Сохранить в избранное

Условия для включения и исключения юрлица в реестр владельцев свободных складов

Яхнович Олег Игоревич, главный инспектор Государственного таможенного комитета Республики Беларусь

Вопрос:

Может ли реорганизация юридического лица, включенного в реестр владельцев свободных складов, являться основанием для его исключения из соответствующего реестра?

Ответ:

Да, реорганизация юридического лица, включенного в реестр владельцев свободных складов, может выступать в качестве основания для его исключения из соответствующего реестра за исключением случаев, установленных таможенным законодательством.

В первую очередь стоит отметить, что, согласно ст. 420 Таможенного кодекса ЕАЭС (далее – ТМК ЕАЭС), определяется, что владелец свободного склада осуществляет размещение и использование на свободном складе товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, в соответствии с ТМК ЕАЭС. По сути, данным положением дается определение понятию «владелец свободного склада», закрепляя за соответствующим лицом полномочия по размещению и использованию в специально отведенном месте (на свободном складе) товаров, которые, в соответствии с положениями ТМК ЕАЭС, помещены под таможенную процедуру свободного склада.

Отношения владельца свободного склада с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе. При этом следует отметить, что данное положение корреспондирует положению, содержащемуся в п. 5 ст. 64 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Закон о таможенном регулировании).

В настоящее время в Республике Беларусь общие положения, касающиеся вопросов регулирования отношений между лицами на основе договоров, представлены, в частности, в Гражданском кодексе Республики Беларусь от 07.12.1998 № 218-З (далее – ГК). К примеру, согласно ч. 1 ст. 776 ГК, по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности. При этом в договоре хранения, в котором хранителем является коммерческая организация, осуществляющая хранение в качестве одной из целей своей профессиональной деятельности (профессиональный хранитель), может быть предусмотрена обязанность хранителя принять на хранение вещь от поклажедателя в предусмотренный договором срок (ч. 2 ст. 776 ГК).

В ст. 422 ТМК ЕАЭС содержатся общие положения относительно условий включения в реестр владельцев свободных складов. Лишь соблюдение этих условий позволяет заинтересованным юридическим лицам осуществлять деятельность в качестве владельцев свободных складов.

В частности, в рассматриваемой статье выделяются следующие условия для включения юридического лица, претендующего на осуществление деятельности в качестве владельца свободного склада, в реестр владельцев свободных складов.

Нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде сооружений, помещений (частей помещений) и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве свободного склада и отвечающих требованиям, установленным в соответствии с п. 4 ст. 421 ТМК ЕАЭС. Если сооружения, помещения (части помещений) и (или) открытые площадки находятся в аренде, на день подачи заявления о включении в реестр владельцев свободных складов договор аренды в отношении таких сооружений, помещений (частей помещений) и (или) открытых площадок должен быть заключен на срок не менее 3 лет, если иное не установлено законодательством государств – членов ЕАЭС.

Здесь стоит отметить, что в целом аналогичное по содержанию условие содержится в п. 9 главы 2 Положения о свободных складах (утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 09.02.2012 № 55). Вместе с тем данное условие в Положении о свободных складах дополняется абзацем:

Общая площадь находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде сооружений, помещений (частей помещений) и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве свободного склада, должна быть не менее одной тысячи квадратных метров, если такие сооружения, помещения (части помещений) и (или) открытые площадки предназначены для размещения и осуществления на их территории торговли либо совершения иных сделок по передаче прав владения, пользования и (или) распоряжения со следующими иностранными товарами:

  • транспортные средства товарных позиций 8702 – 8704, 8711 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС;
  • кузова и двигатели к транспортным средствам товарных позиций 8702 – 8704, 8711 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС;
  • прицепы товарной позиции 8716 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС.

Данный абзац, таким образом, содержит требование к общей площади соответствующих зданий и сооружений, используемых в качестве свободных складов.

Отсутствие на день обращения в таможенный орган не исполненной в установленный срок обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов.

Здесь необходимо пояснить, что соответствующему юридическому лицу предоставлять в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь (далее – ГТК Республики Беларусь) дополнительную документированную информацию в данном случае не требуется.

Наличие системы учета товаров, позволяющей сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении таможенных операций, со сведениями о проведении хозяйственных операций, в соответствии с требованиями, устанавливаемыми законодательством государств – членов ЕАЭС.

Обращаясь к Положению о свободных складах, следует отметить, что, на основании п. 9 данного акта, имеется условие, которое корреспондирует указанному выше и некоторым образом его расширяет:

  • наличие отвечающих требованиям, установленным законодательством Республики Беларусь, систем учета товаров, позволяющих сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении таможенных операций, со сведениями о проведении хозяйственных операций, в том числе информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения, используемых для представления отчетности о совершенных таможенных операциях.

