Сохранить в избранное

Экспресс-бюллетень законодательства Российской Федерации, Республики Казахстан, Украины и Республики Молдова за период с 1 по 15 декабря 2019 г.

Российская Федерация


Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. № 386-ФЗ ратифицировано Соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, подписанное в городе Нур-Султане 29 мая 2019 года.

Соглашение направлено на создание механизма прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, в целях недопущения использования различных схем уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей.

Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. № 388-ФЗ ратифицирован Протокол о внесении изменений в Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., подписанный от имени Правительства Российской Федерации в городе Ашхабаде 31 мая 2019 г.

Протоколом предусматривается внесение изменений (в том числе в связи с тем, что 1 января 2017 г. вступила в силу новая редакция единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств) в перечень условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место.

2 декабря 2019 г. Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 390-ФЗ «О внесении изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации», которым устанавливается порядок уведомления органа государственного жилищного надзора жилищными, жилищно-­строительными кооперативами и товариществами собственников жилья о случаях заключения ими договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией и о случаях прекращения или расторжения этого договора, а также уточняется порядок уведомления указанного органа жилищными, жилищно-­строительными кооперативами и товариществами собственников жилья о начале осуществления ими деятельности по управлению многоквартирным домом.

Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. № 391-ФЗ «О внесении изменений в статьи 182 и 189 Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что региональный оператор обязан обеспечить создание комиссий по приемке оказанных услуг или выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме с участием представителей как органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта или краткосрочных планов их реализации, так и органов местного самоуправления.

Также предусматривается месячный срок, в течение которого орган местного самоуправления должен принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта в законодательно определенный срок.

2 декабря 2019 г. Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 393-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику», которым установлено, что решения государственных инспекторов труда о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы или других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений являются исполнительными документами, направляемыми судебному приставу-исполнителю.

Указанные решения принимаются в случае неисполнения работодателем в установленный срок предписания государственного инспектора труда об устранении выявленного нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, связанного с выплатой работнику заработной платы или других выплат, не позднее одного месяца после истечения указанного срока или не позднее одного месяца после вступления в законную силу решения суда о признании законным данного предписания в случае его обжалования в суд.

Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. № 396-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» в части совершенствования правового регулирования отношений в области геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых» регулируются отношения, связанные с разработкой технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, а также устанавливаются особенности пользования недрами в указанных целях.

Законом предусматривается, что недра могут предоставляться в пользование одновременно для разработки данных технологий и для разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, виды которых определяются Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон также содержит положения об участках недр, о сроках пользования недрами, проектной документации и другие положения, определяющие особенности пользования недрами для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.

Наряду с этим урегулирован вопрос об освобождении пользователей недр от уплаты разовых и регулярных платежей за пользование недрами для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.

Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. № 400-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» регулируются вопросы организации и деятельности адвокатского бюро. В частности, закрепляется возможность установления в партнерском договоре адвокатского бюро иерархии партнеров и дифференциации их прав и обязанностей.

Закрепляется обязанность Федеральной палаты адвокатов обеспечивать соблюдение региональными палатами законодательства об адвокатуре, в том числе при разбирательстве дисциплинарных дел, возбужденных президентом Федеральной палаты адвокатов, а также разработать и утвердить порядок прохождения стажировки и порядок работы в качестве помощника адвоката.

Закрепляется положение о возможности включения в соглашение об оказании юридической помощи условия, согласно которому размер выплаты доверителем вознаграждения ставится в зависимость от результата оказания адвокатом юридической помощи, за исключением юридической помощи по уголовному делу и по делу об административном правонарушении.

Предусматривается возможность приостановления статуса адвоката на основании соответствующего заявления адвоката в адвокатскую палату. При этом за таким адвокатом сохраняется обязанность соблюдения правил адвокатской этики.

2 декабря 2019 г. Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 406-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым вносятся изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, предусматривающие возможность пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу (по вновь открывшимся или новым обстоятельствам), при условии, что в соответствующем постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации или Президиума Верховного Суда Российской Федерации содержится прямое указание на то, что сформулированная в нем правовая позиция имеет обратную силу применительно к делам со схожими фактическими обстоятельствами.

