Сохранить в избранное

Корпоративный секретарь акционерного общества – не специалист, а руководитель

Горбач А.К.

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.11.2019 № 57 (далее – Постановление № 57) внесены изменения в выпуск 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих для всех видов деятельности», утвержденный постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 № 159 (далее – ЕКСД). Раздел I. указанного документа «Руководители» дополнен квалификационной характеристикой должности «Корпоративный секретарь акционерного общества».

Напомним, что впервые должность с таким названием была включена в раздел II «Специалисты» выпуска 1 ЕКСД постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 04.05.2019 № 20 (далее – Постановление № 20). Теперь же Постановлением № 57 из раздела II указанная должность исключена. В свою очередь, в отношении новой должности с аналогичным названием устанавливается, что она относится к категории руководителей. Соответственно, определены несколько иные должностные обязанности и квалификационные требования по данной должности.


Должностные обязанности и квалификационные требования


Устанавливается, что корпоративный секретарь акционерного общества согласно своим должностным обязанностям:

– осуществляет координацию взаимодействия между органами управления акционерного общества и комитетами при совете директоров (наблюдательном совете);

– обеспечивает организацию подготовки и проведения общих собраний акционеров, заседаний совета директоров (наблюдательного совета), согласование соответствующих материалов;

– организует разработку планов работы и повесток дня общего собрания акционеров и заседаний совета директоров (наблюдательного совета), ознакомление вновь избранных членов совета директоров (наблюдательного совета) с деятельностью общества, оповещение членов совета директоров (наблюдательного совета) и приглашенных на заседание совета директоров (наблюдательного совета) лиц о предстоящих заседаниях, направление им материалов по вопросам, включаемым в повестку дня;

– участвует в работе общего собрания акционеров и заседаниях совета директоров (наблюдательного совета);

– организует работу по подготовке решений общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета);

– обеспечивает подготовку протоколов общего собрания акционеров, заседаний совета директоров (наблюдательного совета) и выписок из них, других документов, связанных с подготовкой и проведением общего собрания акционеров, заседаний совета директоров (наблюдательного совета), их оформление, рассылку и хранение;

– контролирует работу счетной комиссии;

– организует подготовку проекта отчета о результатах голосования;

– получает от счетной комиссии протоколы об итогах голосования, бюллетени для голосования, доверенности;

– контролирует исполнение решений, принятых общим собранием акционеров и советом директоров (наблюдательным советом), подготавливает информацию об их исполнении;

– оказывает правовое, организационное и техническое содействие членам совета директоров (наблюдательного совета) при осуществлении ими своих функций;

– обеспечивает организацию контроля за соблюдением работниками акционерного общества требований законодательства, устава акционерного общества, а также других документов, гарантирующих реализацию прав и законных интересов акционеров;

– организует рассмотрение акционерным обществом обращений акционеров;

– осуществляет контроль за соблюдением процедуры раскрытия информации об акционерном обществе, установленной законодательством, уставом акционерного общества;

– осуществляет взаимодействие с профессиональными участниками рынка ценных бумаг и государственными органами по вопросам, касающимся регулирования корпоративных правоотношений и рынка ценных бумаг;

– способствует обеспечению высокого уровня деловой активности, соблюдению этики в отношениях между акционерами, членами органов управления акционерного общества, морально-этических стандартов корпоративного поведения.

Постановлением № 57 определено, что корпоративный секретарь акционерного общества должен знать:

– НПА, ТНПА и ЛПА по вопросам деятельности хозяйственных обществ, в том числе определяющие права акционеров и регламентирующие деятельность органов хозобщества;

– порядок эмиссии и обращения ценных бумаг;

– устав и другие документы, регулирующие корпоративные отношения в хозяйственном обществе;

– функции совета директоров (наблюдательного совета);

– порядок подготовки и проведения общих собраний акционеров и заседаний совета директоров (наблюдательного совета), а также реализации процедур корпоративного управления;

– правила раскрытия информации об акционерном обществе, порядок работы профессиональных участников рынка ценных бумаг;

– законодательство о труде;

– антимонопольное и налоговое законодательство;

– судебную практику;

– основы международного корпоративного законодательства;

– НПА по вопросам технической защиты информации;

– организацию и порядок ведения переговоров;

– этические нормы и правила;

– требования по охране труда;

– нормы и правила пожарной безопасности.

Кроме того, по отношению к корпоративному секретарю акционерного общества, возведенного в статус руководителя, изменились и квалификационные требования – теперь на указанную должность может назначаться лицо, имеющее высшее образование, соответствующее юридической или экономической деятельности, и стаж работы по соответствующему направлению деятельности не менее 5 лет, в том числе в должностях руководителей.


Если такой секретарь уже был…


Возникает вопрос о том, как оформить соответствующие изменения, если в акционерном обществе уже имеется специалист на должности «корпоративный секретарь акционерного общества», введенной в свое время в выпуск 1 ЕКСД Постановлением № 20.

