Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 15.05.2024
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

ПАМЯТКА О ДОКУМЕНТАЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОЦЕДУР ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

АМЕЛЬЧЕНЯ Ю.А.,

доцент кафедры гражданского и хозяйственного права

Академии управления при Президенте Республики Беларусь,

кандидат юридических наук, медиатор

 

 

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 28 декабря 2016 г.

 

При организации и проведении процедур государственных закупок законодательством установлены требования, которые прямо или опосредованно связаны с документооборотом у заказчика (организатора). В зависимости от этапа процедур можно выделить следующие организационные действия заказчика (организатор) с соответствующим документальным оформлением:

1. Определение лица, ответственного за организацию и проведение процедур государственных закупок, определяется путем назначения на соответствующую должность специалиста по закупкам с включением в штатное расписание; либо в отсутствие штатной единицы у заказчика (организатора) работнику, обладающему необходимыми и достаточными знаниями для организации процедур государственных закупок, устанавливаются должностные обязанности в должностной инструкции с соответствующими обязанностями или приказом (распоряжением) с соответствующими функциями без их включения в должностную инструкцию.

2. Распорядительные документы о создании комиссии, ее составе, полномочиях (приказ, распоряжение). Комиссия создается при проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», далее – Закон). Правовое положение комиссии определяется Положением о комиссии, создаваемой заказчиком (организатором) при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 (в ред. от 27.01.2016, далее – Положение). При этом заказчик (организатор) вправе разработать на основании Положения действующее у конкретного заказчика (организатор) положение о комиссии, но в соответствии с Законом и Положением. Еще один локальный нормативный правовой акт – регламент работы комиссии – должен быть разработан и утвержден для определения требований к порядку организации работы комиссии и проведения заседаний комиссии, прав и обязанностей членов комиссии, включая председателя и секретаря, порядка участия в работе комиссии экспертов, требований к порядку разглашения информации о работе комиссии, к порядку принятия решений комиссии, оформления протокола заседания комиссии.

3. Маркетинговые исследования (исследования конъюнктуры рынка) по предмету государственной закупки. Методика проведения законодательством о государственных закупках не установлена. Наряду с этим для проведения процедуры государственных закупок и в том числе для подготовки документов, представляемых участникам, необходимо исследования рынка выстраивать как минимум по трем направлениям:

– исследование предмета государственной закупки – товаров, работ, услуг – потребительских, технических и экономических показателей (характеристик) и иных, на основании которых может быть определен предмет, а также необходимость закупки в одном предмете государственной закупки неоднородных товаров (работ, услуг). Так, по общему правилу, предмет государственной закупки определяется с учетом требований однородности товаров (работ, услуг), то есть в предмет государственной закупки включаются однородные товары (работы, услуги). Однородными товарами (работами, услугами) признаются товары (работы, услуги), относящиеся к одному подвиду общегосударственного классификатора Республики Беларусь «Классификатор продукции по видам экономической деятельности» (подп. 1.11 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)», в ред. от 03.06.2016). Соответственно предмету государственной закупки – товары, работы, услуги – определяется содержание договора на государственную закупку, а именно, подлежат ли включению в проект договора нормы о поставке товаров, оказании услуг, выполнении работ. Одновременно действует норма о том, что не допускается объединять в предмете государственной закупки или его части (лоте) технологически и функционально не связанные друг с другом неоднородные товары (работы, услуги), в том числе в целях исключения возможности добросовестной конкуренции среди поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (п. 6 ст. 20 Закона). В этой связи объединение в один предмет государственной закупки неоднородных товаров (работ, услуг) возможно, но при условии наличия технологической и функциональной связи между ними.

Также необходимо учитывать, включен ли предмет государственной закупки в перечень продукции легкой промышленности, для которой установлены условия допуска на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2016 г. № 206;

– исследование цены предмета государственной закупки, порядка их формирования, наличие или отсутствие производителей в Республике Беларусь для целей учета расходов по доставке предмета государственной закупки – товаров;

– исследование правового статуса участников рынка и условий деятельности на том или ином рынке (структура рынка для целей определения уровня конкуренции для исключения установления ограничений участия в процедуре государственных закупок, наличие специальных условий для осуществления деятельности – получения специального разрешения (лицензии), аттестата соответствия, сертификата и проч.