Кроме того, устанавливается, что заявление или представление о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений могут быть поданы в срок не позднее шести месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного постановления, принятием которого закончилось рассмотрение дела по существу, а также закрепляется недопустимость придания обратной силы толкованию правовых норм, ухудшающему положение граждан.

Вносится ряд изменений, касающихся оснований обжалования и порядка рассмотрения решений арбитражного суда, оснований возвращения искового заявления, кассационной жалобы и других вопросов, в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.

Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. № 411-ФЗ «О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети имеют право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры.

Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. № 427-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлен порядок распространения на территории Российской Федерации печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов (в том числе с использованием сети Интернет) лицами, признанными в установленном порядке выполняющими функции иностранного агента.

В частности, предусматривается, что сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, или российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, распространяемые на территории Российской Федерации, должны сопровождаться указанием на то, что эти сообщения и материалы созданы или распространены лицом, выполняющим функции иностранного агента.

Закрепляется также положение о том, что в выходных данных зарегистрированного средства массовой информации, участником (учредителем) которого является российское юридическое лицо, выполняющее функции иностранного агента, должно содержаться указание на то, что такое средство массовой информации создано иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента.

Указом Президента Российской Федерации от 4 декабря 2019 г. № 577 утвержден перечень иностранных государств и видов контролируемых товаров, в отношении которых устанавливается режим безлицензионного экспорта.

В перечень иностранных государств включены Армения, Беларусь, Бразилия, Индия, Казахстан, Киргизия, Китай, Южно-Африканская Республика.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2019 г. № 1595 одобрен представленный Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации согласованный с Министерством иностранных дел Российской Федерации, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Пенсионным фондом Российской Федерации проект Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза.

Президенту Российской Федерации представлено предложение о подписании указанного Соглашения.

Проект Соглашения предусматривает, что формирование пенсионных прав трудящихся осуществляется за счет пенсионных взносов на тех же условиях и в том же порядке, что и формирование пенсионных прав граждан государства трудоустройства, реализация права на назначение и выплату трудящимся (членам семьи) пенсии осуществляется на тех же условиях, что и для граждан государства трудоустройства. При этом трудящийся (член семьи) имеет право обратиться за назначением и выплатой пенсии в компетентный орган государства проживания и (или) в компетентный орган государства трудоустройства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 г. № 1608 «Об организации Всероссийской переписи населения 2020 года» предусматривается проведение Всероссийской переписи населения в период с 1 по 31 октября 2020 г. На отдаленных и труднодоступных территориях, транспортное сообщение с которыми с 1 по 31 октября 2020 г. будет затруднено, перепись населения будет проводиться с 1 апреля по 20 декабря 2020 г.

На Федеральную службу государственной статистики возложена ответственность за подготовку и проведение Всероссийской переписи населения 2020 года, обработку полученных сведений, подведение итогов переписи, их официальное опубликование, хранение переписных листов и иных документов, а также за методологическое обеспечение Всероссийской переписи населения 2020 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2019 г. № 1635 утверждены Правила проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Правила устанавливают порядок и случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с Правилами общественное обсуждение проводится в случае осуществления закупок путем проведения конкурсов и аукционов при начальной (максимальной) цене контракта, составляющей или превышающей 1 млрд. рублей (составляет 33 997 000 белорусских рублей с учетом курса Национального банка Республики Беларусь, установленного на 27 декабря 2019 г.), за исключением закупок, осуществляемых:

а) с применением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

б) в рамках государственного оборонного заказа;

в) при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает двух миллиардов рублей (составляет 67 994 000 белорусских рублей);

г) путем проведения повторного конкурса, электронного аукциона.

Согласно Правилам участники общественного обсуждения размещают замечания или предложения в разделе «Обязательное общественное обсуждение закупок» официального сайта единой информационной системы в сети Интернет после прохождения процедуры регистрации в единой информационной системе в соответствии с установленным порядком ее функционирования.

Замечания или предложения участников проходят в закрытой части единой информационной системы предварительную проверку, осуществляемую оператором единой информационной системы, в целях исключения замечаний или предложений, содержащих ненормативную лексику, и размещаются в открытой части единой информационной системы не позднее дня, следующего за днем их поступления.

