных потребительских кредитов (займов). Договор потребительского кредита (займа) без обеспечения не может быть заключен на срок, превышающий 5 лет.

Предлагается увеличить «период охлаждения» в отношении предлагаемых кредитором дополнительных услуг. Такой период исчисляется со дня выражения заемщиком согласия на оказание этой услуги или совокупности этих услуг до дня первого платежа в соответствии с договором потребительского кредита (займа), увеличенного на пять календарных дней. При этом данный срок в любом случае не может быть меньше четырнадцати календарных дней.

Предусматривается установление обязанности кредитора в случае предложения при заключении договора потребительского кредита (займа) дополнительных услуг также предложить заемщику альтернативный вариант потребительского кредита (займа) на сопоставимых условиях без приобретения заемщиком таких услуг с расчетом по нему полной стоимости потребительского кредита (займа).

Законопроектом предусмотрены изменения в законодательство о рекламе. Дополнительно к действующему регулированию введена норма о том, что реклама услуг, связанных с предоставлением потребительского кредита или займа, в том числе обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой, пользованием указанным кредитом или займом и его погашением, не должна содержать указание на его стоимость в процентах годовых, кроме информации о полной стоимости потребительского кредита (займа) или диапазона значений полной стоимости потребительского кредита (займа).

Реализация предусмотренных законопроектом изменений будет способствовать повышению уровня защиты прав граждан при потребительском кредитовании и повышению информированности граждан о реальных расходах на кредитный продукт.

Республика Казахстан

27 декабря 2021 г. Президент Республики Казахстан подписал Закон Республики Казахстан № 86-VIІ «О промышленной политике».

Данный Закон устанавливает основополагающие принципы промышленной политики и регулирует общественные отношения, возникающие при формировании и реализации промышленной политики.

Целью промышленной политики является обеспечение устойчивого развития обрабатывающей промышленности путем увеличения производства конкурентоспособной, высокотехнологичной, экспортоориентированной продукции. Документ предусматривает уход от сырьевой модели развития.

В соответствии с Законом между производителем сырья, переработчиком и отраслевым государственным органом будут подписываться трехсторонние соглашения по обеспечению отечественным сырьем.

Документом вводится новый инструмент стимулирования промышленности: промышленный грант, который будет предоставляться на технологическую модернизацию производства на основе софинансирования.

Для повышения эффективности оказываемых мер вводятся встречные обязательства бизнеса. В частности, в случае неисполнения соглашения предприятия должны возвратить бюджетные средства с учетом достигнутого уровня исполнения обязательств.

Предоставление мер государственного стимулирования промышленности субъектам деятельности в сфере промышленности осуществляется в рамках государственной поддержки предпринимательства по принципу «одно окно».

Законом Республики Казахстан от 29 декабря 2021 г. № 89-VII внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросу отмены смертной казни.

Законом исключается из Уголовного кодекса Республики Казахстан норма о смертной казни. Самым суровым наказанием в Казахстане станет пожизненное лишение свободы.

Устанавливается запрет на условно-досрочное освобождение лиц, приговоренных к смертной казни, которым после принятия данного Закона исключительная мера наказания будет заменена лишением свободы в пределах санкции, по которой было осуждено лицо.

Причиной принятия данного Закона стала ратификация Республикой Казахстан Второго факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах Организации Объеденных Наций, направленному на отмену смертной казни.

Отмена смертной казни в Республике Казахстан будет способствовать гармонизации национального законодательства с принятыми международными правовыми обязательствами и обеспечению прав человека.

29 декабря 2021 г. Президент Республики Казахстан подписал Закон Республики Казахстан № 90-VIІ «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан».

Закон определяет правовой статус, полномочия и организацию деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан.

Уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан является лицом, занимающим ответственную государственную должность, которая установлена в соответствии с Конституцией Республики Казахстан в целях обеспечения государственной гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного государственного управления и самоуправления, иными организациями и должностными лицами.

Уполномоченный по правам человека избирается на должность сроком на пять лет Сенатом Парламента Республики Казахстан по представлению Президента Республики Казахстан.

Документом устанавливаются следующие требования к кандидатам на должность Уполномоченного по правам человека:

  • гражданство Республики Казахстан и постоянное проживание на ее территории последние десять лет;
  • наличие высшего образования;
  • опыт работы по защите прав и свобод человека и гражданина не менее пяти лет;
  • возраст не моложе тридцати лет;
  • владение государственным языком;
  • дееспособность.

