Сохранить в избранное

Соглашение об отступном: погашение долга имуществом банкрота-должника

Бондюк Павел Иванович, юрист

Вопрос:

Управляющий в ликвидационном производстве предлагает принять в счет погашения долга имущество банкрота-должника. Распространяется ли в данном случае запрет на товарообменные операции, установленный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.10.2022 № 713?

Ответ:

В соответствии с п. 14 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19.10.2022 № 713 (в редакции от 08.06.2023) «О системе регулирования цен» с 1 января 2023 г. на территории Республики Беларусь при осуществлении предпринимательской деятельности в отношении всех товаров, в том числе потребительских, запрещаются товарообменные операции без поступления в установленном порядке денежных средств юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю (бартер, мена, зачет, новация, отступное).

В ч. 2 письма Министерства экономики Республики Беларусь от 24.03.2023 № 01-02-09/507-ЮЛ «О разъяснении норм постановления» предусмотрено, что для целей постановления № 713 под товарообменными операциями следует понимать операции, предусматривающие обмен товаров, работ, услуг на эквивалентное по стоимости количество других товаров, работ, услуг, предполагающие полный или частичный расчет в неденежной форме, при условии, что хотя бы одна из сторон сделки является поставщиком (продавцом) товаров.

По соглашению сторон обязательство может быть прекращено предоставлением взамен исполнения отступного (уплатой денег, передачей имущества и т.п.). Размер, сроки и порядок предоставления отступного устанавливаются сторонами (ст. 380 ГК).

Отступное является способом прекращения обязательства, когда сторонам предоставляется возможность заменить первоначально согласованный предмет исполнения другим предметом – отступным, предоставление которого прекращает существующее между сторонами обязательство.

Отступное также относится к неденежным способам расчета, когда исполнение обязательства перед контрагентом по сделке происходит без привлечения денежных средств.

В ч. 3 ст. 150 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» указано, что в случае неполного удовлетворения требований кредиторов и (или) неполного проведения необходимых выплат оставшееся недвижимое имущество должника, которое предлагалось к продаже, но не было продано в ходе ликвидационного производства (далее – нереализованное недвижимое имущество должника), а также движимое имущество должника и его дебиторская задолженность, которые предлагались к продаже, но не были проданы в ходе ликвидационного производства (далее – нереализованное движимое имущество должника), предлагаются управляющим кредиторам в счет погашения их требований.

Согласно ст. 138 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» для целей настоящего Закона погашенными требованиями кредиторов считаются удовлетворенные требования, а также требования, по которым достигнуто соглашение об отступном или о новации обязательства либо о прекращении обязательств по иным основаниям, определенным законодательством, если иное не установлено настоящим Законом.

Проведенный анализ позволяет утверждать:

  1. нормы п. 14 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19.10.2022 № 713 (в редакции от 08.06.2023) «О системе регулирования цен» к указанной ситуации не должны применяться. Такой неденежный способ расчета как соглашение об отступном, заключаемое в рамках конкурсного производства, должно быть исключением из действующих норм и правил регулирования цен;
  2. соглашение об отступном в конкурсном производстве в основном заключается в отношении неликвидного имущества должника и у кредитора нет иных альтернативных вариантов для расчета;
  3. по своей сути соглашение об отступном в рамках производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) представляет кредитору последнюю возможность хотя бы частично удовлетворить свои требования неденежным способом.

Вместе с тем нужно учитывать, что в настоящее время по данному вопросу отсутствует какое-либо разъяснение со стороны уполномоченного органа, поэтому при принятии значимых решений нужно учитывать возможные риски, которые могут возникнуть в связи возможным расхождением изложенного мнения с позицией компетентного органа.

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 4 июля 2023 г.


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Комментарий к новой редакции раздела V «Интеллектуальная собственность» Гражданского кодекса Республики Беларусь
Лосев Сергей Сергеевич, кандидат юридических наук, доцент

Законом Республики Беларусь от 13 ноября 2023 г. № 312-З (далее – Закон № 312-З) внесены многочисленные изменения в нормы Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК). В новой редакции изложен раздел V «Интеллектуальная собственность», нормы которого станут предметом данного комментария.

Читать подробнее
Календарь событий
до 3 мая 2024 г.
Общественное обсуждение
Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним»
Подробнее
22 мая 2024 г.
Столина Татьяна Владимировна, Шевченко Татьяна Анатольевна
Вебинар "Актуальные вопросы ведения делопроизводства в организации"
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.