Заказчик в течение 2 рабочих дней со дня, следующего за днем размещения участником общественного обсуждения замечания или предложения, размещает ответ по существу размещенных замечания или предложения. При этом такой ответ автоматически направляется участнику общественного обсуждения на адрес электронной почты, указанный при его регистрации.

По результатам рассмотрения замечаний или предложений участников общественного обсуждения заказчик вправе внести изменения в план-график, извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке или отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя).

2 декабря 2019 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации зарегистрирован проект Федерального закона «О биологической безопасности Российской Федерации», призванный установить основы государственного регулирования в области обеспечения биологической безопасности Российской Федерации и определить комплекс мер, направленных на защиту населения и охрану окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, на предотвращение биологических угроз (опасностей), создание и развитие системы мониторинга биологических рисков.

Законопроект содержит определения терминов: биологическая безопасность, опасный биологический фактор, биологический риск, допустимый биологический риск, биологическая угроза (опасность), биологическая защита, патогенные биологические агенты (патогены), патогенные микроорганизмы, условно-патогенные микроорганизмы, коллекция патогенных микроорганизмов и вирусов, устойчивость к лекарственным препаратам, химическим и (или) биологическим средствам (резистентность), синтетическая биология, синтетический биологический агент.

Также в законопроекте определены полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области биологической безопасности, а также права и обязанности граждан и организаций в данной области.

3 декабря 2019 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации зарегистрирован проект Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Законопроект направлен на урегулирование отношений, связанных с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Законопроектом предлагается разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля и определяются контрольно-надзорные органы.

Законопроектом закрепляются принципы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: законности, соразмерности вмешательства в деятельность контролируемых лиц, охраны прав и законных интересов контролируемых лиц, недопустимости злоупотребления правом, уважения достоинства личности, деловой репутации организации, сохранения коммерческой и служебной тайны, недопустимости множественного государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, результативности, эффективности, объективности, открытости и доступности информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, оперативности и разумности при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Помимо этого, законопроектом предлагается закрепить широкий набор средств и механизмов проведения профилактической работы, к которым, в частности, отнесены: информирование, обобщение правоприменительной практики, выпуск руководств по соблюдению обязательных требований, меры стимулирования добросовестности, объявление предостережения, выдача рекомендаций по соблюдению обязательных требований, осуществление консультирования, профилактическое сопровождение, самообследование, профилактический визит.

Законопроектом предусматривается детальная процедура проведения контрольно-надзорных мероприятий, направленных на оценку соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, а также исполнение предписаний и иных решений контрольно-надзорных органов (должностных лиц) по результатам такой оценки.

Также законопроектом установлена возможность проведения новых контрольно-надзорных мероприятий, помимо выездной и документарной проверки, к которым отнесены выездное обследование, контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейд.

Наряду с этим закрепляются меры, направленные на реализацию гражданами и организациями права на досудебное обжалование действий (бездействия) и решений должностных лиц контрольно-надзорных органов при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

3 декабря 2019 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации зарегистрирован проект Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», которым определяются правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.

Законопроект содержит определение понятия обязательного требования, определяет цели и основные принципы установления обязательных требований, общие условия установления обязательных требований, полномочия по установлению обязательных требований, порядок разработки и вступления в силу нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, а также положения о возможности установления экспериментальных правовых режимов в сфере применения обязательных требований.

12 декабря 2019 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации зарегистрирован проект Федерального закона «О проведении эксперимента по ведению отдельными работодателями электронных документов, касающихся трудовых отношений с работниками», целью которого является создание и отработка механизмов ведения и применения электронных документов, касающихся трудовых отношений с работниками, а также подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации. Проведение эксперимента планируется с 1 апреля по 31 декабря 2020 г.

В законопроекте закрепляется положение о том, что работодатели участвуют в эксперименте по их добровольному согласию, самостоятельно определяют виды документов, касающиеся трудовых отношений с работниками, в отношении которых будет проводиться эксперимент, структурные подразделения организации, участвующие в эксперименте, принимают локальные нормативные акты, касающиеся проведения эксперимента, в том числе об использовании электронной подписи работодателем и работником.