Согласно ч. 4 ст. 19 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) в случае изменения законодательства о труде условия трудового договора должны быть приведены в соответствие с законодательством о труде. Как известно, в этом случае не применяется ст. 32 ТК об изменении существенных условий труда, которые инициируются нанимателем.

Однако, полагаем, что с корпоративным секретарем будет не тот случай – ведь здесь фактически упраздняется одна должность и вводится другая, новая, с другими должностными обязанностями и квалификационными требованиями. И если наниматель готов секретаря – специалиста сделать секретарем – руководителем, то будет иметь место перевод. Согласно ч. 1 ст. 30 ТК переводом признается поручение нанимателем работнику работы по другой профессии, специальности, квалификации, должности (за исключением изменения в соответствии с законодательством наименования профессии, должности) по сравнению с обусловленными в трудовом договоре, а также поручение работы у другого нанимателя либо в другой местности (за исключением служебной командировки).1 Опять же, в данном случае мы имеем место никак не с переименованием должности, а с введением новой должности. Соответственно, работнику следует предложить перевестись на эту новую должность, фактически это будет означать повышение по службе.

______________________________

1 Со вступлением 28 января 2020 г. в силу Закона Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З «Об изменении законов», которым вносятся изменения, в том числе в ч. 1 ст. 30 ТК, суть перевода не меняется. – Здесь и далее примеч. авт.

При этом также стоит отметить, что не будет иметь существенного значения несоответствие работника квалификационным требованиям, предъявляемым к новой должности. Согласно п. 12 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1, на должности служащих в порядке исключения наниматель может назначить (принять на работу) лиц, образование и (или) стаж работы которых не соответствует требованиям, предусмотренным квалификационными характеристиками соответствующей должности, если иное не установлено законодательством. При этом может учитываться: уровень и профиль (направление) образования работника, его специальность и квалификация; наличие степени магистра по соответствующей специальности (квалификации); специальные знания и деловые качества; опыт работы по соответствующему направлению деятельности; инициативное и творческое отношение к работе и другие факторы.

Если же наниматель не намерен переводить имеющегося в штате секретаря – специалиста на должность секретаря – руководителя или же если работник откажется от такого повышения, а также от перевода на другую подходящую ему работу, последует увольнение данного работника в связи с исключением его должности из штатного расписания, то есть последует увольнение работника по инициативе нанимателя в связи с сокращением (п. 1 ст. 42 ТК).

При этом должны быть соблюдены требования норм ст.ст. 43 и 48 ТК. Напомним, что согласно требованиям ст. 43 ТК наниматель обязан не менее чем за два месяца до увольнения письменно предупредить об этом работника или с согласия последнего заменить этот срок предупреждения выплатой компенсации в размере двухмесячного среднего заработка. Если работник не согласится на компенсацию, то придется еще 2 месяца держать в штатном расписании его должность (в данном случае важнее не нарушить гарантии, предоставленные работнику законодательством на случай сокращения).

В свою очередь, в соответствии ч. 4 ст. 48 ТК при прекращении трудового договора в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя выплачивается выходное пособие в размере не менее трехкратного среднемесячного заработка.2

______________________________

2 С 28 января 2020 г. данное требование содержится в ч. 3 ст. 48 ТК.

Постановление № 57 вступило в силу 17 января 2020 г.


Горбач А.К., юрист

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 20 января 2020 г.



Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Рецепты врача: изменения в оформлении и выдаче с 16.11.2023
Провайзин Е.В., юрист

С 16.11.2023 вступили в силу изменения в порядок выписывания рецепта врача и создания электронных рецептов врача (далее – рецепт и электронный рецепт соответственно). Изменения затрагивают медицинских работников, имеющих право выписывать рецепт и создавать электронный рецепт; форму согласия пациента на создание электронного рецепта; информацию о выписываемых лекарственных препаратах, наркотических средствах и психотропных веществах (далее – лекарственные препараты, ПАВ); информацию в составе штампа организации здравоохранения; сокращенное написание наименований лекарственных препаратов, ПАВ; указание нескольких лекарственных препаратов на бланке рецепта для выписки лекарственных препаратов, реализуемых в аптеке за полную стоимость; выписывание рецептов по просьбе пациентов, их родственников; срок действия рецепта на наркотические средства; периодичность реализации лекарственного препарата в аптеке по электронному рецепту; бланки рецептов и др.

Читать подробнее
Календарь событий
26 апреля 2024 г.
Полящук Наталья Анатольевна
Вебинар "Предупреждение и противодействие коррупции в организации"
Подробнее
24 апреля 2024 г.
Амельченя Юлия Александровна, Бакиновская Ольга Александровна
Вебинар "Особенности организации и проведения закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств"
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.