Согласно п. 1 ст. 18 ТМК ЕАЭС, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела (в том числе и владельцы свободных складов), обязаны представлять таможенным органам отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях.

Стоит отметить, что положения ст. 72 Закона о таможенном регулировании касаются информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения, используемых таможенными органами Республики Беларусь в процессе реализации возложенных на них задач и функций. Так, согласно п. 1 рассматриваемой статьи, информационные системы и информационные технологии используются таможенными органами в целях обеспечения выполнения возложенных на них функций, в том числе обмена информацией с государственными органами, оказания государственных услуг населению, участникам внешнеэкономической деятельности по предоставлению информации в электронном виде.

В данном случае использование соответствующих информационных систем и информационных технологий связывается с осуществлением таможенными органами Республики Беларусь своей компетенции (в первую очередь в рамках исполнения так называемых «информационных» функций – обмен и предоставление информации в электронном виде заинтересованным субъектам правоотношений в сфере таможенного регулирования).

В соответствии с п. 2 ст. 72 Закона о таможенном регулировании установлено, что информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, используемые иными лицами (в том числе и владельцами свободных складов) для представления таможенным органам электронным способом документов и сведений, предусмотренных Законом о таможенном регулировании, должны отвечать требованиям, установленным таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством Республики Беларусь.

Также следует помнить, что информация, содержащаяся в реестре владельцев свободных складов, доступна для всех заинтересованных лиц на официальном Интернет-портале таможенных органов Республики Беларусь.

Соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые устанавливаются законодательством государств – членов ЕАЭС.

Данное условие подразумевает возможность существования в национальных таможенных законодательствах государств – членов ЕАЭС дополнительных условий для включения заинтересованных юридических лиц в реестр владельцев свободных складов и отражает в этой связи специфику таких законодательств.

В Республике Беларусь, в частности, наличествуют еще несколько условий.

Осуществление заинтересованным лицом внешнеторговой деятельности в течение не менее трех лет, в том числе с учетом реорганизации, на день обращения в ГТК Республики Беларусь с заявлением о включении в реестр.

В указанном случае условием предусматривается, что юридическое лицо, заинтересованное в осуществлении деятельности в качестве владельца свободного склада, должно в обязательном порядке иметь трехлетний опыт операций в сфере внешнеторговой деятельности, ограничивая в этой связи субъектный состав заявителей, претендующих на включение в реестр владельцев свободных складов.

Наличие у заинтересованного лица на день обращения с заявлением в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении основных средств (фондов) остаточной стоимостью не менее ста тысяч базовых величин.

Здесь стоит отметить, что в соответствии с п. 2 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств (утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений и отдельных структурных элементов постановлений Министерства финансов Республики Беларусь по вопросам бухгалтерского учета») остаточной стоимостью является разница между первоначальной (переоцененной) стоимостью основных средств и накопленными по нему за весь период эксплуатации суммами амортизации и обесценения.

Также необходимо пояснить, что на сегодняшний день размер базовой величины установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2021 № 792 «Об установлении размера базовой величины» и составляет 32 белорусских рубля. Соответственно остаточная стоимость основных средств должна составлять не менее трех миллионов двухсот тысяч белорусских рублей (то есть не менее ста тысяч базовых величин).

Отсутствие в течение одного года до дня регистрации таможенным органом заявления фактов привлечения заинтересованного лица к административной ответственности за административные таможенные правонарушения, повлекшие конфискацию товаров, и (или) взыскание их стоимости, и (или) наложение административных штрафов на общую сумму не менее двухсот пятидесяти базовых величин.

Здесь необходимо пояснить, что соответствующему юридическому лицу предоставлять в ГТК Республики Беларусь дополнительную документированную информацию в данном случае не требуется.

В ст. 423 ТМК ЕАЭС содержатся общие положения относительно оснований для исключения из реестра владельцев свободных складов.

В частности, исходя из содержания п. 1 рассматриваемой статьи, такими основаниями являются:

  • неисполнение владельцем свободного склада обязанностей, предусмотренных абзацами вторым–девятым ст. 424 ТМК ЕАЭС;
  • заявление владельца свободного склада об исключении его из реестра владельцев свободных складов;
  • ликвидация юридического лица, включенного в реестр владельцев свободных складов;
  • реорганизация юридического лица, включенного в реестр владельцев свободных складов, за исключением случаев, устанавливаемых законодательством государств – членов ЕАЭС.

Далее, в соответствии с п. 2 ст. 423 ТМК ЕАЭС, законодательством государств – членов ЕАЭС (в том числе и Республики Беларусь) могут устанавливаться иные основания для исключения владельца свободного склада из реестра владельцев свободных складов.