Законопроектом предусматривается, что ведение электронных документов, касающихся трудовых отношений с работниками, осуществляется работодателем посредством использования информационной системы работодателя или с использованием электронного сервиса информационно-аналитической системы «Общероссийская база вакансий «Работа в России». При этом расходы по ведению электронных документов, связанных с работой, включая расходы по приобретению и использованию электронной подписи работника, несет работодатель.

Согласно законопроекту работник принимает участие в эксперименте добровольно и вправе отказаться от участия в нем, уведомив об этом работодателя в письменной форме.


Республика Казахстан


Законом Республики Казахстан от 9 декабря 2019 г. № 277-VI ратифицировано Соглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий.

Стороны договорились о сотрудничестве в целях обеспечения предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений в сфере информационных технологий, принятии необходимых организационных и правовых мер для выполнения положений Соглашения, стремлении к сближению национальных законодательств в области борьбы с преступлениями в сфере информационных технологий.

9 декабря 2019 г. Правительство Республики Казахстан приняло постановление № 910 «О повышении размеров социальных выплат из Государственного фонда социального страхования с 1 января 2020 г.».

Согласно документу с 1 января 2020 г. будет произведено повышение размеров социальных выплат из Государственного фонда социального страхования на случаи утраты трудоспособности и потери кормильца, назначенных до 1 января 2020 г., на пять процентов от размера получаемых социальных выплат.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 декабря 2019 г. № 921 вносятся изменения и дополнения в Правила пожарной безопасности.

В соответствии с внесенными изменениями и дополнениями пожарная безопасность на объекте будет обеспечиваться собственниками объектов, руководителями организаций, предприятий, независимо от форм собственности, а также индивидуальными предпринимателями. Руководители организаций в целях обеспечения пожарной безопасности в установленном порядке будут назначать ответственных за обеспечение пожарной безопасности на отдельных участках работ.

В отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем организации будет утверждаться инструкция о мерах пожарной безопасности, устанавливающая соответствующий противопожарный режим.

В Правилах пожарной безопасности конкретизирован порядок содержания электроустановок зданий и сооружений, систем пожарной автоматики, систем отопления зданий и сооружений, систем вентиляции и холодильных установок и т.д.

Документом утверждены требования к инструкциям о мерах пожарной безопасности и нормы обеспечения объектов первичными средствами пожаротушения.


Украина


Законом Украины от 3 декабря 2019 г. «О внесении изменений в Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий и горючего» относительно либерализации деятельности в сфере производства и оборота спирта этилового» предусмотрена отмена государственной монополии на производство спирта начиная с 1 июля 2020 г., предоставление возможности субъектам хозяйствования любой формы осуществлять деятельность по производству спирта при условии получения соответствующей лицензии и проведение полной либерализации экспорта спирта из Украины.

До 1 января 2024 г. импорт спирта этилового, спирта этилового ректифицируемого виноградного, спирта этилового ректифицируемого плодового может осуществляться лишь специально уполномоченными Кабинетом Министров государственными предприятиями (организациями).

Также до 1 января 2024 г. производство алкогольных напитков для реализации на территории Украины должно осуществляться с использованием спирта этилового ректифицируемого, коньячного и плодового и зернового дистиллята, спирта этилового ректифицируемого виноградного, спирта этилового ректифицируемого плодового и виноградного дистиллята спиртового, имеющих статус украинских товаров.

Законом Украины от 3 декабря 2019 г. «О внесении изменений в Закон Украины «О дорожном движении» относительно организации дорожного движения для лиц, передвигающихся в креслах колесных» предусмотрено, что указанные лица имеют право передвигаться по тротуарам, пешеходным или велосипедным дорожкам со скоростью пешехода, а также по краю проезжей части дороги, улицы или по обочине. Им предоставлено преимущество при пересечении проезжей части дороги по обозначенным пешеходным переходам.

Установлено также, что кресла колесные должны быть оборудованы светоотражающими устройствами, а при движении в темное время суток по краю проезжей части дороги, улицы или по обочине – внешними световыми приборами.

Закон Украины от 3 декабря 2019 г. «О верификации и мониторинге государственных выплат» определяет правовые и организационные принципы осуществления верификации и мониторинга государственных выплат в Украине.