Уполномоченный по правам человека в своей деятельности вправе представлять Президенту Республики Казахстан, Парламенту Республики Казахстан и Правительству Республики Казахстан предложения по разработке проектов законов, совершенствованию законодательства Республики Казахстан по вопросам поощрения и защиты прав и свобод человека и гражданина; представлять Правительству Республики Казахстан и иным государственным органам, органам местного государственного управления и самоуправления, иным организациям и должностным лицам рекомендации и предложения относительно мер, направленных на профилактику нарушений и восстановление прав и свобод человека и гражданина; рассматривать жалобы о нарушениях прав и свобод человека и гражданина и т.д.

Законом также установлен порядок рассмотрения Уполномоченным по правам человека нарушений прав и свобод человека и гражданина.

Для организации деятельности Уполномоченного по правам человека предусматривается создание Национального центра по правам человека, который будет осуществлять информационно-аналитическое, организационно-правовое и иное обеспечение деятельности Уполномоченного по правам человека. Структура Национального центра по правам человека и его представительств утверждается Уполномоченным по правам человека.

Законом Республики Казахстан от 29 декабря 2021 г. № 92-VII
внесены изменения и дополнения в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях по вопросам деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан.

Установлено, что Уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан не обязан давать показания об обстоятельствах, ставших известными ему в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. Также указанный Кодекс дополнен нормами, предусматривающими административную ответственность за вмешательство либо воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан, а также устанавливающими условия и порядок производства по делу об административном правонарушении в отношении Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан.

Уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан в течение срока своих полномочий не может быть подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора Республики Казахстан.

30 декабря 2021 г. Президент Республики Казахстан подписал Закон Республики Казахстан № 97-VII «Об ответственном обращении с животными».

Названный Закон регулирует общественные отношения в области ответственного обращения с животными в целях их защиты, обеспечения безопасности, укрепления нравственности и соблюдения принципов гуманности общества при обращении с животными, а также защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц при обращении с животными.

Законом вводятся требования, направленные на повышение ответственности владельцев и контроль за численностью домашних животных. К общим требованиям по содержанию животных относятся:

  • условия содержания животных, которые должны соответствовать их биологическим, видовым и индивидуальным особенностям, удовлетворять их естественные потребности;
  • обеспечение профилактики, диагностики, лечения и ликвидации болезней животных в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан в области ветеринарии.

Документом также установлены общие требования к перевозке и разведению животных.

С 1 сентября 2023 г. будет введен обязательный учет домашних животных.

Вводится запрет на содержание определенных групп животных частными лицами. Так, в перечень запрещенных к содержанию животных входят некоторые виды диких животных, ядовитые рептилии и т.д.

В Законе выделена отдельная глава, посвященная общественному контролю за соблюдением законодательства Республики Казахстан в области ответственного обращения с животными. Общественный контроль будет осуществляться общественными инспекторами и некоммерческими организациями на добровольной и безвозмездной основе.

30 декабря 2021 г. Президент Республики Казахстан подписал Закон Республики Казахстан № 99-VII «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях по вопросам ответственного обращения с животными».

Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях дополнен ст. 407-1, устанавливающей административную ответственность за жестокое обращение с животными, и ст. 407-2, предусматривающей ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан в области ответственного обращения с животными.

В ст. 407-2 предусматривается ответственность за нарушение требований к отлову, временному содержанию и умерщвлению животных; учету домашних животных; содержанию животных в зоологических питомниках, приютах для животных, зоологических гостиницах, пунктах временного содержания животных, реабилитационных центрах для животных; содержанию и выгулу домашних животных; перевозке животных.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2021 г. № 943 внесены изменения и дополнения в постановление Правительства Республики Казахстан от 15 декабря 2011 г. № 1539 «О ведомственных наградах некоторых государственных органов, входящих в структуру Правительства Республики Казахстан».

Документом вносятся изменения в Правила награждения ведомственными наградами (лишения ведомственных наград) некоторых государственных органов, входящих в структуру Правительства Республики Казахстан. Установлены следующие новые нагрудные знаки:

  • «Ана тілін дамытуға қосқан үлесі үшін» награждаются работники, имеющие стаж работы в сфере развития языков не менее 10 лет, граждане, внесшие особый вклад в развитие языковой политики и активно участвовавшие в совершенствовании сферы развития языков;
  • «Құрметті метролог» награждаются специалисты, имеющие стаж работы не менее 10 лет в области обеспечения единства измерений, а также иные лица, внесшие значительный вклад в развитие государственной системы обеспечения единства измерений, за разработку предложений по совершенствованию законодательных и нормативных основ в области метрологии, многолетнюю и плодотворную работу;
  • «Құрметті стандарттаушы» награждаются специалисты в области стандартизации, а также иные лица, внесшие личный вклад в развитие национальной системы стандартизации, за разработку предложений по совершенствованию законодательных и нормативных основ в области стандартизации, плодотворную работу, достижение высоких показателей в профессиональной деятельности, особые заслуги и другие достижения в работе.

