Рачинская Виталия Игоревна, юрисконсульт, магистр управления и права
В соответствии с пунктом 11 Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее – Декрет № 5) наниматель вправе, а при приеме на работу работника в государственные органы, иные организации, а также организации, более 50 процентов акций (долей в уставном фонде) которых находится в государственной собственности, если иное не установлено законодательными актами, обязан запрашивать помимо иных сведений:
Следует сделать акцент на том, что, согласно нормам Декрета № 5, данная обязанность касается нанимателя именно с предыдущего, а не настоящего места работы.
Если обратиться к толковому словарю Ожегова: «предыдущий – это находившийся непосредственно перед настоящим, предшествующий». То есть перед тем нанимателем, с которым у работника в настоящий момент заключены трудовые правоотношения.
Более того, согласно абзацу девятому части первой статьи 1 Закона Республики Беларусь от 7 мая 2021 года № 99-З «О защите персональных данных» (далее – Закон о защите персональных данных), информация, запрашиваемая в форме характеристики, является персональными данными, так как относится к идентифицированному физическому лицу. В соответствии с пунктом 3 статьи 4 того же Закона, обработка персональных данных, к которой относится в частности и предоставление персональных данных, осуществляется с согласия субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите персональных данных и иными законодательными актами.
Такой исключительный случай установлен Декретом № 5, положения которого обязывают нанимателя предоставить соответствующие данные посредством заполнения формы характеристики. Но исключительный он только для нанимателя с предыдущего места работы.
Еще один исключительный случай содержится в самом Законе о защите персональных данных. Положения абзаца восьмого части первой статьи 6 упомянутого Закона разрешают обработку персональных данных без согласия субъекта при оформлении трудовых (служебных) отношений, а также в процессе трудовой (служебной) деятельности субъекта персональных данных в случаях, предусмотренных законодательством.
Основываясь на вышеприведенном, по мнению автора, наниматель с настоящего места работы не вправе предоставлять запрашиваемую информацию. Более того, за нарушение Закона о защите персональных данных виновные лица несут ответственность, предусмотренную законодательными актами.
Таким образом, принимая во внимание и тот факт, что работник, не прекращая трудовые отношения с настоящим нанимателем, может устраиваться к другому нанимателю на условиях внешнего совместительства, потенциальный наниматель, по мнению автора, должен запрашивать характеристику у последнего нанимателя, с которым у работника прекращены трудовые правоотношения.
Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 24 января 2023 г.
Законом Республики Беларусь от 13 ноября 2023 г. № 312-З «Об изменении кодексов» (далее – Закон № 312-З) были внесены изменения в Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК Республики Беларусь), корректирующие (в числе прочих) нормы, касающиеся договоров простого товарищества (о совместной деятельности).