В соответствии с Законом к государственным выплатам относятся пенсии, пособия, льготы, субсидии, социальные стипендии, другие выплаты, осуществляемые за счет средств государственного, местных бюджетов, фондов общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования.

Верификация представляет собой комплекс мероприятий по сбору и проверке достоверности информации, определенной законодательством для назначения, начисления или осуществления государственных выплат и влияющей на определение права на получение и размер таких выплат, а также по выявлению несоответствия данных в автоматизированных информационных системах, реестрах, базах данных.

Закон предусматривает, что органы, осуществляющие государственные выплаты, для перечисления средств на осуществление таких выплат подают платежные поручения в органы Государственной казначейской службы Украины и реестры государственных выплат в электронном виде органу, осуществляющему верификацию и мониторинг государственных выплат.

Порядок осуществления верификации и мониторинга государственных выплат устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Указом Президента Украины от 3 декабря 2019 г. № 875/2019 «О повышении эффективности мер в сфере прав лиц с инвалидностью» Кабинету Министров Украины поручено обеспечить:

  • совершенствование нормативно-правовых актов в отношении возможности внеочередного обслуживания лиц с инвалидностью и сопровождающих их лиц предприятиями, учреждениями, организациями, предоставляющими услуги населению, а также внеочередного пропуска указанных лиц через государственную границу Украины, контрольные пункты въезда/выезда;
  • проведение анализа доступности национальных электронных информационных ресурсов для пользователей из числа лиц с инвалидностью, в том числе с нарушениями зрения или слуха, учет потребностей таких пользователей при разработке и совершенствовании программного обеспечения с целью создания условий для получения ими соответствующих услуг в электронном виде.

Органам местного самоуправления рекомендовано принять в установленном порядке меры по обеспечению доступности зданий, сооружений и помещений учреждений общего среднего образования в соответствии с государственными строительными нормами и стандартами с целью создания безбарьерной архитектурной среды для лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения.

Указом Президента Украины от 7 декабря 2019 г. № 894/2019 «О неотложных мерах по улучшению здоровья детей» Кабинету Министров Украины поручено в двухмесячный срок обеспечить разработку и внесение на рассмотрение Президенту Украины проекта национальной стратегии развития безопасной и здоровой образовательной среды, направленной на формирование у детей и подростков ключевых жизненных компетенций, ориентированных на современные знания и практики по вопросам безопасности жизнедеятельности, на формирование позитивного отношения подрастающего поколения к физической культуре и спорту и на создание в учебных заведениях безопасной среды, организации здорового, рационального и безопасного питания учащихся и воспитанников, распространение знаний и навыков здорового питания.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 4 декабря 2019 г. № 985 утвержден Порядок реализации экспериментального проекта по проведению электронных аукционов по реализации материальных ценностей государственного материального резерва.

Установлено, что действие экспериментального проекта распространяется на материальные ценности государственного материального резерва, подлежащие реализации в порядке обновления, и разбронированные материальные ценности мобилизационного резерва.

Согласно Порядку реализация материальных ценностей осуществляется с использованием электронной торговой системы на основании договора между организатором и оператором торговой системы путем проведения аукциона методом повышения цены или методом пошагового снижения стартовой цены и дальнейшего представления ценовых предложений.

Установлено также, что доступ к информации, обнародованной в электронной торговой системе, должен быть безвозмездным и свободным, при этом оператор должен на безвозмездной основе обеспечивать равный доступ всем пользователям к информации о проведении аукционов, включая предоставление возможности наблюдения за ходом аукциона в интерактивном режиме реального времени.

К участию в аукционах допускаются участники, которые представили через оператора заявление об участии в аукционах и перечислили регистрационный и гарантийный взносы.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 4 декабря 2019 г. № 986 утвержден Порядок капитализации платежей в Фонд социального страхования Украины в случаях ликвидации страхователей.

Порядок определяет процедуру капитализации платежей в Фонд социального страхования Украины в случаях ликвидации (в том числе в связи с банкротством) страхователя для удовлетворения требований, возникших из его обязательств вследствие причинения вреда жизни и здоровью застрахованным лицам.