Украина

Верховной Радой Украины 16 декабря 2021 г. принят Закон № 1978-IX
«О внесении изменений в некоторые законы Украины о здравоохранении населения от вредного влияния табака»
.

Законом запрещается продажа электронных сигарет и жидкостей, используемых в электронных сигаретах, а также устройств для потребления табачных изделий без их сгорания лицам, не достигшим 18 лет. Кроме того, запрещается любая реклама таких изделий на транспортных средствах, в местах проведения массовых мероприятий политического образовательного, религиозного, спортивного характера, в сети Интернет, а также другие способы, направленные на стимулирование продажи табачных изделий.

Запрещается использовать вкусо-ароматические добавки (фруктовые, ягодные и т.п.) в любых компонентах табачных изделий и электронных сигаретах.

Документом расширяется перечень мест, где запрещается курение, употребление, использование табачных изделий, электронных сигарет, заправочных контейнеров, устройств для потребления табачных изделий без их сгорания и кальянов.

Верховной Радой Украины 17 декабря 2021 г. принят Закон № 1986-IX
«О внесении изменений в некоторые законы Украины о военном образовании и науке»
.

Документ направлен на совершенствование образовательного процесса, научной, а также научно-технической деятельности в высших военных учебных заведениях, военных научных учреждениях.

В частности, Закон Украины от 1 июля 2014 г. № 1556-VII «О высшем образовании» дополнен новым понятием «заведение высшего образования со специфическими условиями обучения», под которым понимается заведение высшего образования государственной формы собственности, осуществляющее на определенных уровнях высшего образования подготовку курсантов (слушателей, студентов), адъюнктов для последующей службы на должностях среднего и высшего состава Национальной полиции Украины, начальствующего состава с целью удовлетворения потребностей Министерства внутренних дел Украины, центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской защиты, центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний.

Также согласно внесенным изменениям государственные органы, к сфере управления которых относятся высшие военные учебные заведения, военные учебные подразделения заведений высшего образования, вправе своими актами устанавливать особые требования по управлению соответствующими высшими военными учебными заведениями и разграничению полномочий органов управления и общественного самоуправления в этих учреждениях. Названные государственные органы также разрабатывают требования к кандидатам на должности руководителей (заместителей руководителей) соответствующих высших военных учреждений, назначают и увольняют с должностей руководителей и заместителей руководителей данных заведений.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 29 декабря 2021 г. № 1426 утверждено Положение об организационно-технической модели киберзащиты.

Документом определяются механизмы функционирования организационно-технической модели киберзащиты.

Так, организационно-техническая модель киберзащиты представляет собой комплекс мер, сил и средств киберзащиты, направленных на оперативное (кризисное) реагирование на кибератаки и киберинциденты, внедрение контрмер, направленных на минимизацию уязвимости коммуникационных систем.

Средствами киберзащиты, используемыми для внедрения организационно-технической модели киберзащиты, являются системы обнаружения уязвимостей и реагирования на киберинциденты и кибератаки, информационные технологии, технические и программные средства (устройства, оборудование, комплексы), используемые в интересах обеспечения киберзащиты ресурсов, коммуникационных и технологических систем, а также объектов критической информационной инфраструктуры.

В процессе внедрения организационно-технической модели киберзащиты осуществляются организационные, правовые, инженерно-технические мероприятия, мероприятия по криптографической и технической защите информации, проводимые силами киберзащиты и основанные на принципах персональной ответственности за собственные действия и коллективной ответственности за безопасность каждого, обеспечение пропорциональности и (или) соразмерности мер реальным и потенциальным рискам.

21 декабря 2021 г. в Верховную Раду Украины внесен проект Закона Украины № 6394-1 «О системе финансовой поддержки будущих поколений».

Законопроект определяет основные принципы функционирования системы финансовой поддержки будущих поколений в Украине, порядок формирования финансовых ресурсов для предоставления финансовой поддержки ее получателям, правовые и организационные основы создания и функционирования Единого государственного реестра финансовой поддержки будущих поколений.

Законопроектом предлагается:

  • ввести механизм распределения средств от уплаты ренты за пользование недрами общегосударственного значения в соответствующем календарном году между лицами, которым в таком же календарном году исполнится 18 лет;
  • создать Единый государственный реестр финансовой поддержки будущих поколений как информационно-телекоммуникационную систему, распорядителем которой станет Министерство финансов Украины;
  • первую выплату финансовой поддержки осуществить в 2024 году за счет средств, аккумулированных в течение 2023 года;
  • разрешить формирование средств финансовой поддержки за счет благотворительных взносов и пожертвований, других поступлений, не запрещенных законодательством.

