21Янв 2022

О тарифных квотах на ввоз свинины и мяса птицы в 2022 году (комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 04.12.2021 № 690)

ЯХНОВИЧ Олег Игоревич,

главный инспектор Государственного таможенного комитета Республики Беларусь

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 5 апреля 2016 г. № 124 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (далее – Указ о внешнеторговой деятельности) и Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17 августа 2021 г. № 102 «Об установлении на 2022 год тарифных квот в отношении отдельных видов сельскохозяйственных товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, а также объемов тарифных квот в отношении этих товаров, ввозимых на территории государств – членов Евразийского экономического союза» (далее – Решение КЕЭК № 102), принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.12.2021 № 690 (далее – Постановление № 690).

Продолжение в нашем материале.

Стоит напомнить, что согласно п. 1 ст. 6 Таможенного кодекса, утвержденного Договором о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г. (далее – ТМК ЕАЭС), при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств – членов ЕАЭС в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено ТМК ЕАЭС, в соответствии с Договором о ЕАЭС или международными договорами в рамках ЕАЭС, а в отношении применения законодательных актов государств – членов ЕАЭС в сфере налогообложения – также законодательством государств – членов ЕАЭС.

Статья 2 ТМК ЕАЭС определяет меры таможенно-тарифного регулирования как меры, применяемые в соответствии с Договором о ЕАЭС в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС товаров и включающие в себя применение ставок ввозных таможенных пошлин, тарифных квот, тарифных преференций, тарифных льгот.

Согласно ст. 44 Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 года (далее – Договор о ЕАЭС) в отношении отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран и ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, допускается установление тарифных квот, если аналогичные товары производятся (добываются, выращиваются) на таможенной территории ЕАЭС. К соответствующим товарам, ввозимым на таможенную территорию ЕАЭС в пределах установленного объема тарифной квоты, применяются соответствующие ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа ЕАЭС.

Согласно п. 2 Протокола о едином таможенно-тарифном регулировании (приложение № 6 к Договору о ЕАЭС) (далее – Протокол о ЕТТ) под тарифной квотой понимается мера регулирования ввоза на таможенную территорию ЕАЭС отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, предусматривающая применение дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа ЕАЭС в отношении товаров, ввозимых в пределах установленного количества (в натуральном или стоимостном выражении) в течение определенного периода и сверх такого количества.

В соответствии с п. 5 Протокола о ЕТТ объем тарифной квоты в отношении отдельного вида сельскохозяйственных товаров, происходящего из третьих стран и ввозимого на таможенную территорию ЕАЭС, устанавливается Евразийской экономической комиссией и не может превышать разницу между объемом потребления такого товара на таможенной территории ЕАЭС и объемом производства аналогичного товара на таможенной территории ЕАЭС. При этом если для одного государства-члена объем производства аналогичного товара равен объему потребления такого товара или превышает его, то такая разница может не приниматься во внимание при расчете объема тарифной квоты для таможенной территории ЕАЭС.

Собственно, в рамках данных положений и принято упомянутое выше Решение КЕЭК № 102, установившее на 2022 год в том числе и для Республики Беларусь объемы тарифных квот в отношении отдельных видов сельскохозяйственных товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС. В частности, в отношении Республики Беларусь установлены тарифные квоты в отношении следующих товаров (свинина и мясо птицы):

  • свинина свежая, охлажденная или замороженная (из товарной позиции 0203 ТН ВЭД ЕАЭС);

Согласно пояснениям к ТН ВЭД ЕАЭС относительно товарной позиции 0203 ТН ВЭД ЕАЭС стоит отметить следующее. В данную товарную позицию ТН ВЭД ЕАЭС включается свежее, охлажденное или замороженное мясо свиней, домашних или диких (например, кабанов). В данную товарную позицию включаются свиные стрики, аналогичное мясо с большой долей жира и жир с прилегающими слоями мяса;