Согласно Порядку капитализация платежей производится по каждому застрахованному лицу с учетом задолженности за предыдущие годы и необходимых дальнейших платежей для обеспечения страховых выплат и расходов по общеобязательному государственному социальному страхованию от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности. При капитализации платежей учитывается заработная плата потерпевшего, процент утраты профессиональной трудоспособности, расходы на уход за потерпевшим, на реабилитацию, протезирование, приобретение транспортных средств, виды социальной помощи в соответствии с медицинским заключением, единовременное пособие в случае стойкой потери профессиональной трудоспособности или смерти потерпевшего, а также другие выплаты, предусмотренные законодательством.

Предусматривается, что в случае ликвидации страхователя суммы капитализированных платежей перечисляются рабочему органу исполнительной дирекции Фонда социального страхования Украины, в котором страхователь находится на учете.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 4 декабря 2019 г. № 1030 утверждены минимальные ставки вознаграждения авторам технологий и лицам, осуществляющим их трансфер.

В частности, установлено, что предприятие, научное учреждение, организация или учреждение высшего образования, которым автор технологии или ее составляющих передал имущественные права на технологию или ее составляющие, выплачивают автору вознаграждение в размере:

  • в случае заключения лицензионного договора на использование технологии, ее составляющих – не менее 20 процентов паушальных и периодических платежей (роялти), полученных по договору; 
  • в случае заключения договора о передаче исключительных имущественных прав интеллектуальной собственности на технологию, ее составляющие – не менее 20 процентов полученного дохода; 
  • в случае заключения договора о трансфере технологии, в котором содержатся элементы различных договоров (смешанный договор) – не менее 20 процентов предусмотренных в договоре лицензионных платежей за использование технологии или ее составляющих.

Лицам, осуществляющим трансфер технологий или их составляющих, выплачивается вознаграждение в размере не менее чем 2 процента дохода, полученного на основании договора о трансфере технологий.

Лицами, осуществляющими трансфер технологий или их составляющих, признаются работники предприятий, научных учреждений, организаций или учреждений высшего образования, на которых возложены функции по осуществлению трансфера технологий или их составляющих, а также субъекты хозяйствования, заключившие договор об информационно-консультационном сопровождении трансфера технологий или их составляющих.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 11 декабря 2019 г. № 1042 утвержден Порядок фиксации доведения информации или документов до сведения государственного служащего путем использования средств телекоммуникационной связи.

В соответствии с Порядком информация и документы направляются государственному служащему с использованием средств телекоммуникационной связи исключительно по адресу его электронной почты или по другим контактным данным, о которых он сообщил службе управления персоналом при поступлении или прохождении государственной службы и которые указаны в его личном деле.

Факт доведения информации или документов до сведения государственного служащего фиксируется протоколом, составляемым в одном экземпляре в произвольной форме работником государственного органа, определенным руководителем государственной службы, который хранится в службе управления персоналом.

13 декабря 2019 г. Верховной Радой Украины зарегистрирован проект Закона Украины № 2598 «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно децентрализации власти)», направленный на децентрализацию власти и обновление конституционного регулирования осуществления местного самоуправления и организацию административно-территориального устройства согласно  требованиям Европейской хартии местного самоуправления.

Законопроектом предполагается законодательное урегулирование вопросов административно-территориального устройства Украины, в частности порядка образования, ликвидации, установления и изменения границ, наименования и переименования общин, округов, областей, а также порядка образования, наименования и переименования и отнесения поселений (сел, поселков, городов) к соответствующей категории. Закрепляется положение о том, что изменение границ, наименование и переименование общин и поселений должно осуществляться с учетом мнения их жителей.

Предлагается определить, что право голоса на выборах главы общины, депутатов совета общины имеют жители соответствующей общины, постоянно проживающие на территории общины, достигшие на день проведения выборов восемнадцати лет и не признанные судом недееспособными. Также предусматривается сокращение срока полномочий главы общины, депутатов совета общины, окружного и областного советов, избранных на очередных выборах, который составит четыре года.

Для административного надзора за соблюдением Конституции и законов Украины органами местного самоуправления, координации деятельности территориальных органов центральных органов исполнительной власти и осуществления надзора за соблюдением ими Конституции и законов Украины предлагается ввести институт префектов, которые будут назначаться на должность и освобождаться от должности Президентом Украины по представлению Кабинета Министров Украины.