4. Составление годового плана государственных закупок, утверждение и размещение на официальном сайте (в срок до 8 марта текущего года), внесение при необходимости изменений в годовой план государственных закупок. Изменения и (или) дополнения в годовой план государственных закупок в течение 15 календарных дней со дня их принятия подлежат размещению на официальном сайте (ч. 2 п. 2 ст. 18 Закона). Форма годового плана государственных закупок содержится в приложении к Положению о порядке размещения информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках на официальном сайте, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 (ред. от 27.01.2016). Следует учитывать, что для целей организации и проведения государственных закупок требуется определить код по общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», исходя из которого далее будет определяться вид процедуры государственных закупок. Также обратим внимание, что для целей применения общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 в наименовании конкретного кода может быть указано «услуга» или «работа», но при определении потребности в предмете государственной закупки и выявлении сущности правоотношений, которые будут при этом возникать, следует руководствоваться подходом в Законе в части определения работ и услуг и соответствующими ему общегражданскими нормами для целей регулирования отношений.

Если принято решение об объединении в один предмет неоднородных товаров (работ, услуг), то код названного классификатора может быть выбран по коду одного из объединяемых товаров (работ, услуг) или может быть указано несколько кодов (соответственно объединенным товарам (работам, услугам)).

5. Разработка документации для организации и проведения процедуры государственных закупок. В ее состав могут входить техническое задание (при необходимости), приглашение к участию в процедуре государственных закупок, документы, представляемые участникам для подготовки предложений, включая проект договора, проектно-сметная (проектная) документация, дефектный акт и смета (для строительства), ответы на запросы о разъяснении документов, представляемых участникам для подготовки предложений (сведения о поступлении запросов и разъяснении содержания документов, представляемых участникам для подготовки предложений, и ответах на них далее отражаются в протоколах заседания комиссии). Примерные формы документов по процедурам государственных закупок содержатся в постановлении Министерства торговли Республики Беларусь от 26.06.2013 № 14 (в ред. от 16.08.2013).

6. Сами предложения участников, запросы о разъяснении предложений участников также относятся к документации по процедуре государственных закупок, которые впоследствии будут включены в дело по процедурам государственных закупок.

7. Протоколы заседания комиссии (протокол открытия предложений, протоколы о выборе участника-победителя, о признании процедуры несостоявшейся, об отмене). Решение об отмене процедуры принимается руководителем (приказ, распоряжение), комиссия заказчика такого полномочия не имеет. Между тем она может рекомендовать заказчику отменить процедуру государственной закупки / констатировать факт отмены процедуры государственных закупок. Так, на основании письма Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 21.09.2016 № 14-07/1870к «Об отмене процедуры государственной закупки» решение об отмене процедуры государственной закупки принимается заказчиком (организатором) с последующим оформлением комиссией, создаваемой заказчиком (организатором) при организации и проведении конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений (далее – комиссия), протокола, который содержит информацию о таком решении и размещается на официальном сайте в случае проведения открытого конкурса либо на электронной торговой площадке при проведении электронного аукциона/процедуры запроса ценовых предложений. Однако, полагаем, в случае если решение об отмене принято заказчиком (организатором) до истечения срока для подготовки и подачи предложений (то есть исходя из Закона и Положения – до момента начала полномочий комиссии, которая вступает в свои полномочия фактически с момента открытия предложений (п. 15 Положения)), то тогда созыв комиссии не требуется и на официальном сайте или на электронной торговой площадке размещаются сведения об отмене (сам приказ, распоряжение или иной документ) или сведения об отмене процедуры государственной закупки.

8. Обеспечение извещения участников в соответствии со ст. 27 Закона.

9. Сведения о поступлении заявлений от участников и иных юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, на основании ст. 52 Закона, а также сведения о результатах рассмотрения заказчиком (организатором) таких заявлений, в том числе распорядительные действия, совершение которых обусловлено решениями, принятыми по результатам рассмотрения таких заявлений.

10. Сведения о поступлении жалоб в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам – Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (в соответствии со ст.ст. 54–56 Закона), сведения о результатах обжалования, в том числе распорядительных действиях, совершение которых обусловлено решениями, принятыми по результатам рассмотрения таких жалоб уполномоченным государственным органом по государственным закупкам.

11. Составление справки о процедуре государственной закупки. Примерные формы справок по процедурам государственных закупок содержатся в постановлении Министерства торговли Республики Беларусь от 26.06.2013 № 14 (в ред. от 16.08.2013).

12. Формирование дела по процедурам государственных закупок, в состав которого также включается договор с участником-победителем. Ведение дела осуществляется заказчиком, а если привлекался организатор – также и организатором. В дело по процедурам государственных закупок должны быть включены документы, представляемые участнику для подготовки предложения, приглашения, протоколы заседаний комиссии, предложения, договор (за исключением дела по процедурам государственных закупок, которое ведет организатор), справка о процедуре государственной закупки, а также иные документы, определяемые государственным уполномоченным органом по государственным закупкам (п. 2 ст. 30 Закона).

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.