Сохранить в избранное

Организационно-административная схема организации

ШТЕЙНЕР Алексей Иванович,
юрист, специалист по трудовому законодательству

Вопрос: Каким нормативным документом пользоваться или руководствоваться при составлении организационно-административной схемы (ранее она называлась организационная структура предприятия)?

Ответ читайте в материале.

Ответ: Структуры и штатная численность (структуры), организационно-административные схемы организаций, сети подчиненных (входящих в состав, систему) органов, организаций, являются документами организационной основы управления с установленными сроками хранения (п. 26 перечня типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, утвержденного постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140).

Единого нормативного правого акта, регулирующего составление организационно-административной схемы, нет. Структура и штат сотрудников устанавливаются нанимателем самостоятельно (по согласованию с вышестоящей организацией) исходя из формы собственности и вида деятельности.

Состав структурных подразделений или норм управляемости организации определяет и утверждает руководитель организации.

При разработке организационно-административной схемы организации (в том числе коммерческой, негосударственной формы собственности) необходимо руководствоваться Рекомендациями по разработке примерных структур и штатных нормативов численности работников аппарата управления коммерческих организаций государственной формы собственности и организаций с долей собственности государства в их уставных фондах более 50 процентов, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 09.03.2004 № 25.

Нормы управляемости при создании структурных подразделений, если иное не установлено законодательством, приводятся в Общих положениях Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (далее – Общие положения ЕКСД).

Согласно п. 10 Общих положений ЕКСД наниматели могут устанавливать следующие нормы управляемости:

  • управление (служба) – при наличии в его штате не менее семи штатных единиц, включая должность руководителя;
  • отдел – при наличии в его штате не менее четырех штатных единиц, включая должность руководителя;
  • сектор (бюро, группа) – при наличии в его штате не менее трех штатных единиц, включая должность руководителя.

В зависимости от вида деятельности организации могут образовываться и другие структурные подразделения, например цех, участок и др.

Расчет количества сотрудников структурного подразделения производится нанимателем самостоятельно, при этом необходимо руководствоваться межотраслевыми нормативами численности работников:

  • Межотраслевыми нормативами численности работников кадровых служб коммерческих организаций, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.12.2005 № 187;
  • Межотраслевыми нормативами численности работников, занятых бухгалтерским учетом и финансовым обеспечением деятельности коммерческих организаций, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10.12.2013 № 118;
  • Рекомендациями по межотраслевым нормативам численности работников, занятых организацией труда и заработной платой в коммерческих организациях, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 03.03.2021 № 19.

При определении численности сотрудников службы охраны труда необходимо руководствоваться Законом Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон об охране труда).

Согласно ч. 5 ст. 20 Закона об охране труда должности специалистов по охране труда в организациях сферы производства вводятся при численности работников свыше 100 человек, в организациях сферы услуг – свыше 200 человек.

При меньшей численности работников наниматель может вводить должность специалиста по охране труда или возлагать соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо, имеющее необходимую подготовку. В случае невозможности исполнения обязанностей специалиста по охране труда работниками организации наниматель может привлекать юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда в соответствии со статьей 23 Закона об охране труда (ч. 6 ст. 20 Закона об охране труда).

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 1 июля 2021 г.



Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Новые правила выдачи кредитов
Сафаревич Денис Захарович, юрист

С 22.07.2023 вступили в силу изменения Банковского кодекса Республики Беларусь (далее – БК), принятые Законом Республики Беларусь от 12.07.2023 № 282-З «Об изменении законов по вопросам банковской деятельности», устанавливающие новые правила в сфере выдачи кредитов.

Читать подробнее
Календарь событий
26 апреля 2024 г.
Полящук Наталья Анатольевна
Вебинар "Предупреждение и противодействие коррупции в организации"
Подробнее
24 апреля 2024 г.
Амельченя Юлия Александровна, Бакиновская Ольга Александровна
Вебинар "Особенности организации и проведения закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств"
Подробнее
17 апреля 2024 г.
Филипчик Римма Ивановна
Вебинар "Актуальные вопросы трудового законодательства. Новации Трудового кодекса Республики Беларусь"
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.