Республика Молдова


В соответствии с Законом о предоставлении единовременной финансовой помощи получателям пенсий и государственных социальных пособий от 5 декабря 2019 г. № 158 установлена единовременная финансовая помощь в размере 700 леев (составляет 85,8 белорусского рубля с учетом курса Национального банка Республики Беларусь, установленного на 30 декабря 2019 г.). Помощь предусмотрена для получателей:

  • назначенных до 1 января 2020 г. всех видов пенсий, месячный размер которых не превышает 2000 леев (составляет 245,08 белорусского рубля), проживающим в Республике Молдова; 
  • государственных социальных пособий, за исключением пособия по уходу, сопровождению и надзору, назначенных до 1 января 2020 г.

При этом размер единовременной финансовой помощи не включается в размер пенсии и государственных социальных пособий.

Законом Республики Молдова от 6 декабря 2019 г. № 164  внесены изменения в статью 14 Закона о бюджете государственного социального страхования на 2019 год № 300/2018.

Согласно документу тарифы на услуги по выдаче социальных выплат, оказываемые поставщиками платежных услуг, выбранными получателями на основе заявления, которые обеспечивают перечисление платежей, устанавливаются в размере 0,7 процента общей суммы, выдаваемой в текущем бюджетном году в качестве выплат, финансируемых за счет средств государственного бюджета и бюджета государственного социального страхования.

11 декабря 2019 г. постановлением Правительства Республики Молдова № 618 утвержден Регламент о процедуре исполнения денежных требований, основанных на нормах публичного права.

Исполнение денежных требований, основанных на нормах публичного права, инициируется при предъявлении ордера на исполнение.

Предъявление ордера на исполнение и связанных с ним документов (административный акт или административный договор, предупреждение должника, подтверждение получения предупреждения должником) осуществляется в электронной форме, подписанной электронной подписью, при выполнении следующих условий:

  • в наличии имеется индивидуальный административный акт, который обязывает должника выполнить денежное обязательство, или административный договор, обязывающий к выполнению денежного обязательства, подлежащего немедленному исполнению; 
  • срок исполнения обязательства истек; 
  • должник по истечении срока исполнения предупрежден о необходимости выполнения денежного обязательства в течение одной недели, а также есть подтверждение, что должник получил предупреждение.

В случае предъявления ордера на исполнение денежного обязательства должника юридического лица публичного права Государственная налоговая служба в течение 30 рабочих дней информирует Министра финансов или уполномоченное им лицо о необходимости исполнения денежного требования должника юридического лица публичного права, с представлением списка объектов имущества, с целью получения согласия, по каким объектам имущества может быть начато принудительное исполнение.

Условия для принудительного исполнения денежных требований на основании ордера на исполнение:

  • наличие права, подлежащего исполнению, согласно индивидуальному административному акту или административному договору; 
  • истечение срока добровольного исполнения денежного обязательства; 
  • отсутствие приостановления исполнения административного акта; 
  • предупреждение должника по истечении срока исполнения обязательства о необходимости исполнения денежного обязательства в течение одной недели, если нет обоснованных подозрений в том, что должник уклонится от исполнения.

Если после предъявления ордера на исполнение сумма общей или частичной задолженности была добровольно погашена должником или иным образом, установленным законом, или исполнение административного акта было приостановлено, орган публичной власти немедленно информирует об этом Государственную налоговую службу и отзывает ордер на исполнение или обновляет информацию о сумме денежного требования.

(с) Национальный центр правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!



Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Судьба субаренды в случае прекращения аренды / краткий комментарий к п. 1 ст. 589 ГК
Бондюк Павел Иванович, юрист

1. Рассматриваемый казус.

Поводом к написанию данной статьи послужило постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 31.01.2023 по делу № 153ЭИП22781, в котором Верховный Суд, среди прочего, рассматривал важные для практики вопросы, связанные с судьбой субаренды в случае прекращения аренды.

Читать подробнее
Календарь событий
10 апреля 2024 г.
Полящук Наталья Анатольевна
Семинар "Предупреждение и противодействие коррупции в организации"
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.