Средства финансовой поддержки можно будет использовать на обучение, приобретение собственного вновь построенного жилья, лечение или направить на свой счет в системе негосударственного пенсионного обеспечения.

28 декабря 2021 г. в Верховную Раду Украины внесен проект Закона Украины № 6444-1 «О внесении изменений в Избирательный кодекс Украины по восстановлению смешанной (пропорционально-мажоритарной) системы выборов народных депутатов Украины».

Проектом Закона предлагается установить переходный период до 1 января 2031 г., в рамках которого предусмотрено сохранение смешанной (пропорционально-мажоритарной) системы выборов народных депутатов Украины и предыдущей системы выборов депутатов местных советов, действовавшей до местных выборов 2020 года. Целью внедрения переходного периода является необходимость качественной подготовки к внедрению новой пропорциональной избирательной системы через активное партийное строительство в регионах Украины.

В рамках переходного периода планируется возобновить действие Закона Украины от 17 ноября 2011 г. № 4061-VI «О выборах народных депутатов Украины» и Закона Украины от 14 июля 2015 г. № 595-VIII «О местных выборах» сроком
до 1 января 2031 г. и установить, что положение Избирательного кодекса Украины относительно организации и проведения выборов народных депутатов Украины и выборов депутатов местных советов, а также замещение народных депутатов Украины и соответствующих депутатов местных советов временно не применяются до 1 января 2031 г.

28 декабря 2021 г. в Верховную Раду Украины внесен проект Закона Украины № 6475 «О вспомогательных репродуктивных технологиях».

Проектом Закона предлагается закрепить организационные и правовые основы регулирования проведения лечебных программ вспомогательных репродуктивных технологий, в том числе методом суррогатного материнства, определить права и обязанности лиц, проводящих лечебные программы вспомогательных репродуктивных технологий, условия и порядок осуществления донации репродуктивных клеток, условия криоконсервации, хранения и использования репродуктивных клеток, эмбрионов и тканей.

К вспомогательным репродуктивным технологиям законопроектом предлагается отнести: внутриматочную инсеминацию, экстракорпоральное оплодотворение (in vitro), метод ICSI, метод TESA, донорство эмбрионов, перенос эмбрионов (эмбриотрансфер), криоконсервацию, редукцию эмбрионов, суррогатное материнство и другие виды вспомогательных репродуктивных технологий, определяемых центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в области здравоохранения.

31 декабря 2021 г. в Верховную Раду Украины внесен проект Закона Украины № 6493 «О статусе народного депутата – учредителя государственной независимости Украины».

Целью законопроекта является чествование народных депутатов – учредителей государственной независимости Украины и определение их правового статуса.

Проект Закона определяет статус, права, обязанности, порядок выдачи удостоверения и нагрудного знака, чествования учредителей государственной независимости Украины и их памяти.

Народным депутатом – учредителем государственной независимости Украины является народный депутат Верховной Рады Украины, провозгласивший Декларацию о государственном суверенитете Украины 16 июля 1990 года и (или) одобривший Акт провозглашения независимости Украины 24 августа 1991 года, и (или) поддержавший Постановление Верховного Совета Украинской ССР «О провозглашении независимости Украины» 24 августа 1991 года, выступив учредителем государственной независимости Украины.

Статус учредителя государственной независимости Украины предлагается присваивать в соответствии с Указом Президента Украины по ходатайству Председателя Верховной Рады Украины. Данный статус будет сохранятся за лицом пожизненно. При этом указанного статуса можно лишиться в случае его осуждения за тяжкое или особо тяжкое преступление.

Республика Молдова

Парламентом Республики Молдова 24 декабря 2021 г. принят Закон Республики Молдова № 243 «Об амнистии в связи с 30-й годовщиной провозглашения независимости Республики Молдова».

Закон применяется исключительно в отношении подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, а также в отношении осужденных, положительно характеризующихся во время отбывания наказания, в период пробации или испытательного срока и психологически оцениваемых как представляющие средний или малый риск рецидива.

Вопрос о применении амнистии в отношении осужденных решается специальными комиссиями по применению амнистии в отношении осужденных, создаваемыми при каждом учреждении, исполняющем наказание, из представителей Национальной пенитенциарной администрации, Национальной инспекции по пробации, а также аттестованных судебных экспертов-психологов.