В Республике Беларусь для исключения юридического лица из реестра владельцев свободных складов следует дополнительно руководствоваться п. 22 главы 3 Положения о свободных складах.

В свою очередь, решение об исключении владельца свободного склада из реестра принимается ГТК Республики Беларусь не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем поступления в ГТК Республики Беларусь информации о принятии Президентом Республики Беларусь решения о согласии на исключение этого владельца свободного склада из реестра (на основании п. 23 Положения о свободных складах).

В ст. 424 ТМК ЕАЭС содержатся общие положения относительно субъективных обязанностей владельцев свободных складов в сфере таможенного дела.

Так, в комментируемой статье приводятся следующие обязанности владельцев свободных складов:

  • соблюдать условия включения в реестр владельцев свободных складов, установленные абзацами вторым и четвертым ст. 422 ТМК ЕАЭС, а также законодательством государств – членов ЕАЭС в соответствии с абзацем пятым ст. 422 ТМК ЕАЭС;
  • обеспечивать соответствие свободного склада требованиям, установленным согласно п. 4 ст. 421 ТМК ЕАЭС, в период функционирования свободного склада;
  • соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой свободного склада;
  • обеспечивать возможность проведения таможенного контроля;
  • вести учет товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, и представлять таможенным органам, в том числе с использованием информационных технологий, отчетность о таких товарах и совершенных с ними операциях, а также о товарах, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, в соответствии с законодательством государств – членов ЕАЭС;
  • не допускать на свободный склад посторонних лиц, не являющихся работниками свободного склада или не обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся на свободном складе, без разрешения таможенных органов;
  • выполнять требования таможенных органов в отношении доступа должностных лиц таможенных органов к товарам, находящимся на свободном складе;
  • исполнять обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии со ст. 216 ТМК ЕАЭС, не позднее последнего дня срока, указанного в уведомлении, направленном таможенным органом в соответствии с п. 3 ст. 55 и п. 3 ст. 73 ТМК ЕАЭС;
  • информировать таможенный орган, включивший его в реестр владельцев свободных складов, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр владельцев свободных складов, и представлять документы, подтверждающие такие изменения, в течение пяти рабочих дней со дня изменения таких сведений или со дня, когда ему стало известно об их изменении;
  • соблюдать иные обязанности, установленные ТМК ЕАЭС и (или) устанавливаемые законодательством государств – членов ЕАЭС о таможенном регулировании.

Относительно последней обязанности владельцев свободных складов необходимо напомнить, что в Республике Беларусь, согласно п. 42 главы 5 Положения о свободных складах, предусмотрен еще ряд обязанностей для соответствующих юридических лиц.

В связи с изложенным, представляется очевидным тот факт, что круг субъективных обязанностей владельцев свободных складов еще более объемен, в сравнении, к примеру, с владельцами таможенных складов, что предполагает необходимость наличия у юридического лица, осуществляющего деятельность в качестве владельца свободного склада, сотрудников с определенным уровнем компетентности для выполнения возложенных задач. Вместе с этим несоблюдение таких обязанностей сопряжено с денежными и моральными (в плане делового имиджа и репутации) потерями для того или иного владельца свободного склада, что также способствует гарантии выполнения их последним.

В заключение следует напомнить, что знание субъектами внешнеэкономической деятельности положений законов и иных нормативных правовых актов в части проведения таможенными органами таможенного контроля позволит им осуществлять свою деятельность правомерно, а также поспособствует их позиционированию в качестве полноправных участников таможенных правоотношений.

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 15 марта 2022 г.


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Торги как способ заключения договора: новое в гражданском законодательстве
Демиденко А.Г., заместитель начальника отдела гражданского, хозяйственного и экологического законодательства управления законодательства о гражданских финансово-экономических и экологических отношениях Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь

В действующем законодательстве отсутствует определение торгов, а указывается лишь их функция – способ заключения договора. Статьи 417–419 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) регламентируют вопросы заключения договора на торгах, их организации и порядка проведения, последствия нарушения правил проведения торгов. Указанные нормы подверглись корректировке в связи с принятием Закона Республики Беларусь от 13 ноября 2023 г. № 312-З «Об изменении кодексов» (далее – Закон). Полагаем возможным остановиться на следующих из них.

Читать подробнее
Календарь событий
28 мая 2024 г.
Нагорнова Светлана Александровна
Вебинар "Актуальные вопросы арендных отношений и безвозмездного пользования государственным имуществом"
Подробнее
30 мая 2024 г.
Пещенко Елена Александровна
Вебинар "Порядок исчисления среднего заработка с учетом изменений законодательства. Возмещение командировочных расходов"
Подробнее
22 мая 2024 г.
Столина Татьяна Владимировна, Шевченко Татьяна Анатольевна
Вебинар "Актуальные вопросы ведения делопроизводства в организации"
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.