  • обваленное мясо кур домашних свежее или охлажденное, замороженное (из товарной позиции 0207 ТН ВЭД ЕАЭС);
  • обваленное мясо индеек свежее, охлажденное или замороженное (из товарной позиции 0207 ТН ВЭД ЕАЭС);

Согласно пояснениям к ТН ВЭД ЕАЭС относительно товарной позиции 0207 ТН ВЭД ЕАЭС стоит отметить следующее. В данную товарную позицию ТН ВЭД ЕАЭС включаются только свежие, охлажденные или замороженные мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, которая в живом виде включается в товарную позицию 0105 ТН ВЭД ЕАЭС.

Среди пищевых субпродуктов домашней птицы наибольшее значение в международной торговле имеет печень кур, гусей или уток. Это относится и к «жирной печени» гусей или уток, которую можно отличить от прочей печени по ее значительно большему размеру, большей массе, плотности и более высокому содержанию жира; ее цвет меняется от беловато-бежевого до светло-каштанового, тогда как прочая печень, как правило, темно- или светло-красноватого цвета.

Собственно, Постановлением № 690 поручается Министерству сельского хозяйства и продовольствия определить на 2022 год по областям объемы тарифных квот на ввоз на территорию Республики Беларусь указанных выше товаров на основании анализа показателей производства продукции собственного производства зарегистрированных по месту нахождения на территории областей и г. Минска юридических лиц и зарегистрированных по месту жительства индивидуальных предпринимателей (далее – зарегистрированные юридические лица и индивидуальные предприниматели) с учетом их производственных мощностей и сырьевых ресурсов пропорционально удельному весу областей в производстве продукции собственного производства посредством издания локального правового акта и до 15 декабря 2021 г. довести их до сведения облисполкомов.

Затем облисполкомы до 27 декабря 2021 г. представляют в Министерство сельского хозяйства и продовольствия предложения о распределении между указанными выше лицами объемов тарифных квот на ввоз на территорию Республики Беларусь свинины и мяса птицы, а также сведения о таких лицах с указанием учетных номеров плательщиков.

В свою очередь, Министерство сельского хозяйства и продовольствия на основании указанной информации издает до 5 января 2022 г. локальный правовой акт, посредством издания которого распределяются 100 процентов объемов тарифных квот на ввоз на территорию Республики Беларусь свинины и мяса птицы между соответствующими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. В случае же неиспользования такими лицами объемов тарифных квот (частей объемов тарифных квот) эти объемы перераспределяются Министерством сельского хозяйства и продовольствия на основании предложений облисполкомов, сформированных по заявлениям зарегистрированных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в порядке, предусмотренном п. 2 Постановлением № 690.

Здесь стоит напомнить, что в настоящее время действует приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 05.01.2021 № 2 (ред. от 02.08.2021) «О распределении объемов тарифных квот на ввоз на территорию Республики Беларусь свинины и мяса птицы в 2021 году», распределивший 100 процентов объемов тарифных квот на ввоз на территорию Республики Беларусь свинины и мяса птицы среди зарегистрированных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Кроме этого, Министерство сельского хозяйства и продовольствия направляет в электронном виде в Министерство антимонопольного регулирования и торговли и Государственный таможенный комитет информацию о распределении (перераспределении) соответствующих объемов тарифных квот между зарегистрированными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с указанием сведений о них, учетных номеров плательщиков, кодов и наименований товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

В свою очередь, Министерство антимонопольного регулирования и торговли осуществляет, в частности, выдачу лицензий установленным лицам на ввоз свинины и мяса птицы, а Государственный таможенный комитет обеспечивает в установленном порядке выпуск свинины и мяса птицы, ввозимых в 2022 году на территорию Республики Беларусь в пределах объемов тарифных квот на ввоз на территорию Республики Беларусь свинины и мяса птицы, в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления на основании упомянутых лицензий.

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 8 декабря 2021 г.


Пожалуйста, поверните свое устройство в горизонтальное положение.
Заказать
звонок