Так, освобождаются от отбывания наказания:

  • осужденные, которым до вступления в силу данного Закона судебная инстанция отсрочила отбывание наказания;
  • беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до 12 лет и не лишенные родительских прав, до вступления в силу данного Закона осужденные к лишению свободы на срок до 9 лет включительно;
  • мужчины, до вступления в силу данного Закона осужденные к лишению свободы на срок до 7 лет включительно, за исключением осужденных за насилие в семье, имеющие детей в возрасте до 8 лет, не лишенные родительских прав, являющиеся единственными родителями и в одиночку воспитывающие детей;
  • лица в возрасте до 18 лет, до вступления в силу данного Закона осужденные к лишению свободы за совершение незначительного, средней тяжести или тяжкого преступления;
  • лица, до вступления в силу данного Закона осужденные к лишению свободы за совершение преступления по неосторожности, если деяние не повлекло за собой смерть потерпевшего.

Освобождаются от исполнения наказания с применением принудительной меры воспитательного характера в виде участия в пробационной программе несовершеннолетние, до вступления в силу данного Закона осужденные к лишению свободы за совершение незначительного, средней тяжести или тяжкого преступления.

16 декабря 2021 г. Парламентом Республики Молдова зарегистрирован проект Закона Республики Молдова № 403 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты».

Законопроектом предлагается внести изменения в Закон Республики Молдова от 6 октября 2017 г. № 202 «О деятельности банков», в частности дополнить его нормой, определяющей требования ответственного кредитования.

Так, планируется, что перед заключением кредитного договора банк должен произвести оценку бонитета получателя кредита в соответствии с принципом ответственного кредитования на основании достаточной информации, полученной от получателя кредита, и путем проверки регистров и информационных систем, используемых для оценки бонитета, и других доказательств. Если стороны кредитного договора договорились об изменении общей суммы кредита после заключения договора, банк должен обновлять имеющуюся информацию о получателе кредита и производить переоценку его бонитета перед каждым существенным увеличением общей суммы кредита.

Также планируется дополнить названный Закон нормой о требованиях, касающихся общей суммы кредита. Предлагается, что общая сумма кредита должна быть разумной, соблюдать требования правильной коммерческой практики
и не нарушать равновесие между получателем кредита и банком.

Планируется, что общая сумма кредита не будет соответствовать требованиям, если на момент заключения, изменения или продления кредитного договора:

  • процентная ставка кредита, указанная в кредитном договоре, выше 50 %, а все остальные расходы (комиссионные, пени за просрочку и любые другие виды платежей), включенные в общую сумму кредита, за исключением процентов, за один день кредита выше 0,04 процента от общей суммы кредита;
  • общая стоимость (включая проценты, комиссионные, пени, проценты за просрочку и любые другие виды платежей), как это определено в Законе Республики Молдова от 12 июля 2013 г. № 202 «О кредитных договорах с потребителями», больше общей стоимости кредита.

17 декабря 2021 г. Парламентом Республики Молдова зарегистрирован проект Закона Республики Молдова № 404 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты».

Предлагается дополнить Трудовой кодекс Республики Молдова положениями, согласно которым работодатель обязан обеспечить равную оплату труда работникам мужского и женского пола за равноценный труд. Для оценки труда работников учитываются следующие факторы:

  • характер труда (должностные обязанности, объем труда, усилия и др.);
  • профессиональная подготовка работника (опыт, способности и др.);
  • условия труда.

Работодатель будет обязан периодически, но не реже одного раза в два года (не позднее первого полугодия года, следующего за отчетным) информировать работников и (или) представителей работников о среднем размере оплаты труда по категориям работников или должностям раздельно в зависимости от пола.

Также предлагается Закон Республики Молдова от 25 февраля 2012 г. № 121 «Об обеспечении равенства» дополнить следующими понятиями:

  • оплата труда – обычная заработная плата, которая может быть основной или минимальной, а также любые другие выгоды, выплачиваемые напрямую или косвенно в денежном выражении или в натуре, работодателем работнику за труд, осуществляемый последним;
  • равный труд – труд, выполняемый на одинаковых должностях, по одинаковым квалификациям, с одинаковым уровнем профессиональной подготовки и компетенции работника, а также качества, сложности и уровня ответственности, которого требует выполняемый труд в отношениях с одним и тем же работодателем;
  • равноценный труд – труд, выполняемый на разных должностях или позициях, но который считается равноценным на основании одинаковой квалификации, с одинаковым уровнем профессиональной подготовки и компетенции работника, качества, сложности и уровня ответственности, которого требует выполняемый труд в отношениях с одним и тем же работодателем.


Пожалуйста, поверните свое устройство в горизонтальное положение.
Заказать
звонок